Решение по делу № 2-194/2019 от 10.12.2018

Дело № 2-194/2019 (№ 2-3773/2018)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Неделько О.С., при секретаре судебного заседания Давыдовой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 5 февраля 2019 года дело по иску Степаненко Ольги Денисовны к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска об установлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Степаненко О.Д. обратилась в суд с иском к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, в котором просит исключить из сведений единого государственного реестра недвижимости координаты характерных поворотных точек: точка 24 (Х=11 504,81; У=21 155,22), точка 25 (Х=11 500,71; У=21 164,15), точка 26 (Х=11 490,73; У=21 183,77) в отношении земельного участка с кадастровым номером (адрес (местоположение): Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, западная часть кадастрового квартала . На земельном участке расположен лесной участок Окружного участкового лесничества Омского лесопарка в квартале (выдел 44)); установить смежную границу между земельными участками с кадастровыми номерами в точках со следующими координатами: точка н8 (Х=11 487,21; У=21 190,78), точка н9 (Х=11 485,43; У=21 184,06), точка н10 (Х=11 482,50; У=21 172,60), точка н11 (Х=11 481,49; У=21 169,65), точка н12 (Х=11 479,89; У=21 169,00), точка н13 (Х=11 492,07; У=21 150,52) согласно заключению кадастрового инженера ООО «СИБЗЕМПРОЕКТ» Гартман А.Ф. от 26 ноября 2018 года.

Истец Степаненко О.Д., ее представитель по устному ходатайству в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, ранее 15 января 2019 года в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить.

Ответчик департамент имущественных отношений Администрации города Омска, в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об его отложении не заявлял.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора
СНТ «Шинник-3», БУ города Омска «Центр содержания и хранения имущества», в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об его отложении не заявляли.

Согласно статье 118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

В силу положений статьи 119 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика.

В соответствии с пунктом 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 года № 234, почтовые отправления при невозможности их вручения адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. По истечении срока хранения, регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу.

Приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 года № 343 введены в действие Особые условия приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», в силу п. 3.4 и п. 3.6 которых при неявке адресатов за такими почтовыми отправлениями в течение трех рабочих дней после доставки первичных извещений им доставляются и вручаются под расписку вторичные извещения. Неврученные адресатам заказные письма и бандероли разряда «Судебное» возвращаются по обратному адресу по истечении семи дней со дня их поступления на объект почтовой связи.

Возвращение в суд не полученного адресатом после двух его извещений заказного письма с отметкой «по истечении срока хранения» не противоречит действующему порядку вручения заказных писем и может быть оценено в качестве надлежащей информации органа связи о неявке адресата за получением заказного письма. В таких ситуациях предполагается добросовестность органа почтовой связи по принятию всех неоднократных мер, необходимых для вручения судебной корреспонденции, пока заинтересованным адресатом не доказано иное.

Если участник дела в течение срока хранения заказной корреспонденции, равного семи дням, дважды не явился без уважительных причин за получением судебной корреспонденции по приглашению органа почтовой связи, то суд вправе признать такое лицо извещенным надлежащим образом о месте и времени судебного заседания на основании статьи 167 ГПК РФ и рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, в порядке заочного производства в соответствии со статьей 233 ГПК РФ.

Исследовав собранные в ходе рассмотрения гражданского дела доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, руководствуясь следующим.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями пункту 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статье 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

На основании пункта 1 статья 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Одна из таких характеристик – описание местоположения земельного участка.

При этом указанная характеристика одного земельного участка одновременно характеризует другие земельные участки, смежные с ним. С учетом этого законодательство устанавливает соответствующие процедуры определения границ на местности и их согласования. В целом такие процедуры сводятся к предоставлению возможности смежным землевладельцам высказать свое мнение о расположении общей границы земельного участка и проводятся с целью соблюдения их интересов.

Из пункта 1 статьи 64 ЗК РФ следует, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.

Данная позиция подтверждается разъяснениями содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав», согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Согласно пункту 45 Постановления № 10/22, применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее.

В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

При этом следует учесть, что необходимость устранения указанных нарушений связанных с установлением границ земельного участка обусловлена нормами земельного законодательства, и требование об установлении границ земельных участков, заявленное к правообладателю смежного участка, является одним из способов устранения имеющегося пересечения их границ.

Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.

Результатом разрешения судом заявленного требования об установлении границ земельного участка является установление: границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, если судом будет установлено, что истец обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику.

Согласно статье 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствие с Решением Омского городского совета от 26 октября 2011 № 452 в редакции Решения Омского городского совета от 27 февраля 2013 года № 110 департамент распоряжается земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых, в частности, для строительства.

Таким образом, департамент имущественных отношений Администрации города Омска наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствие с Решением Омского городского совета от 27 февраля 2013 года № 110.

В соответствии со статьей 29 ЗК РФ, действовавшей до 1 марта 2015 года, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В силу пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ, действующей с 1 марта 2015 года, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование на основании, в том числе, решения органа государственной власти или органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Согласно Федеральному закону от 29 июля 2017 года № 280 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» до 1 января 2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, если земельный участок предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года
№ 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года
№ 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года:

1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка;

2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка;

3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.

Положения части 4 настоящей статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после 8 августа 2008 года (часть 5).

Таким образом, законодатель установил приоритет содержащихся в ЕГРН, в правоустанавливающих документах сведений о категории земель по сравнению с содержащимися в лесном реестре, лесном плане сведениями об отнесении земельных участков к лесному фонду. Законодатель также установил, что земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов даже в случае наличия о нем сведений в ЕГРН как о земельном участке, отнесенном к категории земель лесного фонда, в случае, если он до 8 августа 2008 года предоставлен садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, либо образован из указанного земельного участка.

Из материала дела следует и не оспорено сторонами, что 23 сентября 1988 года исполнительным комитетом Омского районного (городского) Совета народных депутатов садовому товариществу «Шинник» Шинного завода города Омска выдан государственный акт на право пользования землей, согласно которому за указанным землепользователем закреплено в целях коллективного садоводства и огородничества в бессрочное и бесплатное пользование 95,6 Га земли в границах согласно плану землепользования
(л.д. 175-176).

Согласно заключению от 30 сентября 1987 года по отводу земельного участка производственному объединению «Омскшина» для коллективного садоводства в границах землепользования совхоза «Красное Знамя» Омского района главным инженером - землеустроителем и директором совхоза «Красное Знамя» согласован отвод земельного участка площадью 40 Га (л.д. 177-180).

Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации города Омска № 896-р от 27 февраля 2015 года «О предоставлении в собственность земельного участка садоводческому некоммерческому товариществу «Шинник-3» в Октябрьском административном округе города Омска» земельный участок для коллективного садоводства площадью 100 173 кв.м, закреплен за СНТ «Шинник-3».

22 октября 1987 года истцу как члену садоводческого товарищества «Шинник-3» Омского района было предоставлено в собственность бесплатно 0,07 га пашни под целевое назначение – для садоводства на основании решения Омского районного Совета народных депутатов , что подтверждается свидетельством на право собственности на землю от 15 января 1993 года, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24 декабря 2007 года (л.д. 59, 150, 152, 188).

Истец является членом СНТ «Шинник-3», уплачивает членские взносы и за ним закреплен земельный участок (л.д. 37-40)

В соответствии с проектом планировки СНТ «Шинник-3» и справкой председателя СНТ «Шинник-3» от 14 ноября 2018 года земельный участок по аллее , закрепленный за истцом, им фактически используется и находится в границах землеотвода СНТ «Шинник-3», что также подтверждается правоустанавливающими документами, а также схемой расположения земельных участков СНТ «Шинник-3» (л.д. 37, 167-170).

Согласно выписке из протокола общего собрания членов СНТ «Шинник-3» от 30 марта 2012 года, членом садоводства разрешена постановка на кадастровый учет земельных участков в границах, сложившихся по многолетнему фактическому пользованию, в случае увеличения площади участков относительно документов о праве собственности, из земель общего пользования (л.д. 192)

Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из ГЗК) от 25 сентября 2007 года , предоставленный в собственность истцу земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости 1 ноября 2005 года (на основании свидетельства от 15 января 1993 года) и учтен с кадастровым номером с категорией земель – земли населенных пунктов, разрешенным использованием – для садоводства, его границы не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д.151).

Право собственности на данный объект недвижимости зарегистрировано за истцом в установленном законом порядке уполномоченным органом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24 декабря 2007 года.

В соответствии со статьей 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Исходя из статьи 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 2 ст. 11.2 ЗК РФ). Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке (пункт 8 статьи 11.2 ЗК РФ).

В силу пунктом 3 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно пункту 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Согласно пункту 1.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года, установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности. При этом в силу пункта 1.1 названной Инструкции межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

В силу требований части 1 статьи 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее – согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 названной статьи (далее – заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Часть 3 статьи 39 указанного закона предусматривает, что согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Статьей 40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного ч. 3 названной статьи случая (ч. 2 ст. 40 Закона).

Между тем, в настоящее время порядок определения границ земельных участков устанавливается Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в части 10 статьи 22 которого определено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно части 11 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, случая, предусмотренного статьей 60.2 настоящего Федерального закона, или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны

В силу части 1 статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.

Для уточнения местоположения границы и площади земельного участка, принадлежащею истцу с кадастровым номером , местоположением: Омская область, город Омск. Октябрьский административный округ, СНТ «Шинник-3», аллея , участок , кадастровым инженером Гартман А.Ф. проведены кадастровые работы, в ходе которых установлено, что фактическая площадь земельного участка составила 967 кв.м (допустимо в соответствии с минимальными и максимальными предельными размерами земельных участков, установленными Решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года ) и он имеет смежное землепользование с земельным участком лесного фонда.

Земельный участок лесного фонда учтен в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером его площадь составила 15 644 кв.м; с местоположением: <адрес>, Октябрьский административный округ, западная часть кадастрового квартала На земельном участке расположен лесной участок Октябрьского окружного участкового лесничества Омскою лесопарка в квартале (выдел 44), с категорией земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для размещения лесопарков (по документу, лесные участки).

Смежная граница между земельным участком с кадастровым номером
и земельным участком лесного фонда с кадастровым номером установлена по фактической границе земельного участка истца.

На прилагаемой схеме расположения земельных участков, отражено пересечение фактических границ земельного участка с кадастровым номером и учтенного в ЕГРН земельного участка с кадастровым номером в пределах ограниченных точками 1-24-25-26-н8-н9-н10-н11-н12-н13-1. Длина от точки 1 до точки 24 составляет 7,37 м, от точки 24 до точки 25 – 9,83м, от точки 25 до точки 26 – 22,06 м, от точки 26 до точки н8 – 7,86 м, от точки н8 до точки н9 – 6,95 м, от точки н9 до точки н10 – 11,83 м, от точки н10 до точки н11 – 3,12 м, от точки н11 до точки н12 – 1,73 м, от точки н12 до точки н13 – 22,13 м, от точки н13 до точки 1 – 10,62 м. Площадь пересечения земельных участков с кадастровыми номерами составляет 495 кв.м.

На прилагаемой схеме расположения земельных участков также отображено расположение объектов недвижимости на рассматриваемом земельном участке. На земельном участке расположен садовый дом и хозяйственная постройка. Садовый дом расположен на пересечении двух земельных участков, а именно земельный участок с кадастровыми номерами Хозяйственная постройка расположена в пределах земельного участка с кадастровым номером (л.д. 10-14).

Границы земельного участка не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом. другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ).

Из материалов дела следует и не оспорено лицами, участвующими в деле, что акт согласования характерных точек смежных границ спорных земельных участков при межевании земельного участка с кадастровым номером отсутствует, доказательства согласования координат характерных точек их смежных границ суду не представлены.

Согласно представленной схеме границ земельного участка СНТ «Шинник-3» место расположения земельного участка и его конфигурация соотносится со схемой его расположения указанной в заключение кадастрового инженера Гартман А.Ф. (л.д. 13, 167-170)

Доказательств того, что земельный участок истца находится за пределами земель, предоставленных в собственность по фактически занимаемой площади СНТ «Шинник-3» ответчиком и третьими лицами не представлено, вместе с тем, факт расположения земельного участка истца в пределах таких земель подтверждается предоставленными в материалы дела доказательствами.

Спорный земельный участок к числу земельных участков, ограниченных в обороте, которые не могут предоставляться в частную собственность, не относится.

Статья 21 Федерального закона от 21 июля 1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» содержала понятие технической ошибки, порядок и способы ее устранения.

Согласно пункту 3 статьи 1 Закона № 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признавались действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждали существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждали прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иные предусмотренных настоящим Федеральным законом сведения о недвижимом имуществе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 указанного Закона, кадастровой ошибкой признавалась воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Кадастровая ошибка в сведениях подлежала исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являлись документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являлись документами, поступившими в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (пункт 4 статьи 28 Закона № 221-ФЗ).

В настоящее время, в связи с вступлением в силу с 1 января 2017 года Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости установлено, что сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Федеральным законом сведений, является Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), а не государственный кадастр недвижимости.

Согласно части 3 статьи 61 Закона № 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее – реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке (часть 9 статьи 61 Закона № 218-ФЗ).

Таким образом, как ранее действовавшее законодательство, так и законодательство, действующее в настоящее время, предусматривают возможность устранения ошибок в сведениях соответствующих государственных информационных ресурсов по решению суда.

В данном случае воспроизведение в государственном реестре ошибки оказалось следствием ошибки, допущенной при проведении межевания земельного участка с кадастровым номером

На основании изложенного оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, в связи с отсутствием опровергающих доказательств со стороны ответчиков и третьих лиц факта выхода участка за пределы землеотвода СНТ «Шинник-3», а также согласования границ выделенного истцу земельного участка в иных границах, нежели установлены в результате межевания, непосредственно при предоставлении данных участков в собственность истцу либо позднее, учитывая, что земельный участок предоставлен истцу до 1 января 2016 года, и находится на землях, предоставленных СНТ «Шинник-3» до 8 августа 2008 года, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Степаненко О.Д. и исключении из сведений единого государственного реестра недвижимости координаты характерных поворотных точек: точка 24 (Х=11 504,81; У=21 155,22), точка 25 (Х=11 500,71; У=21 164,15), точка 26 (Х=11 490,73; У=21 183,77) в отношении земельного участка с кадастровым номером (адрес (местоположение): <адрес>, Октябрьский административный округ, западная часть кадастрового квартала На земельном участке расположен лесной участок Окружного участкового лесничества Омского лесопарка в квартале (выдел 44)); а также установлении смежной границы между земельными участками с кадастровыми номерами в точках со следующими координатами: точка н8 (Х=11 487,21; У=21 190,78), точка н9 (Х=11 485,43; У=21 184,06), точка н10 (Х=11 482,50; У=21 172,60), точка н11 (Х=11 481,49; У=21 169,65), точка н12 (Х=11 479,89; У=21 169,00), точка н13 (Х=11 492,07; У=21 150,52) согласно заключению кадастрового инженера ООО «СИБЗЕМПРОЕКТ» Гартман А.Ф. от 26 ноября 2018 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковое заявление Степаненко Ольги Денисовны к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска об установлении границ земельного участка – удовлетворить.

Исключить из сведений единого государственного реестра недвижимости координаты характерных поворотных точек: точка 24 (Х=11 504,81; У=21 155,22), точка 25 (Х=11 500,71; У=21 164,15), точка 26 (Х=11 490,73; У=21 183,77) в отношении земельного участка с кадастровым номером (адрес (местоположение): <адрес>, Октябрьский административный округ, западная часть кадастрового квартала . На земельном участке расположен лесной участок Окружного участкового лесничества Омского лесопарка в квартале (выдел 44)), согласно заключению кадастрового инженера ООО «СИБЗЕМПРОЕКТ» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ.

Установить смежную границу между земельными участками с кадастровыми номерами в точках со следующими координатами: точка н8 (Х=11 487,21; У=21 190,78), точка н9 (Х=11 485,43; У=21 184,06), точка н10 (Х=11 482,50; У=21 172,60), точка н11 (Х=11 481,49; У=21 169,65), точка н12 (Х=11 479,89; У=21 169,00), точка н13 (Х=11 492,07; У=21 150,52) согласно заключению кадастрового инженера ООО «СИБЗЕМПРОЕКТ» Гартман А.Ф. от 26 ноября 2018 года.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения, с соблюдением требований статьи 242 ГПК РФ.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                          подпись          О.С. Неделько

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 11 февраля 2019 года.

Судья                          подпись               О.С. Неделько

2-194/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Другие
СНТ "Шинник-3"
БУ "Центр содержания и хранения имущества"
Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска
Степаненко О.Д.
Суд
Октябрьский районный суд г. Омск
Дело на странице суда
octobercourt.oms.sudrf.ru
10.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.12.2018Передача материалов судье
14.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2018Подготовка дела (собеседование)
25.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2019Судебное заседание
21.01.2019Судебное заседание
05.02.2019Судебное заседание
11.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2019Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
11.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2019Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
05.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее