Решение по делу № 2а-600/2021 от 03.08.2021

Дело № 2а-600/2021

№ 12RS0002-01-2021-001985-26

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Звенигово 15 сентября 2021 года

Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпутышкиной С.В., при секретаре судебного заседания Журавлевой Т.В., с участием Марийского межрайонного природоохранного прокурора Нафикова И.И., главы Красногорской городской администрации Демина П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску

Марийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Красногорской городской администрации Звениговского муниципального района об обязании оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Марийский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц с учетом уточнений в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) обратился в суд с административным исковым заявлением к Красногорской городской администрации, в котором просил признать незаконным бездействие Звениговской городской администрации Звениговского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по участию в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Городское поселение Красногорский»; обязать Красногорскую городскую администрацию в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых вод, оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в соответствии с Реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным постановлением Красногорской городской администрации Звениговского муниципального района от 24 января 2019 года № 13 (с дополнениями на основании постановления от 27 марта 2019 года № 72), за исключением объектов, не относящихся к компетенции органа местного самоуправления.

В обоснование заявленных требований указано, что Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения на территории Республики Марий Эл законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 1, п. 3 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, п.2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 05.12.2019 № 20 на территории муниципального образования «Городское поселение Красногорский» определены места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, часть из которых не обустроены. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Таким образом, Красногорская городская администрация не надлежащим образом исполняет требования законодательства об отходах производства и потребления и санитарно-эпидемиологического законодательства. Выявленные нарушения представляют угрозу загрязнения земель, что в свою очередь может привести к неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке на территории муниципального образования «Городское поселение Красногорский» Звениговского муниципального района. В связи с выявленными нарушениями законодательства Марийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным административным исковым заявлением.

Прокурор в судебном заседании требования об обязании оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства поддержал с учетом уточнений, объяснял аналогично изложенному в иске, приводил доводы о том, что в связи с угрозой загрязнения земель, возникает угроза неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке на территории муниципального образования «Городское поселение Красногорский». В части требований, от которых заявлен отказ, просил производство по делу прекратить.

Административный ответчик Красногорская городская администрация в лице главы администрации Демина П.В. приводил доводы о том, что органом местного самоуправления предпринимались меры по приведению контейнерных площадок в нормативное состояние, однако отсутствие финансовых ресурсов не позволило исполнить данную обязанность. Требование в части возложения обязанности оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства Красногорской городской администрацией признается, о чем в материалы дела представлено заявление.

В части требований о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по участию в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Городское поселение Красногорский», об обязании оборудовать контейнерные площадки в соответствии с требованиями законодательства по <адрес> производство по делу прекращено, в связи с отказом административного истца от иска, о чем вынесено отдельное определение от <дата>.

Администрация Звениговского муниципального района в письменном отзыве указывала на предпринимаемые Красногорской администрацией меры по очистке поселения и организации мест накопления ТКО, необоснованность требований прокурора в части организации площадок накопления ТКО для многоквартирных домов.

Суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся представителей администрации Звениговского муниципального района и заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства.

Исследовав письменные доказательства, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что в результате проверки исполнения на территории Республики Марий Эл законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в деятельности Красногорской городской администрации выявлены нарушения требований Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил благоустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 05.12.2019 № 20. На территории муниципального образования «Городское поселение Красногорский» определено 68 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Обращение с отходами согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Под накоплением отходов в той же норме понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

Из п. 1 данной статьи следует, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Статья 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», закрепляет, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с положениями п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

К вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ).

Указанный вопрос местного значения может быть закреплен за сельскими поселениями Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ).

Вопросы местного значения, предусмотренные для городских поселений и не отнесенные Федеральным законом от 6.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельских поселений, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ).

Согласно ч. 1.1 ст. 17 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ по вопросам, отнесенным в соответствии со ст. 14, 15 и 16 указанного ФЗ к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

Статья 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ, вступившей в силу с 01.01.2019 определяет полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами и устанавливает пределы и формы участия органов местного самоуправления при осуществлении ими полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно данной правовой нормы к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 2 и п. 3).

В силу ст. 8.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-Фз 9(ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся вопросы участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Данные полномочия также закреплены в Уставе МО «Городское поселение Красногорский» утвержденного Собранием депутатов МО «Городское поселение Красногорский».

Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления – поселений относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Статьей 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила обустройства мест накопления ТКО).

В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается соответствующим органом местного самоуправления (п. 4 Правил обустройства мест накопления ТКО).

При рассмотрении заявки в целях ее оценки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, орган местного самоуправления запрашивает позицию соответствующего территориального органа Роспотребнадзора.

По результатам рассмотрения заявления органом Роспотребнадзора осуществляется подготовка заключения и его направление в орган местного самоуправления в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления такого запроса (п. 6 Правил обустройства мест накопления ТКО).

В соответствии с п. 7 Правил обустройства мест накопления ТКО по результатам рассмотрения заявки органом местного самоуправления принимается решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Реестры мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов согласно пунктам 15 - 19 Правил обустройства мест накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке.

Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а при их отсутствии - на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 13 Правил обустройства мест накопления ТКО).

Таким образом, из указанных Правил следует, что процедура создания, в том числе путем обустройства (оборудования), с дальнейшим содержанием мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов зависит от того, на ком лежит обязанность по созданию таких мест (площадок), при этом в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 14.1 Правил благоустройства территории муниципального образования «Городское поселение Красногорский» Звениговского муниципального района Республики Марий Эл, утвержденные решением Собрания депутатов от <дата> (далее – Правила) накопление отходов допускается только в местах (площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

С 01 марта 2021 года вступил в силу СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требованиями к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3.

На территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтное, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Проверкой установлено, что в нарушение п. 1, п. 3 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, п. 1,3 СанПиН 2.13684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 на территории муниципального образования «Городское поселение Красногорский» определено 68 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, которые не обустроены. Часть площадок не имеют водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также не имеют ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Таким образом, Красногорская городская администрация не надлежащим образом исполняет требования законодательства об отходах производства и потребления и санитарно-эпидемиологического законодательства.

В связи с выявленными нарушениями законодательства Марийским межрайонным природоохранным прокурором в адрес Красногорской городской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл внесено представление от <дата>.

Согласно ответу на представление Красногорской городской администрации от <дата> администрацией будет обеспечено выполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Выявленные нарушения представляют угрозу загрязнения земель, что в свою очередь может привести к неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке на территории населенных пунктов Красногорского городского поселения Звениговского муниципального района Республики Марий Эл.

Интересы неопределенного круга лиц, от неисполнения ответчиком требований экологической безопасности, нарушены тем, что земля является неотъемлемым компонентом окружающей среды, которая в совокупности с другими компонентами обеспечивают благоприятные условия жизни на Земле, являются неотъемлемой частью среды обитания человека, а, следовательно, и объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, а гражданам гарантировано государством право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ, ст. 1, 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Указанные нарушения посягают на гарантированные ст. 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.

Интересы государства заключаются в исполнении и соблюдении федерального законодательства всеми органами власти, организациями, предприятиями, юридическими и физическими лицами.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что неисполнение Красногорской городской администрацией законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления создает угрозу загрязнения земель, что в свою очередь может привести к неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке, а потому требование прокурора подлежит удовлетворению. Испрашиваемый прокурором срок исполнения обязанности, по мнению суда, является разумным. На требовании по организации площадок для сбора ТКО для многоквартирных домов истец не настаивает. Ответчиком требование признается. Признание исковых требований не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц, а потому судом принимается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Марийского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Красногорскую городскую администрацию Звениговского муниципального района Республики Марий Эл в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, а именно оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в соответствии с Реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Красногорского городского поселения Звениговского муниципального района Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Красногорской городской администрации от 24 января 2019 года № 13 (с доп. от 27 марта 2019 года № 72), за исключением объектов, не относящихся к компетенции органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.

Председательствующий судья С.В. Юпуртышкина

Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2021 года.

2а-600/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Марийский межрайонный природохранный прокурор
Ответчики
Администрация Звенигновского муниципального района РМЭ
Красногорская городская администрация
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РМЭ
Суд
Звениговский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Юпуртышкина С.В.
Дело на странице суда
zvenigocsky.mari.sudrf.ru
03.08.2021Регистрация административного искового заявления
03.08.2021Передача материалов судье
06.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
06.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2021Судебное заседание
15.09.2021Судебное заседание
20.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее