Дело № 2-1962/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2019 года город Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Петрухиной О. А.,
при секретаре судебного заседания Фондеркиной В. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сытова Александра Викторовича к Садоводческому некоммерческому товариществу «Энергия-2» о признании недействительным решения правления,
установил:
Сытов А. В., действуя через своего представителя Харитонова В. И., обратился в суд с иском Садоводческому некоммерческому товариществу «Энергия-2» о признании недействительным решения Правления от 28 апреля 2019 года в части обязания потребителей электроэнергии в СНТ вынести электросчетчики на границы земельных участков.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником двухэтажного здания, расположенного на земельном участке № 139 в садоводческом товариществе «Энергия-2». 28 апреля 2019 года состоялось заседание правления СНТ, на котором было принято решение об обязании всех потребителей электроэнергии в СНТ вывести электросчетчики на границы земельных участков, выполнив данную работу до 01 сентября 2019 года. Истец полагает, что оспариваемым решением на него возлагается обязанность, которая противоречит действующему законодательству, а также данное решение принято правлением товарищества за пределами его полномочий.
Истец Сытов А. В., уведомленный о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, реализовав свое право на участие в разбирательстве дела через своего представителя Харитонова В. И., действующего на основании доверенности.
Представитель истца Харитонов В. И. в судебном заседании требования иска поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, вновь приведя их суду.
Представители ответчиков Кучеренко Г. П. и Калинин Б. С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, ссылаясь на необоснованность заявленного иска, просили в иске Сытову А. В. отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Так, судом установлено, что Сытов А. В. является собственником земельного участка № общей площадью 548 квадратных метра и двухэтажного здания общей площадью 185 квадратных метра, расположенных в садоводческом некоммерческом товариществе «Энергия-2» гор. Новочебоксарск Чувашской Республики, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права <адрес> и <адрес>, выданными 11 июня 2014 года Управлением Росреестра по Чувашской Республике.
При этом, Сытов А. В. не является членом СНТ «Энергия-2», в границах которого расположены принадлежащие истцу земельный участок и двухэтажное здание.
Также судом установлено, что 28 апреля 2019 года состоялось заседание правления СНТ «Энергия-2», на повестку дня которого было поставлено два вопроса:
1) Оплата задолженности за электроэнергию;
2) Установка электросчетчиков согласно п. 144 Постановления Правительства РФ № 442.
По результатам заседания правления по повестке дня были приняты решения:
- Оплатить долг за потребленную электроэнергию за счет взносов.
- Обязать всех потребителей электроэнергии в СНТ вынести электросчетчики на границы земельных участков, выполнив данную работу до 01 сентября 2019 года силами владельцев участков.
Полагая решение правления по вопросу № 2 повестки дня незаконным, а также нарушающим права истца, последний обратился в суд с настоящим иском.
Правоотношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, регулируются нормами Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ, собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ) и огороднические некоммерческие товарищества (ОНТ).
В соответствии со ст. 5 указанного Федерального закона ведение садоводства или огородничества на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе может осуществляться собственниками или в случаях, установленных частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона, правообладателями садовых или огородных земельных участков, не являющимися членами товарищества.
Согласно положений ст. 16 Федерального закона № 217-ФЗ, высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества.
В товариществе создаются единоличный исполнительный орган (председатель товарищества) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление товарищества).
Наряду с исполнительными органами, указанными в части 3 настоящей статьи, в порядке и для целей, которые предусмотрены уставом товарищества, должна быть образована ревизионная комиссия (ревизор).
Решения органов товарищества, принятые в пределах компетенции таких органов, являются обязательными для исполнения всеми членами товарищества.
Из положений ст. 5 Федерального закона № 217-ФЗ следует, что собственники земельных участков или правообладатели садовых или огородных земельных участков, не являющиеся членами товарищества, ведущие садоводство или огородничество на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе вправе принимать участие в общем собрании членов товарищества.
По вопросам, указанным в пунктах 4 - 6, 21 и 22 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе принимать участие в голосовании при принятии по указанным вопросам решений общим собранием членов товарищества. По иным вопросам повестки общего собрания членов товарищества лица, указанные в части 1 настоящей статьи, в голосовании при принятии решения общим собранием членов товарищества участия не принимают.
Данные лица обладают правом обжаловать решения органов товарищества, влекущие для этих лиц гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом (ч. 8 ст. 5 указанного Федерального закона).
В силу положений ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Статьей 181.4 ГК РФ определено, что решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
Согласно ст. 181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2) принято при отсутствии необходимого кворума;
3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Из разъяснений данных в п. 107 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ» следует, что по смыслу абзаца второго пункта 1 статьи 181.3, статьи 181.5 ГК РФ решение собрания, нарушающее требования ГК РФ или иного закона, по общему правилу является оспоримым, если из закона прямо не следует, что решение ничтожно.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона № 217-ФЗ, к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относятся:
1) изменение устава товарищества;
2) избрание органов товарищества (председателя товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), досрочное прекращение их полномочий;
3) определение условий, на которых осуществляется оплата труда председателя товарищества, членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора), а также иных лиц, с которыми товариществом заключены трудовые договоры;
4) принятие решения о приобретении товариществом земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о совершении необходимых действий для приобретения указанных земельных участков;
5) принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования;
6) принятие решения о передаче недвижимого имущества общего пользования в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, в государственную собственность субъекта Российской Федерации или в собственность муниципального образования, в границах которых расположена территория садоводства или огородничества;
7) прием граждан в члены товарищества, исключение граждан из числа членов товарищества, определение порядка рассмотрения заявлений граждан о приеме в члены товарищества;
8) принятие решения об открытии или о закрытии банковских счетов товарищества;
9) одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории, подготовленных в отношении территории садоводства или огородничества;
10) распределение образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества с указанием условных номеров земельных участков согласно утвержденному проекту межевания территории для их последующего предоставления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;
11) утверждение отчетов ревизионной комиссии (ревизора);
12) утверждение положения об оплате труда работников и членов органов товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора), заключивших трудовые договоры с товариществом;
13) принятие решений о создании ассоциаций (союзов) товариществ, вступлении в них или выходе из них;
14) заключение договора с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором товарищества;
15) утверждение порядка ведения общего собрания членов товарищества, деятельности председателя и правления товарищества, деятельности ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
16) рассмотрение жалоб членов товарищества на решения и действия (бездействие) членов правления, председателя, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
17) утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решения о ее исполнении;
18) утверждение отчетов правления товарищества, отчетов председателя товарищества;
19) определение порядка рассмотрения органами товарищества заявлений (обращений, жалоб) членов товарищества;
20) принятие решения об избрании председательствующего на общем собрании членов товарищества;
21) определение размера и срока внесения взносов, порядка расходования целевых взносов, а также размера и срока внесения платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;
22) утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов, финансово-экономического обоснования размера платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;
23) принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса.
Согласно положений ст. 18 Федерального закона № 217-ФЗ, заседания правления товарищества созываются председателем товарищества по мере необходимости в сроки, установленные уставом товарищества (ч. 4). Заседание правления товарищества правомочно, если на нем присутствует не менее половины его членов (ч.5). Решения правления товарищества принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов правления. При равенстве голосов голос председателя товарищества является решающим (ч. 6).
Частью 7 указанной статьи определено, что к полномочиям правления товарищества относятся:
1) выполнение решений общего собрания членов товарищества;
2) принятие решения о проведении общего собрания членов товарищества или обеспечение принятия решения общего собрания членов товарищества в форме очно-заочного или заочного голосования;
3) принятие решения о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества или о необходимости проведения внеочередного общего собрания членов товарищества в форме очно-заочного или заочного голосования;
4) руководство текущей деятельностью товарищества;
5) принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества;
6) принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
7) обеспечение исполнения обязательств по договорам, заключенным товариществом;
8) обеспечение создания и использования имущества общего пользования товарищества, а также создание необходимых условий для совместного владения, пользования и распоряжения гражданами таким имуществом;
9) составление приходно-расходных смет и отчетов правления товарищества и представление их на утверждение общему собранию членов товарищества;
10) ведение учета и отчетности товарищества, подготовка годового отчета и представление его на утверждение общему собранию членов товарищества;
11) обеспечение ведения делопроизводства в товариществе и содержание архива в товариществе;
12) контроль за своевременным внесением взносов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обращение в суд за взысканием задолженности по уплате взносов или платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, в судебном порядке;
13) рассмотрение заявлений членов товарищества;
14) разработка и представление на утверждение общего собрания членов товарищества порядка ведения общего собрания членов товарищества и иных внутренних распорядков товарищества, положений об оплате труда работников и членов органов товарищества, заключивших трудовые договоры с товариществом;
15) подготовка финансово-экономического обоснования размера взносов, вносимых членами товарищества, и размера платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Частью 8 этой же статьи предусмотрено, что правление товарищества в соответствии с его уставом имеет право принимать решения, необходимые для достижения целей деятельности товарищества, за исключением решений, отнесенных настоящим Федеральным законом и уставом товарищества к полномочиям иных органов товарищества.
Положения раздела 9 устава СНТ «Энергия-2» содержат в себе вопросы, относящиеся к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества, к числу которых относятся: 1) изменение устава товарищества; 2) избрание органов товарищества (председателя товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), досрочное прекращение их полномочий; 3) определение условий, на которых осуществляется оплата труда председателя товарищества, членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора), а также иных лиц, с которыми товариществом заключены трудовые договоры; 4) принятие решения о приобретении товариществом земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о совершении необходимых действий для приобретения указанных земельных участков; 5) принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования; 6) принятие решения о передаче недвижимого имущества общего пользования в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, в государственную собственность субъекта Российской Федерации или в собственность муниципального образования, в границах которых расположена территория садоводства или огородничества; 7) прием граждан в члены товарищества, исключение граждан из числа членов товарищества, определение порядка рассмотрения заявлений граждан о приеме в члены товарищества; 8) принятие решения об открытии или о закрытии банковских счетов товарищества; 9) одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории, подготовленных в отношении территории садоводства или огородничества; 10) распределение образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества с указанием условных номеров земельных участков согласно утвержденному проекту межевания территории для их последующего предоставления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации; 11) утверждение отчетов ревизионной комиссии (ревизора); 12) утверждение положения об оплате труда работников и членов органов товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора), заключивших трудовые договоры с товариществом; 13) принятие решений о создании ассоциаций (союзов) товариществ, вступлении в них или выходе из них; 14) заключение договора с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором товарищества; 15) утверждение порядка ведения общего собрания членов товарищества, деятельности председателя и правления товарищества, деятельности ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; 16) рассмотрение жалоб членов товарищества на решения и действия (бездействие) членов правления, председателя, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; 17) утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решения о ее исполнении; 18) утверждение отчетов правления товарищества, отчетов председателя товарищества; 19) определение порядка рассмотрения органами товарищества заявлений (обращений, жалоб) членов товарищества; 20) принятие решения об избрании председательствующего на общем собрании членов товарищества; 21) определение размера и срока внесения взносов, порядка расходования целевых взносов, а также размера и срока внесения платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона; 22) утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов, финансово-экономического обоснования размера платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона; 23) принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса.
Согласно п. 10.3 Устава СНТ «Энергия-2», количество членов правления товарищества не может быть менее 5 человек и должно составлять не более 5 % от общего числа членов товарищества. Члены правления избираются общим собранием членов товарищества на срок три года.
Пунктом 10.5 Устава предусмотрено, что заседание правления товарищества правомочно, если на нем присутствует не менее половины его членов.
Пунктом 10.7 Устава определены полномочия правления, к числу которых относятся:
- выполнение решений общего собрания членов товарищества (10.7.1);
- принятие решения о проведении общего собрания членов товарищества или обеспечение принятия решения общего собрания членов товарищества в форме очно-заочного или заочного голосования (10.7.2);
- принятие решения о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества или о необходимости проведения внеочередного общего собрания членов товарищества в форме очно-заочного или заочного голосования (10.7.3);
4) руководство текущей деятельностью товарищества (10.7.4);
5) принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества (10.7.5);
6) принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (10.7.6);
7) обеспечение исполнения обязательств по договорам, заключенным товариществом (10.7.7);
8) обеспечение создания и использования имущества общего пользования товарищества, а также создание необходимых условий для совместного владения, пользования и распоряжения гражданами таким имуществом (10.7.8);
9) составление приходно-расходных смет и отчетов правления товарищества и представление их на утверждение общему собранию членов товарищества (10.7.9);
10) ведение учета и отчетности товарищества, подготовка годового отчета и представление его на утверждение общему собранию членов товарищества (10.7.10);
11) обеспечение ведения делопроизводства в товариществе и содержание архива в товариществе (10.7.11);
12) контроль за своевременным внесением взносов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обращение в суд за взысканием задолженности по уплате взносов или платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, в судебном порядке (10.7.12);
13) рассмотрение заявлений членов товарищества (10.7.13);
14) разработка и представление на утверждение общего собрания членов товарищества порядка ведения общего собрания членов товарищества и иных внутренних распорядков товарищества, положений об оплате труда работников и членов органов товарищества, заключивших трудовые договоры с товариществом (10.7.14);
15) подготовка финансово-экономического обоснования размера взносов, вносимых членами товарищества, и размера платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 Федерального закона № 217-ФЗ (10.7.15).
Согласно пункта 10.8 Устава, правление товарищества в соответствии с его Уставом имеет право принимать решения, необходимые для достижения целей деятельности товарищества, за исключением решений, отнесенных Федеральным законом и уставом товарищества к полномочиям иных органов товарищества.
Согласно обстоятельств дела, на момент принятия 28 апреля 2019 года оспариваемого решения, в состав правления СНТ «Энергия-2» входило 4 человека, что не противоречит нормам Федерального закона № 217-ФЗ.
На заседании правления 28 апреля 2019 года присутствовали все четыре члена правления.
Таким образом, оспариваемое в рамках настоящего дела решение правления было принято по вопросу, включенному в повестку дня, при наличии необходимого кворума.
При этом, суд также полагает, что решение по данному вопросу было принято в пределах компетенции правления СНТ, поскольку ни положения Федерального закона № 217-ФЗ, ни положения Устава СНТ «Энергия-2» не относят принятие такого решения к исключительной компетенции общего собрания членов СНТ, в то время, как положения ч. 8 статьи 18 ФЗ № 217, а также положения Устава СНТ предусмотривают, что правление товарищества в соответствии с его уставом имеет право принимать решения, необходимые для достижения целей деятельности товарищества, за исключением решений, отнесенных настоящим Федеральным законом и уставом товарищества к полномочиям иных органов товарищества.
Согласно п. 1.3 Устава, целями СНТ являются:
- выращивание членами товарищества плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения, хозяйственных строений и сооружений);
- создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия);
- содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории товарищества;
- содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе, с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.
Оценивая доводы стороны истца о нарушении при принятии оспариваемого решения норм действующего законодательства, регулирующего вопросы энергоснабжения, суд также находит данные доводы несостоятельными.
Так, оспариваемое решение об обязании потребителей электроэнергии в СНТ вынести счетчики на границы земельных участков принималось правлением СНТ в соответствии с п. 144 Постановления Правительства РФ № 442 от 04 мая 2012 года «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».
В соответствии с ч. 9 ст. 11 Федерального закона 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетическую эффективности и о внесении изменении в отдельные законодательные акты РФ» собственники зданий и помещений обязаны обеспечивать оснащение их приборами учета используемых энергетический ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 приведенного закона потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с помощью приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил учета электрической энергии, утвержденных Минтопэнерго России 19.09.1996 года, организация учета электроэнергии должна осуществляться в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов в части мест установки средств учета, размещения счетчиков и выполнения электропроводки к ним.
Согласно п. 144 Постановления Правительства РФ № 442 от 04 мая 2012 года в редакции Постановления Правительства РФ от 21.12.2018 № 1622, приборы учета в отношении граждан, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, подлежат установке на границах земельных участков.
Этим же пунктом определено, что при отсутствии технической возможности установки прибора учета в отношении гражданина, осуществляющего ведение садоводства или огородничества на земельном участке, расположенном в границах территории садоводства или огородничества, - на границе земельного участка, прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе земельного участка, в котором имеется техническая возможность его установки.
Данный пункт 144 Постановления Правительства РФ № 442 от 04 мая 2012 года в предыдущей редакции, то есть в редакции Постановления Правительства РФ от 10.11.2017 № 1351, предусматривал, что приборы учета подлежат установке в отношении членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границах земельных участков. При отсутствии технической возможности установки прибора учета в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границе земельного участка, прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе земельного участка, в котором имеется техническая возможность его установки.
Таким образом, как действующей редакцией п. 144 Постановления Правительства РФ № 442 от 04 мая 2012 года, так и предыдущей редакцией указанного пункта Постановления № 442, предусмотрено, что членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, надлежит устанавливать приборы учета электроэнергии на границах земельных участков, а при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе земельного участка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе земельного участка, в котором имеется техническая возможность его установки.
При этом, более ранняя редакция п. 144 не регламентировала порядок установки приборов учета в отношении граждан, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на земельном участке, расположенном в границах территории садоводства или огородничества, и предусматривала, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки (п. 145 Постановления Правительства РФ № 442 от 04 мая 2012 года «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»).
Таким образом, оспариваемое в рамках настоящего дела решение правления СНТ «Энергия-2», которым на потребителей электроэнергии в СНТ возложена обязанность по установке приборов учета электроэнергии на границах земельных участков не противоречит вышеприведенным нормам действующего законодательства.
То обстоятельство, что электросчетчик на земельном участке, принадлежащем истцу Сытову А. В. был установлен ранее изменений, внесенных в п. 144 Постановления Правительства РФ № 442 от 04 мая 2012 года с соблюдением требований п. 1.5.27 Правил устройств электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003 г. № 242, на что ссылалась сторона истца в исковом заявлении и при рассмотрении дела, не свидетельствует о незаконности обжалуемого в рамках настоящего дела решения правления СНТ «Энергия-2» от 28 апреля 2019 года.
Действительно, в соответствии с частью 1 пункта 1.5.27 Правил устройства электроустановок, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979, приборы учета электроэнергии устанавливаются в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и нестесненном для работы месте с температурой зимой не ниже 0 градусов.
Вместе с тем, согласно части 3 пункта 1.5.27Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание (ред. от 20.06.2003), допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки.
Более того, исходя из буквального толкования положений ч. 8 ст. 5 Федерального закона № 217-ФЗ во взаимосвязи с положениями ст. ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса РФ, истец, оспаривая решения соответствующего гражданско-правового сообщества, несет процессуальную обязанность доказывания факта нарушения его прав и законных интересов оспариваемым решением. Также при обращении в суд истец должен доказать, какие его права и охраняемые интересы будут восстановлены в случае удовлетворения иска.
Между тем, по настоящему делу истцом указанные обстоятельства не доказаны, как не доказано и причинение истцу убытков оспариваемым решением правления СНТ.
Само по себе принятие правлением СНТ решения, обязывающего установить приборы учета электроэнергии в соответствии с требованиями действующего законодательства, не может расцениваться как нарушение прав и законных интересов истца.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований Сытова А. В. по делу не имеется.
В связи с чем, суд отказывает Сытову А. В. в удовлетворении его исковых требований о признании недействительными решения правления СНТ «Энергия-2» от 28 апреля 2019 года о возложении на потребителей электроэнергии в СНТ «Энергия-2» обязанности по установке приборов учета электроэнергии на границах земельных участков.
Положениями ст. 98 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку в данном случае в иске истцу отказано, то суд не усматривает законных оснований для возмещения истцу за счет ответчика расходов на оплату госпошлины.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Сытова Александра Викторовича к Садоводческому некоммерческому товариществу «Энергия-2» о признании недействительным решения правления от 28 апреля 2019 года в части обязания потребителей электроэнергии в Садоводческом некоммерческом товариществе вынести электросчетчики на границы земельных участков отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.
Судья О.А. Петрухина
Мотивированное решение составлено 01 ноября 2019 года.