А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Махачкала 17 января 2023 года
Верховный Суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Пономаренко Д.В., при секретаре судебного заседания ФИО4, с участием прокурора ФИО5 и защитника - адвоката ФИО9, рассмотрел в открытом судебном заседании материалы по апелляционному представлению старшего помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора ФИО8 на постановление Кизилюртовского городского суда Республики Дагестан от <дата>, которым в отношении
ФИО1, <дата> года рождения, уроженца <адрес> АССР, гражданина РФ, ранее судимого, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а» и «в» ч.3 ст. 158 УК РФ, отказано в удовлетворении ходатайства следователя СО МО МВД России «Кизилюртовский» ФИО6 об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и избрана мера пресечения в виде домашнего ареста на срок 2 месяца, то есть до <дата>, с установлением, предусмотренных ст. 107 УПК РФ, определенных запретов и ограничений.
Изучив материалы дела, заслушав выступление прокурора, поддержавшего доводы апелляционного представления, мнение защитника - адвоката ФИО9, возражавшего против доводов апелляционного представления и полагавшего постановление суда оставить без изменения, суд
у с т а н о в и л:
<дата> СО МО МВД России «Кизилюртовский» возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п.п. «а» и «в» ч.3 ст. 158 УК РФ.
<дата> ФИО1 задержан в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ и в тот же день допрошен в качестве подозреваемого.
Следователь СО МО МВД России «Кизилюртовский» ФИО6 с согласия руководителя следственного органа - начальника СО МО МВД России «Кизилюртовский» обратился в суд с ходатайством об избрании ФИО1 меры пресечения в виде заключения под стражу.
Постановлением Кизилюртовского городского суда Республики Дагестан от <дата> следователю отказано в удовлетворении ходатайства об избрании ФИО1 меры пресечения в виде заключения под стражу, и подозреваемому ФИО1 избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, с установлением ограничений и запретов, сроком на 2 месяца, то есть до <дата>.
На данное постановление старшим помощником Кизилюртовского межрайонного прокурора ФИО8 подано апелляционное представление об его отмене, в связи с несоответствием требованиям уголовно-процессуального закона и разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий».
Указывает, что суд не в полной мере учел наличие оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, наличие у подозреваемого постоянного местожительства, его положительной характеристики по месту жительства, а также признание вины и возмещение ущерба потерпевшей. О том, что лицо может скрыться от предварительного следствия или суда, на первоначальных этапах производства по уголовному делу могут свидетельствовать тяжесть предъявленного обвинения и возможность назначения наказания в виде лишения свободы на длительный срок либо нарушение лицом ранее избранной в отношении него меры пресечения, не связанной с лишением свободы. Суду надлежит учитывать также обстоятельства, указанные в статье 99 УПК РФ, - тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.
Автор представления считает, что доводы суда о том, что ФИО1 по месту жительства характеризируется положительно, являются несостоятельными, поскольку в судебном заседании не исследовалась справка - характеристика (по месту жительства), а также сторонами она не представлялась. Состояние его здоровья, семейное положение и род занятий, с учетом тяжести совершенного преступления, не препятствуют содержанию его под стражей и изоляции от общества.
Обращает внимание, что ФИО1 подозревается в совершении преступления против собственности, максимальное наказание за совершение которого составляет 6 лет лишения свободы, ранее неоднократно судим, преступление совершил при особо опасном рецидиве. Доводы суда о полном возмещении ФИО1 ущерба потерпевшей несостоятельны, поскольку сведения о возмещении ущерба в материалах отсутствуют и следователем в судебном заседании не представлены. На момент избрания судом меры пресечения сведений о полном возмещении ущерба потерпевшей не имелось, поскольку похищенное имущество ФИО1 добровольно не возмещено, а изъято в ходе обыска жилища последнего и в настоящее время находится у следователя.
В связи с чем, полагает, что ФИО1 в случае избрания меры пресечения не связанной с лишением свободы может скрыться от следствия и суда, угрожать свидетелям, или иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. В качестве основания избрания меры пресечения в виде заключения под стражу законодателем определено и наличие возможности у подозреваемого (обвиняемого) продолжить заниматься преступной деятельностью.
При таких обстоятельствах, отказ в избрании в отношении подозреваемого ФИО1 меры пресечения в виде заключения под стражу и помещение его под домашний арест, является необоснованным, противоречащим целям и задачам уголовного законодательства, требованиям уголовно-процессуального закона.
Просит постановление Кизилюртовского городского суда Республики Дагестан от <дата> отменить, направить материал на новое судебное рассмотрение.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав мнение участников процесса, суд апелляционной инстанции находит постановление подлежащим отмене с направлением материала на новое рассмотрение по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст. 7 УПК РФ постановление суда должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Таким признается судебный акт, соответствующий требованиям уголовного и уголовно-процессуального законов, содержащий основанные на материалах дела выводы судьи по обстоятельствам, относящимся к предмету разрешаемых вопросов.
В силу положений ст. ст. 389.15, 389.17 УПК РФ основанием для отмены судебного решения в апелляционном порядке являются, в том числе, существенные нарушения уголовно-процессуального закона, которые путем лишения или ограничения гарантированных УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на постановление законного и обоснованного судебного решения.
Согласно п.2 ч.1 ст. 389.16 УПК РФ основаниями отмены или изменения судебного решения судом апелляционной инстанции являются несоответствие выводов суда, изложенных в постановлении, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции, если выводы суда не подтверждаются доказательствами, рассмотренными в судебном заседании; суд не учел обстоятельств, которые могли существенно повлиять на выводы суда.
В соответствии со ст. 99 УПК РФ, при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления и определения ее вида при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, должны учитываться также тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.
Исходя из ст. 107 УПК РФ, домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением запретов и осуществлением за ним контроля.
Кроме того, согласно ст. 99 УПК РФ, при избрании, а соответственно и при продлении меры пресечения, и определения ее вида при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, наряду с другими обстоятельствами необходимо учитывать также тяжесть преступления, сведения о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.
При решении вопроса об отказе в удовлетворении ходатайства следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении ФИО1 и избрании в отношении последнего меры пресечения в виде домашнего ареста, судом не в полной мере были приняты во внимание положения ст. ст. 97, 99, 107 УПК РФ, судом не в достаточной степени исследованы обстоятельства, необходимые для принятия законного и обоснованного решения.
Постановление суда не содержит ссылки на исследованные судом материалы и фактические данные, на которых суд обосновал свой вывод о необходимости избрания меры пресечения в виде домашнего ареста, в том числе указывающие на причастность подозреваемого ФИО1 к инкриминируемому преступлению. Кроме этого, оценка исследованным материалам, представленным следователем, не дана, и ходатайство рассмотрено формально, выводы суда в постановлении фактическими обстоятельствами и материалами не подтверждены.
Вопреки положениям ст. ст. 97, 99, 108 УПК РФ, суд, принимая решение об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста в отношении подозреваемого ФИО1 не дал должной оценки обстоятельствам инкриминируемого последнему преступления, а также не проанализирована возможность последнего повлиять на ход предварительного расследования с учетом объема выполненных по уголовному делу следственных и процессуальных действий, не выяснил вопрос о наличии или отсутствии у него постоянного дохода.
Избрание в качестве меры пресечения в виде домашнего ареста допускается только после проверки судом обоснованности подозрения в причастности лица к совершенному преступлению.
В нарушение уголовно-процессуального закона при решении вопроса об избрании меры пресечения, обоснованность подозрения ФИО1 в причастности к совершению преступления, указанного в ходатайстве следователя, которая должна подтверждаться конкретными сведениями, судом первой инстанции надлежащим образом не проверена.
Одновременно с этим, согласно ч.1 ст. 107 УПК РФ суд вправе определить лицу для нахождения только такое жилое помещение, в котором оно проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях.
В связи с этим суду необходимо проверять основания проживания подозреваемого или обвиняемого в жилом помещении, нахождение в котором предполагается в случае избрания в отношении него меры пресечения в виде домашнего ареста.
Кроме того, суд должен выяснить отношение собственника жилого помещения и лиц, там проживающих, к избранной мере пресечения обвиняемому в виде домашнего ареста.
Вопреки закону при определении помещения, по адресу которого ФИО1 надлежит отбывать домашний арест, суд не привлек к участию в судебном заседании собственника жилья. Также суд не выяснил количество лиц, проживающих по адресу избрания ФИО1 меры пресечения в виде домашнего ареста, и их отношения к избранной последнему меры пресечения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции ввиду допущенных судом первой инстанции нарушений уголовного - процессуального закона не может признать законным и обоснованным решение, принятое судом по результатам рассмотрения вышеуказанного ходатайства следователя, в связи с чем приходит к выводу об отмене состоявшегося в отношении подозреваемого ФИО1 постановления суда.
Поскольку допущенные нарушения не могут быть устранены в суде апелляционной инстанции, то в соответствии с положениями ч. ч. 1, 2 ст. 389.22 УПК РФ постановление подлежит отмене с направлением ходатайства следователя на новое судебное разбирательство в тот же суд в ином составе суда, в ходе которого суду необходимо устранить допущенные нарушения уголовно-процессуального закона.
При этом суд апелляционной инстанции в целях охраны прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства и надлежащего проведения судебного разбирательства в разумные сроки, принимая во внимание обстоятельства дела, тяжесть инкриминируемого ФИО1 преступления, данные о его личности, руководствуясь положениями ст. ст. 99, 107, 108 УПК РФ, считает необходимым избранную в отношении него меру пресечения в виде домашнего ареста оставить прежней, установив срок содержания ФИО1 под домашним арестом на 15 (пятнадцать) суток, то есть до <дата> включительно с сохранением установленных запретов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.15, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд
п о с т а н о в и л:
Постановление Кизилюртовского городского суда Республики Дагестан от <дата>, которым подозреваемому ФИО1 избрана мера пресечения в виде домашнего ареста на срок 2 месяца, то есть до <дата>,- отменить.
Материал направить на новое судебное разбирательство в тот же суд, в ином составе.
Меру пресечения ФИО1 оставить прежней в виде домашнего ареста на срок 15 (пятнадцать) суток, то есть до <дата> включительно, с установленными запретами и ограничениями, по адресу указанному в постановлении суда.
Апелляционное представление старшего помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора ФИО8 - удовлетворить.
Настоящее апелляционное постановление вступает в законную силу с момента его провозглашения и может быть обжаловано в порядке выборочной кассации, предусмотренном статьями 401.10 - 401.12 УПК РФ, непосредственно в Пятый кассационный суд общей юрисдикции.
Подозреваемый (обвиняемый) вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий: