Решение по делу № 2-168/2016 от 01.04.2016

Дело № 2-168/16

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п.Ромоданово 04 мая 2016 г.

Ромодановский районный суд Республики Мордовия в составе

судьи Карякина В.Н.,

при секретаре Липатовой Л.А.,

с участием помощника прокурора Ромодановского района Республики Мордовия Чалдышкина Е.А.,

соистца – Михеева Д.Е.,

представителя ответчика – администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Калявиной Е.Е., действующей на основании доверенности № 201 от 05.02.2016г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ромодановского района Республики Мордовия, действующего в интересах Михеева Дмитрия Евгеньевича к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда,

установил:

прокурор Ромодановского района Республики Мордовия обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, в котором просит обязать администрацию Ромодановского муниципального района Республики Мордовия предоставить Михееву Д.Е. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в п.Ромоданово Ромодановского района Республики Мордовия, общей площадью не менее 33 кв.м.

В случае невозможности предоставления специализированного жилого помещения в границах п.Ромоданово Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, просит с согласия Михеева Д.Е. предоставить ему специализированное жилое помещение в другом населенном пункте.

В обоснование иска прокурор указал, что Михеев Д.Е. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые в силу действующего законодательства имеют право на обеспечение по месту жительства жильём не ниже установленных социальных норм. Постановлением главы администрации Ромодановского района Республики Мордовия от 02.03.2016 года №182 Михеев Д.Е принят на учет нуждающихся в жилом помещении. Вместе с тем, вопреки требованиям законодательства до настоящего времени Михееву Д.Е. жилое помещение предоставлено не было, чем нарушено его право на государственную поддержку на обеспечение по месту жительства жилым помещением.

В связи с этим, в защиту прав и интересов Михеева Д.Е. прокурор обращается в суд в соответствии со статьёй 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора Ромодановского района Республики Мордовия Чалдышкин Е.А. исковые требования прокурора поддержал по изложенным в заявлении основаниям.

Соистец Михеев Д.Е. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объёме и просил суд предоставить ему жилье в черте п.Ромоданово Ромодановского муниципального района Республики Мордовия.

Представитель ответчика – администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия – Калявина Е.Е., действующая на основании доверенности исковые требования не признала.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск прокурора Ромодановского района Республики Мордовия подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

В судебном заседании помощник прокурора Ромодановского района РМ Чалдышкин Е.А. суду пояснил, что Михеев Д.Е. 02.03.2016 года поставлен в администрации Ромодановского района РМ на учет нуждающихся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку своего жилья он не имеет. Родители Михеева Д.Е.: мать - ФИО2 и отец - ФИО3 лишены родительских прав, он воспитывался в интернате г.Ардатов Республики Мордовия. В настоящее время Михееву Д.Е. 20 лет, однако, ответчик не предоставил ему жилое помещение. Отсутствие денежных средств у ответчика не может являться основанием для непредставления Михееву Д.Е. жилого помещения, поскольку данной категории граждан жилое помещение предоставляется незамедлительно.

Соистец Михеев Д.Е. суду пояснил, что после того как родители были лишены родительских прав он был направлен в школу –интернат г.Ардатов, где жил и обучался до 11 класса. После окончания он поступил ФГБОУ «<данные изъяты>» на факультет <данные изъяты>. В настоящее время он обучается на третьем курсе, проживает в общежитии. В собственности жилья не имеет. В закрепленной за ним квартире он был один раз. Осмотрев её, он понял, что в ней проживать не возможно.

Представитель ответчика – администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Калявина Е.Е. (далее представитель ответчика) пояснила суду, что действительно Михеев Д.Е. относится к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и принят на учет нуждающихся в жилом помещении, который в соответствии с действующим законодательством имеет право на государственную поддержку на обеспечение по месту жительства жильём не ниже установленных социальных норм, а именно на территории п.Ромоданово Ромодановского муниципального района Республики Мордовия. За Михеевым Д.Е. была закреплена квартира. Однако Администрацией Ромодановского района РМ установлен факт невозможности проживания Михеева Д.Е. в <адрес>.2 по <адрес> п.Красный Узел Ромодановского района РМ, поскольку площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения.

Приобретение жилья для лиц из числа детей-сирот осуществляется по представлению субвенций из республиканского бюджета. В соответствии с законом Республики Мордовия от 22 декабря 2015г. №89-З «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2016год» Ромодановскому муниципальному району на 2016 год запланирована субвенция на обеспечение детей-сирот жильем в размере <данные изъяты> тысяч рублей. На данную сумму денежных средств будет приобретено жилье для детей-сирот в количестве 8 человек по которым имеются вступившее в законную силу решения суда о предоставлении жилья. Однако, данной суммы не достаточно для всех детей-сирот состоящих на учете на получение жилья в Ромодановском муниципальном районе РМ. В настоящее время администрация Ромодановского муниципального района РМ не может предоставить Михееву Д.Е. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м., так как осуществить указанные действия возможно лишь после поступления субвенций на реализацию указанных полномочий из Республиканского бюджета Республики Мордовия.

Кроме этого, суду следует учитывать, что даже и при условии поступления субвенций из бюджета Республики Мордовия на приобретение жилья для Михеева Д.Е. потребуется не менее трех месяцев для проведения торгов в соответствии с ФЗ от 05.04.2013г.№44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Суд считает, что доводы представителя ответчика Калявиной Е.Е. и ответчика в возражениях на исковое заявление не обоснованные и не основаны на нормах закона.

Согласно части первой статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть третья статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Жилищное законодательство в силу пункта «к» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путём предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путём приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, обозначен федеральным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно абзаца первого пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1 статьи 8 вышеназванного Федерального закона).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона).

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

Согласно подпункта 3 пункта 4 вышеуказанного закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу пункта 8 статьи 8 названного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу пункта «ж» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства.

В соответствии с требованиями части второй статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. № 24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет не менее 33 квадратных метров.

Порядок предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот устанавливается Правительством Республики Мордовия.

Согласно пункта 3 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, включающим предоставление жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения.

Финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счёт субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия (пункт 1 статьи 6 названного Закона).

Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013г. №24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в соответствующем населённом пункте.

В случае невозможности предоставления специализированного жилого помещения в границах соответствующего населенного пункта с согласия детей-сирот, лиц из числа детей-сирот им представляется специализированные жилые помещения в другом населенном пункте.

Из материалов дела следует, что Михеев Д.Е. родился ДД.ММ.ГГГГ в совхозе <адрес>, его мать – ФИО2 и отец ФИО3., на основании решения Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 18.12.2002 года, лишены родительских прав в отношении детей: Екатерины и Дмитрия(л.д.10,12).

Таким образом, Михеев Д.Е. является лицом из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он до совершеннолетия воспитывался ГБОУ « Ардатовский детский дом школа» для детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Согласно исследованного в судебном заседании постановления администрации Ромодановского района Республики Мордовия №180 от 01 марта 2016года установлен факт невозможности проживания Михеева Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в жилом помещении по адресу: <адрес>,где общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения(44,32/4=11,08 кв.м.)Данная квартира принадлежит администрации Ромодановского района РМ.

Согласно распоряжения главы администрации Ромодановского района РМ от 26 марта 2003года №85 обустройстве несовершеннолетних ФИО1 и Михеева Д.Е. за ними была закреплена вышеуказанная квартира.

Согласно выписки из похозяйственной книги№2 в вышеуказанной квартире площадью 44,32 кв.м. зарегистрированы четверо граждан, в том числе и Михеев Д.Е.

Согласно постановления администрации Ромодановского района РМ от 02.03.2016 года № 182, Михеев Д.Е. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(л.д.13).

Какой-либо зарегистрированной недвижимости Михеев Д.Е. не имеет, что подтверждается ответами филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия.

Из имеющихся в деле данных следует, что Михеев Д.Е. обучается на третьем курсе дневного отделения факультета физическая культура в МГПИ им. М.Е.Евсевьева.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Михеев Д.Е. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учёте нуждающихся в жилом помещении, следовательно, он имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением не ниже установленных социальных норм (33 кв.м. общей площади) по договору найма специализированного жилого помещения.

Довод представителя ответчика об отсутствии бюджетных средств на реализацию программы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями, суд считает несостоятельным, поскольку данный довод не имеет юридического значения для возникшего спора.

Михеев Д.Е. проживает в с.Красный Узел Ромодановского района Республики Мордовия и предоставляемое ему жилое помещение должно находиться в п.Ромоданово Ромодановского района Республики Мордовия. В случае невозможности предоставления жилого помещения в границах п.Ромоданово с согласия Михеева Д.Е. ему может быть предоставлено жилое помещение в другом населенном пункте данного муниципального района.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск прокурора Ромодановского района Республики Мордовия, удовлетворить.

Обязать администрацию Ромодановского муниципального района Республики Мордовия предоставить Михееву Дмитрию Евгеньевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории п.Ромоданово Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, общей площадью не менее 33 кв.м.

В случае невозможности предоставления специализированного жилого помещения в границах п.Ромоданово Ромодановского муниципального района Республики Мордовия с согласия Михеева Дмитрия Евгеньевича ему может быть предоставлено специализированное жилое помещение в другом населенном пункте Ромодановского муниципального района Республики Мордовия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Ромодановский районный суд Республики Мордовия.

Судья Ромодановского районного суда

Республики Мордовия В.Н.Карякин

2-168/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
Администрация Ромодановского района
Другие
Михеева Д.Е
Суд
Ромодановский районный суд Республики Мордовия
Дело на странице суда
romodanovsky.mor.sudrf.ru
01.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2016Передача материалов судье
04.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2016Подготовка дела (собеседование)
15.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2016Судебное заседание
04.05.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее