Дело № 2а-318/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 октября 2020 года п. Домбаровский
Домбаровский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Колдаева Р.Ю.,
при секретаре Котельниковой О.В.,
с участием помощника прокурора Домбаровского района Оренбургской области Артамоновой К.О.,
представителя административного ответчика - главы администрации муниципального образования «Домбаровский поссовет» Домбаровского района Оренбургской области Шуберта В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Домбаровского района Оренбургской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Домбаровский поссовет» Домбаровского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным и обязании принять меры по оформлению права собственности,
установил:
прокурор Домбаровского района Оренбургской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Домбаровский поссовет» Домбаровского района Оренбургской области, мотивировав его тем, что прокуратурой Домбаровского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, о муниципальной собственности. Проверкой установлено, что в нарушение требования законодательства, на территории муниципального образования «Домбаровский поссовет» Домбаровского района Оренбургской области расположено мостовое сооружение через балку <адрес> (координаты мостового сооружения №), которое не является муниципальной собственностью администрации поссовета. В бюджете администрации муниципального образования «Домбаровский поссовет» Домбаровского района Оренбургской области не предусмотрены денежные средства для ремонта указанного мостового сооружения, так как оно является бесхозяйными. На чьем-либо балансе указанное мостовое сооружение не состоит. Полагал, что бездействие администрации муниципального образования «Домбаровский поссовет» Домбаровского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по надлежащему оформлению права собственности на бесхозяйный объект – мостовое сооружение, предназначенный для обеспечения дорожного движения, и его содержанию создает угрозу жизни и здоровья граждан, нарушает их право на безопасность на дорогах.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Домбаровский поссовет» Домбаровского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по оформлению права собственности на мостовое сооружение через балку <адрес> расположенное на территории муниципального образования «Домбаровский поссовет» Домбаровского района Оренбургской области (координаты мостового сооружения №), обязать администрацию муниципального образования «Домбаровский поссовет» Домбаровского района Оренбургской области в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного объекта недвижимости – мостового сооружения через балку <адрес> <адрес>, расположенного на территории муниципального образования «Домбаровский поссовет» Домбаровского района Оренбургской области (координаты мостового сооружения №).
Представитель административного истца – помощник прокурора Домбаровского района Оренбургской области Артамонова К.О. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика – глава администрации муниципального образования «Домбаровский поссовет» Домбаровского района Оренбургской области Шуберт В.А. в судебном заседании исковые требования прокурора Домбаровского района Оренбургской области признал, не возражал против их удовлетворения.
Суд, заслушав помощника прокурора, представителя административного ответчика и исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В силу п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится в частности дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" одним из элементов обустройства автомобильных дорог являются мосты, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона.
В силу п.п. 1, 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу п. 5 ч. 5 Устава муниципального образования «Домбаровский поссовет» Домбаровского района Оренбургской области к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с силу указанных норм закона, устава администрации муниципального образования «Домбаровский поссовет» Домбаровского района Оренбургской области к полномочиям администрация муниципального образования «Домбаровский поссовет» Домбаровского района Оренбургской области относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Домбаровского района Оренбургской области проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования «Домбаровский поссовет» Домбаровского района Оренбургской области законодательства в сфере безопасности дорожного движения и о муниципальной собственности.
В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования «Домбаровский поссовет» Домбаровского района Оренбургской области расположено мостовое сооружение через балку <адрес> <адрес> (координаты мостового сооружения №), которое не является муниципальной собственностью администрации муниципального образования «Домбаровский поссовет» Домбаровского района Оренбургской области. Указанные обстоятельства подтверждаются ответом администрации муниципального образования «Домбаровский поссовет» Домбаровского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного прокурору Домбаровского района Оренбургской области, из содержания которого также следует, что в ДД.ММ.ГГГГ проводилась проверка технического состояния указанного мостового сооружения, по результатам которой его техническое состояние признано неудовлетворительным.
Согласно ответу администрации Домбаровского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № мостовые сооружения отсутствуют в реестре муниципального образования «Домбаровский район» Оренбургской области.
Доказательств того, что спорный объект недвижимого имущества принадлежит на каком-либо вещном праве или ином законном основании физическим или юридическим лицам, ответчиком в нарушение требования ст. 56 ГПК РФ не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Как предусмотрено п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества, в силу п. 4 названного Порядка, осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона (п. 9 Порядка принятия на учет бесхозяйной вещи).
Вместе с тем, до настоящего времени работа по постановке на регистрационный учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества и оформлению права собственности на него администрацией муниципального образования «Домбаровский поссовет» Домбаровского района Оренбургской области не проведена, несмотря на то, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, и обязан выполнить необходимые в рамках этого мероприятия в силу возложенных на него законом полномочий.
Органы местного самоуправления, в силу вышеуказанных правовых норм, уполномочены управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними, в том числе в целях обеспечения безопасности населения.
Учитывая изложенное, суд соглашается с доводами прокурора о том, что непринятие администрацией муниципального образования «Домбаровский поссовет» Домбаровского района Оренбургской области мер по оформлению права собственности на мостовое сооружение через балку <адрес> <адрес> (координаты мостового сооружения №), предназначенное для обеспечения дорожного движения, свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией Домбаровского поссовета требований федерального законодательства и создает угрозу жизни и здоровья граждан, нарушает их право на безопасность на дорогах.
В связи с установленными обстоятельствами, исходя из вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление прокурора Домбаровского района Оренбургской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Домбаровский поссовет» Домбаровского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным и обязании принять меры по оформлению права собственности подлежит удовлетворению.
Разрешая вопрос о сроке, в течение которого администрация муниципального образования «Домбаровский поссовет» Домбаровского района Оренбургской области должна произвести необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений, суд считает, что данные действия должны быть совершены административным ответчиком не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 46, 175 - 180, 227, 293 - 294 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ №).
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ №).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2020 ░░░░
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░