Дело № 2-633/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2018 года с. Павловск
Павловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Полуниной О. Г.,
при секретаре Чуварзиной О.В.,
с участием прокурора Малых О.А.,
представителей истца Медведева А.Ю., Анисимовой С.А.,
представителей ответчика Зубаневой О.В., Дремовой И.Н., Лисненко Ю.А.,
третьих лиц Бикмаева М.В., Казанцевой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах субъекта Российской Федерации – <адрес> в лице КГКУ «Региональное жилищное управление», неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о возложении обязанности организовать теплоснабжение многоквартирных домов, к ООО «С.» о возложении обязанности обеспечить теплоснабжение многоквартирных домов,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, субъекта Российской Федерации в лице КГКУ «Региональное жилищное управление», обратился в суд с иском к администрации <адрес> об обязании организовать теплоснабжение многоквартирных домов <номер>, <номер> по <адрес> в <адрес>, к ООО «С.» - обеспечить теплоснабжение указанных жилых домов.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки по обращению Бикмаева М.В. о непринятии администрацией района мер к организации теплоснабжения населения установлено, что собственником земельного участка, здания и оборудования котельной, расположенных по адресу: <адрес>, является Бикмаев М.В. Котельной отапливаются вышеуказанные многоквартирные жилые дома. Теплоснабжение жилых домов в отопительные периоды 2016-2017гг., 2017-2018гг. осуществляло ООО «С.» с использованием для указанных целей котельной и оборудования, принадлежащих Бикмаеву М.В. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Бикмаев М.В. уведомил администрацию <адрес> об отказе отапливать многоквартирные дома в отопительном периоде 2018-2019 гг. и решении реализовать котельную и земельный участок в случае отказа принять объекты безвозмездно в собственность муниципального района, о необходимости принятия администрацией района мер по обеспечению надежного источника теплоснабжения указанных многоквартирных домов. Таким образом, Бикмаев М.В. фактически уведомил администрацию района о выводе источника тепловой энергии из эксплуатации. <адрес>, рассмотрев указанные уведомления Бикмаева М.В., сообщила последнему о необходимости изучения документов, подтверждающих технические параметры котельного оборудования, при этом не приняла мер к организации теплоснабжения указанных многоквартирных домов. ООО «С.» в информации на запрос прокурора уведомило о намерении не оказывать услуги отопления жителям многоквартирных домов по указанным адресам в отопительном периоде 2018-2019 гг. в связи с планируемым Бикмаевым М.В. выводом котельной из эксплуатации, отсутствием у общества другого оборудования для осуществления теплоснабжения. В нарушение требований ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п.18 Правил вывода в ремонт из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, при наличии угрозы возникновения дефицита тепловой энергии администрация района не исполнила обязанность в течение 30 дней со дня поступления первого уведомления от собственника котельной потребовать от владельца указанного объекта приостановить его вывод из эксплуатации не более чем на три года. При этом право выкупа у собственника указанного объекта теплоснабжения либо приобретения его на безвозмездной основе администрация района также не реализовала. Собственником котельной Бикмаевым М.В. также нарушен порядок вывода из эксплуатации источника тепловой энергии, уведомление подано им менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода из эксплуатации источника тепловой энергии. ООО «С.» о предстоящем выводе из эксплуатации котельной, прекращении теплоснабжения в предстоящем отопительном периоде 2018-2019 гг. не уведомляло ни администрацию района, ни потребителей тепловой энергии. В связи с этим теплоснабжение многоквартирных домов в предстоящем отопительном периоде обществом не может быть прекращено. До настоящего времени администрацией района вопрос об организации теплоснабжения многоквартирных домов по указанным адресам не решен. ООО «С.» котельная, отапливающая данные дома, к отопительному периоду не готовится. Таким образом, в результате бездействия ответчиков в настоящее время существует реальная угроза срыва начала отопительного сезона 2018-2019гг.
В судебном заседании помощник прокурора Малых О.А. поддержала исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель истца Медведев А.Ю. поддержал исковые требования прокурора к администрации <адрес> в части организации теплоснабжения многоквартирных домов по <адрес>, <номер>, <номер>, <адрес>, полагая, что эта обязанность возложена законом на орган местного самоуправления. При этом каким образом будет организовано теплоснабжение, не имеет значения. Требование к ООО «С.» об обязании обеспечить теплоснабжение вышеуказанных многоквартирных домов не поддерживает, так как оно собственником объекта не является.
Представитель ответчика - администрации <адрес> Зубанева О.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что администрацией района предпринимались и предпринимаются все надлежащие меры по организации теплоснабжения вышеуказанных жилых домов. В адрес ООО «С.» направлено распоряжение администрации о начале отопительного сезона 2018-2019 годов и требование начать отопительный сезон для потребителей теплоэнергии в многоквартирных домах <номер>, <номер> по <адрес> в <адрес>. Бикмаеву М.В. направлено письмо о необходимости выполнения всех установленных законом условий вывода объекта из эксплуатации. Обращение Бикмаева М.В. о принятии котельной в муниципальную собственность не было рассмотрено администрацией района ввиду отсутствия технической документации на оборудование.
Представитель ответчика администрации <адрес> Дремова И.Н. суду пояснила, что жилые многоквартирные дома <номер> и <номер> по <адрес> строились с индивидуальным источником теплоснабжения. ООО «С.» сдавал дома с условием, что отапливать дома должен был Бикмаев М.В. Полагает, что котельная является общедомовым имуществом, поэтому собственники сами должны решать, как организовать теплоснабжение. В схему теплоснабжения эти дома не включены, так как не являются централизованной сетью, а является подводящей сетью, расположены в пределах 6 км до ближайшего отапливаемого объекта. Техническую документацию на котельное оборудование собственник не передал, без нее прием котельной в муниципальную собственность невозможен.
Представитель ответчика ООО «С.» Лисненко Ю.А. иск не признал, пояснил, что ООО «С.» не является ни собственником жилых домов по <адрес> <номер> и <номер>, <адрес> и котельной, ни теплоснабжающей организацией. Оно было подрядчиком при застройке домов. После сдачи в эксплуатацию жилых домов ООО «С.» по собственной инициативе и по просьбе застройщика Бикмаева М.В. оказывало теплоснабжение в 2016-2017гг. По окончании отопительного сезона в 2017г. ООО «С.» уведомило собственников, жильцов, администрацию района и прокуратуру об отказе оказания услуг по отоплению в период 2017-2018гг. Договоры по теплоснабжению с жильцами были расторгнуты. В 2017-2018 гг. Бикмаев М.В. оказывал услуги жильцам самостоятельно, сам покупал уголь, нанимал кочегаров, платил им. Как физическое лицо, Бикмаев М.В. не мог принимать денежные средства, поэтому по сложившемуся порядку жители вносили плату в ООО «С.», а потом деньги передавались Бикмаеву М.В. В настоящее время дома отапливаются самостоятельно жильцами. Полагает, что данные дома должны быть включены в схему теплоснабжения <адрес>, которую утверждает администрация района. В соответствии с утвержденной схемой теплоснабжения определяется единая теплоснабжающая организация на территории сельского поселения. Считает, что администрация <адрес> является надлежащим ответчиком по иску, а к ООО «С.» иск предъявлен необоснованно.
Третье лицо Бикмаев М.В. суду пояснил, что был застройщиком при строительстве жилых домов по адресу: <адрес>, <номер> в <адрес>, ООО «С.» являлось подрядчиком. После сдачи домов в эксплуатацию в отопительный период 2016-2017 гг. ООО «С.» по его просьбе оказывало услуги теплоснабжения. В 2017 году общество отказалось от оказания вышеуказанных услуг. Он обратился в администрацию района, ему пояснили, что нужно оформить право собственности на котельную, чтобы передать ее в муниципальную собственность. Он зарегистрировал право собственности на котельную и земельный участок, но его обращения в администрацию о принятии котельной в собственность муниципального района не рассмотрены, какую конкретно техническую документацию требует администрация, неясно, паспорта на котлы у него имеются. В 2017-2018 г.г. и в настоящее время он оказывал и оказывает услуги отопления жилых домов, сам покупает уголь, оплачивает работу кочегара, жильцы ему должны около <...> руб. Как физическое лицо, он не может оказывать услуги по теплоснабжению.
Третье лицо Казанцева Т.С. суду пояснила, что является собственником квартиры <номер> в жилом доме по <адрес> в <адрес>. В 2016-2017 годах их дом отапливал ООО «С.», в 2017 году жильцы были уведомлены, что услуги по отоплению ООО «С.» оказывать не будет. Договора с ООО «С.» она не заключала. Способ управления многоквартирным домом собственниками не выбран. В настоящее время они самостоятельно собрали денежные средства на покупку угля. Полагает, что обязанность по организации теплоснабжения их домов должна быть возложена на администрацию района.
Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, представителей сторон, третьих лиц, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 ?–3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) (часть 3 статьи 14).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14).
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 вышеназванного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1 статьи 6 вышеназванного Федерального закона).
В силу ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (п. 2). Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива (п. 5).
Судом установлено, что полномочия по организации теплоснабжения на территории <адрес> администрацией <адрес> соглашением не передавались администрации Павловского сельсовета.
В соответствии с вышеизложенным обязанность по организации теплоснабжения, его обеспечению на территории <адрес>, в том числе и принятию соответствующих мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, законодателем возложена на органы местного самоуправления, а в рассматриваемом случае на администрацию МО «<адрес>».
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, застройщиком Бикмаевым М.В. было осуществлено строительство двух многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, <номер>, <номер>. В качестве подрядчика выступало ООО «С.».
В соответствии с государственными контрактами на поставку жилых помещений квартиры с <номер> по <номер> дома <номер> и квартиры <номер>,<номер>,<номер>,<номер>,<номер> дома <номер> переданы в собственность <адрес> в лице КГКУ «Региональное жилищное управление» и отнесены к жилым помещениям, предоставляемым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. На вышеуказанные квартиры заключены договоры найма жилого помещения.
Квартиры <номер>,<номер>,<номер> дома <номер> по <адрес> находятся в собственности граждан.
Теплоснабжение указанных многоквартирных домов с момента окончания строительства и ввода в эксплуатацию осуществляется от котельной, расположенной по адресу: <адрес>.
В отопительный период 2016-2017гг. услуги по теплоснабжению жителям домов оказывало ООО «С.» на основании заключенных договоров.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ООО «С.» направило письма в КГКУ «Региональное жилищное управление», Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, администрацию <адрес>, администрацию Павловского сельсовета <адрес>, а также разместило объявление для жителей домов, в которых уведомило об отказе от предоставления услуг теплоснабжения в отопительный период 2017-2018гг. и расторжении договоров теплоснабжения, в связи с тем, что собственниками не выбран способ управления многоквартирным домом и организация, оказывающая услуги в сфере теплоснабжения.
В ответе ООО «С.» на указанные обращения от ДД.ММ.ГГГГ администрация района указала, что способ управления многоквартирным жилым домом выбирают собственники, вопрос по оказанию коммунальных услуг, в том числе по теплоснабжению, возможно решить путем переговоров и предоставлению всех необходимых данных МУП «Павловские коммунальные сети» либо другой теплоснабжающей организации.
С ДД.ММ.ГГГГ на здание котельной зарегистрировано право собственности Бикмаева М.В.
В 2017-2018 годах, как собственник котельной, Бикмаев М.В. самостоятельно оказывал услуги по теплоснабжению указанных многоквартирных домов.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Бикмаев М.В. уведомил администрацию <адрес>, КГКУ «Региональное жилищное управление» о том, что отказывается отапливать многоквартирные дома в отопительный период 2018-2019 года, так как не является ресурсоснабжающей организацией, предложил администрации района безвозмездно принять котельную и земельный участок, на котором она расположена, в собственность муниципального района либо в собственность МУП «Павловские коммунальные сети», которое в соответствии с утвержденной схемой теплоснабжения является единой теплоснабжающей организацией на территории <адрес>.
На обращение Бикмаева М.В. администрация <адрес> сообщила, что котельная, расположенная по адресу: <адрес>, не подключена к тепловым сетям единой теплоснабжающей организации, не включена в утвержденные схемы организации теплоснабжения на территории Павловского сельсовета <адрес>. Для рассмотрения вопроса о принятии котельной в муниципальную собственность необходимо изучение документов, подтверждающих технические параметры котельного оборудования, паспортов оборудования на соответствие его отапливаемым объемам.
Как установлено судом, способ управления многоквартирными домами собственниками помещений не выбран, управляющая организация не определена. При этом в нарушение ч. 13 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации администрация <адрес> после выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов не приняла меры к проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации.
Начиная с марта 2017 года, администрация района была поставлена в известность о необходимости решения вопроса отопления многоквартирных жилых домов, в связи с невозможностью дальнейшего оказания такой коммунальной услуги ООО «С.».
В июне 2018 года администрация района повторно была уведомлена о прекращении теплоснабжения названных жилых домов собственником котельной Бикмаевым М.В.
Вместе с тем до настоящего времени вопрос об организации теплоснабжения в спорных многоквартирных домах администрацией района не решен.
При этом доводы администрации района о том, что ею были приняты исчерпывающие меры, направленные на организацию обеспечения теплоснабжения многоквартирных домов путем направления писем в ООО «С.» и Бикмаеву М.В. подлежат отклонению.
На момент рассмотрения дела судом отопление многоквартирных жилых домов осуществляется топливом, приобретенным за счет средств жителей многоквартирных домов при посреднических услугах Бикмаева М.В.
При таких обстоятельствах осуществляемые администрацией действия не обеспечили организацию надлежащего теплоснабжения указанных домов.
Ссылка ответчика на несоблюдение собственником котельной Бикмаевым М.В. и ООО «С.» установленного порядка вывода из эксплуатации источников тепловой энергии несостоятельна.
Пункт 16 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, обязывает собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии и тепловых сетей уведомить о выводе их из эксплуатации не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода орган местного самоуправления. При этом под выводом из эксплуатации подразумевается консервация или ликвидация источника тепловой энергии.
Однако собственник котельной Бикмаев М.В. не уведомлял о выводе котельной из эксплуатации, а сообщал о невозможности оказания им услуг по теплоснабжению, а ООО «С.» не является ни собственником, ни законным владельцем котельной, поэтому положения п. 16 вышеуказанных Правил в данном случае не применимы.
Отсутствие технической документации, невключение спорной котельной в схему организации теплоснабжения на территории Павловского сельсовета и не принятие сетей в муниципальную собственность не освобождает ответчика от обязанности по организации теплоснабжения.
При установленных обстоятельствах суд считает, что администрацией <адрес> не были приняты необходимые меры по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей – жителей многоквартирных домов по <адрес>, <номер> в <адрес>, в том числе при отказе теплоснабжающих организаций от оказания услуг, что привело к нарушению прав граждан, являющихся потребителями коммунальной услуги по теплоснабжению на территории сельского поселения.
Таким образом, поскольку надлежащих доказательств выполнения своих полномочий, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении», администрация <адрес> не представила, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора об обязании администрации <адрес> организовать теплоснабжение многоквартирных домов по адресу: <адрес>, <номер>.
Требования прокурора к ООО «С.» о возложении обязанности обеспечить теплоснабжение указанных многоквартирных домов суд полагает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО «С.» является строительство жилых и нежилых зданий. Регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения общество на территории <адрес> не осуществляет. В качестве управляющей организации собственниками спорных многоквартирных домов ООО «С.» не выбрано. С 2017 года услуги по теплоснабжению жителям домов ООО «С.» не оказывает, ранее заключенные договоры теплоснабжения расторгнуты. Собственником котельной, расположенной по <адрес> в <адрес>, указанное юридическое лицо не является.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать администрацию <адрес> организовать теплоснабжение многоквартирных домов по адресу: <адрес>, <номер>.
В требованиях к ООО «С.» отказать.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Павловский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Г. Полунина
Мотивированное решение изготовлено 19 ноября 2018 года.