44OS0000-01-2020-000295-46
Дело № 3а-364/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 октября 2020 года, город Кострома
Костромской областной суд в составе
председательствующего Колесова Р.Н.,
при секретаре Пономаревой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шатрова Дмитрия Евгеньевича к Управлению Росреестра по Костромской области, администрации Костромской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Шатров Д.Е. обратился в суд с указанным административным иском по тем основаниям, что он является собственником следующих объектов недвижимости:
- земельного участка, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: многоквартирные дома 1-5 этажей, для иного использования, площадью 8 592,31 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 11 июня 2014 года определена в размере 7 829 656,56 руб.;
- земельного участка, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения сооружения (подкрановые пути), для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, площадью 15 773,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01 января 2013 года определена в размере 21 390 868,96 руб.;
- земельного участка, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения сооружения (подкрановые пути), для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, площадью 11 792 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> кадастровая стоимость которого по состоянию на 26 марта 2020 года определена в размере 15 991 367,04 руб.
- земельного участка, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения сооружения (подкрановые пути), для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, площадью 3 982 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, з/у <адрес> кадастровая стоимость которого по состоянию на 26 марта 2020 года определена в размере 5 400 069,84 руб.
Однако рыночная стоимость земельных участков по состоянию на их дату оценки в соответствии с отчетами № 183, № 233, № 251, № 250, выполненными оценщиком ИП Сливянчук О.Н., составляет 3 703 000 руб., 5 016 000 руб., 5 637 000 руб., 1 860 000 руб. соответственно. Таким образом, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость объектов недвижимости, что нарушает права административного истца, как плательщика земельного налога, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объектов.
Просит установить кадастровую стоимость указанных выше объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области, исключен из числа участвующих в деле лиц департамент имущественных и земельных отношений Костромской области
В судебное заседание административный истец Шатров Д.Е. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представители административных ответчиков – администрации Костромской области, Управления Росреестра по Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Костромской области, представитель заинтересованного лица администрации городского округа город Шарья Костромской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений относительно административных исковых требований не представили.
Дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц в соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Шатров Д.Е. является собственником следующих объектов недвижимости:
- земельного участка, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: многоквартирные дома 1-5 этажей, для иного использования, площадью 8 592,31 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>;
- земельного участка, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения сооружения (подкрановые пути), для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, площадью 15 773,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения сооружения (подкрановые пути), для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, площадью 11 792 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, з/у 2а;
- земельного участка, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения сооружения (подкрановые пути), для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, площадью 3 982 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, з/у 2б.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельных участков утверждена в размере 7 829 656,56 руб. (по состоянию на 11 июня 2014 года), 21 390 868,96 руб. (по состоянию на 01 января 2013 года), 15 991 367,04 руб. (по состоянию на 26 марта 2020 года), 5 400 069,84 (по состоянию на 26 марта 2020 года).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости влияют на объём налоговых обязательств Шатрова Д.Е., а, следовательно, затрагивают его права.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон «Об оценочной деятельности») результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Абзацем 5 статьи 24.20 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно частям 1, 3 статьи 11 Закона «Об оценочной деятельности» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В подтверждение заявленных требований административный истец представил отчеты об оценке рыночной стоимости №, №, №, №, выполненные оценщиком ИП ФИО4
В отчетах рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 11 июня 2014 года определена в размере 3 703 000 руб., земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2013 года определена в размере 5 016 000 руб., земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 26 марта 2020 года в размере 1 860 000 руб., земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 26 марта 2020 года в размере 5 637 000 руб. Оценщик определил рыночную стоимость объектов с использованием сравнительного подхода, отказавшись от применения затратного и доходного подходов.
При этом при использовании данного подхода (метод сравнения продаж) оценщиком проведен анализ рынка предложений, путем сопоставления характеристик объекта оценки и предлагавшихся к продаже объектов в качестве объектов-аналогов отобраны те из них, которые в наибольшей степени приближены по элементам сравнения к оцениваемому. Информация об объектах-аналогах проанализирована оценщиком и приведена в развернутом виде. При наличии отличий по ценообразующим характеристикам введены соответствующие корректировки.
Отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков». Содержащиеся в отчете выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.
Частью 1 статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость, свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, в материалы дела не представлено; административными ответчиками и заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в отчете, под сомнение не ставились и не оспаривались, ходатайств о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости объектов недвижимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию, если имело место обращение этого лица в комиссию.
Поскольку в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости административный истец не обращался, датой подачи заявления следует считать дату его обращения в суд с настоящим административным иском, то есть 10 сентября 2020 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: многоквартирные <адрес> этажей, для иного использования, площадью 8 592,31 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 11 июня 2014 года в размере 3 703 000 (Три миллиона семьсот три тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения сооружения (подкрановые пути), для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, площадью 15 773,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 5 016 000 (Пять миллионов шестнадцать тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения сооружения (подкрановые пути), для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, площадью 11 792 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 26 марта 2020 года в размере 5 637 000 (Пять миллионов шестьсот тридцать семь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения сооружения (подкрановые пути), для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, площадью 3 982 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 26 марта 2020 года в размере 1 860 000 (Один миллион восемьсот шестьдесят тысяч) рублей.
Датой подачи заявления считать 10 сентября 2020 года.
На настоящее решение в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд.
Председательствующий Р.Н. Колесов
Полный текст решения изготовлен 30 октября 2020 года.