Решение по делу № 2-952/2021 от 27.08.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                                                             Дело №2-952/21

06 декабря 2021 года                                                                                    г.Буйнакск

Буйнакский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Вагидова Н.А., при секретаре Амировой З.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» (далее ГБУ РД ДМЖСП) к Мусаеву Мусагаджи Атагишиевичу о взыскании неосновательного обогащения незаконно полученной суммы социальной выплаты в размере 961 146 рублей,

УСТАНОВИЛ:

ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» обратилась в суд с вышеуказанным иском на том основании, что постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 декабря 2014 года №661 утверждена Государственная программа Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан и подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан (далее Подпрограмма). Полномочия по реализации Подпрограммы и предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья согласно Соглашению №07.2-2 от 22 мая 2019 года осуществляет Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ». Приложением к подпрограмме определены Правила установки молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и порядок учета (далее Правила). Для признания участником Подпрограммы молодая семья-претендент подает установленные законом документы в орган местного самоуправления по месту жительства.

Согласно пункту 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления. При этом, такие граждане указаны в статье 51 ЖК РФ.

На основании постановления администрации городского округа «город Буйнакск» от 18 октября 2018 года №926 семья Мусаева М.А. в составе 4-х человек включена в список молодых семей для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей». ГБУ РД ДМЖСП 03 сентября 2019 года выдано Мусаеву М.А. свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или объекта индивидуального жилищного строительства. Платежным поручением от 27 сентября 2019 года №102458 Мусаеву М.А. перечислена социальная выплата в сумме 961 146 рублей.

Учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площади жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий) установлена решением Собрания депутатов МО «город Буйнакск» от 0412.2014 года №40/8 в размере 12 кв.метров. В ходе проведенной проверки выявлен факт незаконного получения выплаты в размере 961 146 рублей Мусаевым М.А., 14октября 1987 года рождения, в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Молодая семья».

Так, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица не имеющиеся (имевшиеся) у него объекта недвижимости филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на дату принятия решения администрацией городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принадлежало на праве собственности жилое помещение по адресу: <адрес> (дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, площадь жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи Мусаева М.А. на дату принятия решения о включении его в списки молодых семей для участия в программе «Обеспечение жилыми помещениями молодых семей» составляла больше учетной нормы. Следовательно, в нарушении норм ЖК РФ гр.Мусаев М.А., при наличии в собственности у членов семьи жилого помещения больше учетной нормы, признан нуждающимся и необоснованно получил социальную выплату в размере 961 146 рублей.

В своих возражениях на иск Мусаев М.А. указал, что сведения изложенные в выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица не имеющиеся (имевшиеся) у него объекта недвижимости филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-002/2020-3 9396 на дату принятия решения администрацией городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, не являются достоверными.

Так, ДД.ММ.ГГГГ указанный объект недвижимости был зарегистрирован ошибочно, в целях исправления ошибки внесенной в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по <адрес> через МФЦ им было подано заявление об исправлении технических ошибок в записях ЕГРН (приложение 1). На основании указанного заявления и представленного технического плана (протокол проверки Приложение 2) государственным регистратором согласно приказу Министерства экономического развития РФ от 16 декабря 2015 №943 «Об установлении порядка ведения ЕГРН, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в ЕГРН сведений о местоположения границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» государственным регистратором были внесены изменения о назначении здания и его наименования.

По результатам рассмотрения указанного заявления была получена кадастровая выписка от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение 6). Выписку из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ подтверждающий внесение соответствующих изменений прилагает в виде электронного документа заверенного УКЭЦП (усиленной квалифицированной электронной цифровой подписи) Росреестра (приложение 3), а также в виде бумажного документа (Приложение 4). Согласно указанной выписке из ЕГРН ему принадлежало на праве собственности нежилое здание с наименованием гараж, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 49 кв.метров. Однако, в связи с часто возникающими сбоями в ЕГРН, принадлежащий ему объект недвижимости был изменен без его заявления на жилой дом, уведомление о внесенных изменений в его адрес направлено не было.

Решением Буйнакского городского суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судом установлено, что согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Цент гигиены и эпидемиологии в <адрес>» вышеуказанный объект недвижимости использовался как салон для установки газового оборудования и относится к 5 классу опасности в соответствии с требованиями раздела ДД.ММ.ГГГГ СаНПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Приложение 5).

Таким образом, объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 49 кв.метров, на дату принятия решения администрацией ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий являлся нежилым зданием и использовался как салон по использованию газового оборудования. На основании изложенного, а также в виду того, что указанные в иске денежные средства получены обоснованно и неосновательным обогащением не являются, в связи с чем в удовлетворении иска необходимо отказать.

В судебном заседании представители истца ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» по доверенности ФИО5 и ФИО9 требования поддержали по основаниям, изложенным в иске и просили их удовлетворить в полном объеме.

ФИО1 иск не признал по основаниям, изложенным в своих возражениях на исковое заявление и пояснил, что запросы совершенные в ходе проверки не опровергают запросы сделанные им в 2018 году, а подтверждает факт недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРН. Также, внесенные Росреестром изменения в ЕГРН о характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером году, а именно изменение назначения здания и его наименования были допущены нарушения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ, а именно орган регистрации прав в течении 5 рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений обязан уведомить правообладателя об указанных изменениях. Однако, его никто об этом не уведомлял.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельное требование – Буйнакский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по <адрес> в лице своих представителей по доверенности ФИО7 и ФИО6 исковые требования признали. В своих пояснениях ФИО7 указала, что в период принятия решения администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 было зарегистрировано на праве собственности жилое помещение по адресу: <адрес> площадью 49 кв.метров. В последующем по заявлению ФИО2 были внесены изменения в ЕГРН.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельное требование – Министерство строительства Республики Дагестан своего представителя в суд не направило, хотя надлежаще извещалось о месте и времени судебного заседания.

В соответствии с п.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Выслушав мнения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.31 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях):

Не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

Являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

Проживающие в помещении, не отвечающие установленным для жилых помещений требованиям;

Являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающей тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Государственная программа Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в <адрес>» и подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>». Приложением к подпрограмме определены Правила постановки молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и порядок учета. Для признания участником подпрограммы молодая семья-претендент подает установленные законом документы в орган местного самоуправления по месту жительства.

Согласно пункту 7 Правил под нуждающимися в жилых помещения понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления.

На основании постановления администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ семья Мусаева М. А. в составе 4-х человек включена в список молодых семей для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей».

Данное обстоятельство в судебном заседании ответчиком ФИО2 не оспаривается и признается. В своих пояснениях ФИО2 указал, что действительно им были представлены все необходимые документы в администрацию ГО «<адрес>», а именно заявление о предоставлении его семье социальной выплаты, выделяемую в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2018 годы» на приобретение нового жилья на территории городского округа «<адрес>» Республики Дагестан. К своему заявлению им были приложены копии документов, удостоверяющих личности членов его семьи, свидетельства о рождении детей, после чего постановлением главы администрации ГО «<адрес>» его семья в составе 4-х человек включена в список молодых семей нуждающейся в улучшении жилищных условий и был поставлен на учет. Все необходимые документы в администрацию ГО «<адрес>» были представлены непосредственно им.

Полномочия по реализации Подпрограммы и предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья согласно Соглашению .2-2 от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ».

ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» ДД.ММ.ГГГГ выдано гр.ФИО2 свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или объекта индивидуального жилищного строительства.

Данное обстоятельство в судебном заседании подтверждается представителями истца по доверенности и ответчиком не оспаривается.

В своих пояснениях представители истца указали, что в полномочия ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» не входит проверка предоставленных органу местного самоуправления документов претендентом на получение свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или объекта индивидуального жилищного строительства. После поступления документов в ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» в их обязанности входит выдача такого свидетельства.

Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 перечислена социальная выплата в сумме 961 146 (девятьсот шестьдесят одна тысяча сто сорок шесть) рублей. Получение указанной социальной выплаты ответчик ФИО2 не отрицает и признает.

В соответствии с решением Собрания депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма площади жилого помещения минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 12 кв.метров.

Из исковых требований ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» следует, что в ходе проведенной проверки УФСБ по РД выявлен факт незаконного получения выплаты в размере 961 146 рублей ФИО2 в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Молодая семья».

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе выездной проверки законности получения в 2018 году субсидии для приобретения жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2019-2021 годы» ФИО2 выявлен факт незаконного получения им выплаты в размере 961 146 рублей.

Так, согласно выписке из ЕГРН о правах отдельного лица не имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на дату принятия решения администрацией городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принадлежало на праве собственности жилое помещение по адресу: <адрес> (дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, площадь жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи ФИО2 на дату принятия решения о включении его в списки молодых семей для участия в программе «Обеспечение жилыми помещениями молодых семей» составляла больше учетной нормы. Следовательно, в нарушении норм ЖК РФ гр.ФИО2, при наличии в собственности у членов семьи жилого помещения больше учетной нормы, признан нуждающимся и необоснованно получил социальную выплату в размере 961 146 рублей.

Данное обстоятельство в судебном заседании подтвердила представитель третьего лица Буйнакского межмуниципального отдела Управления Росреестра по <адрес> ФИО7, которая подтвердила тот факт, что на дату принятия решения администрацией городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 было зарегистрировано на праве собственности жилое помещение по адресу: <адрес> площадью 49 кв.метров.

Также, из письма представителя ФГБУ «ФКП Росреестра по РД» от ДД.ММ.ГГГГ -СГ/21 следует, что согласно Выписки из ЕГРН, выданного на основании запроса от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-002/2021-148687917 за ФИО2 по указанному адресу на праве собственности также зарегистрирован жилой дом с кадастровым номером площадью 155,6 кв.метров за от ДД.ММ.ГГГГ.

К доводам ответчика ФИО2 о том, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 49 кв.метров, на дату принятия решения администрацией ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий являлся нежилым зданием суд относится критически.

Данное обстоятельство в судебном заседании не нашло своего подтверждения исследованием представленных сторонами письменных доказательств, а именно в учетном деле ФИО2 составленном администрацией городского округа «<адрес>» при вынесении постановления от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому семья Мусаева М. А. в составе 4-х человек включена в список молодых семей для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» вместе с заявлением ФИО2 о предоставлении социальной выплаты для приобретения нового жилья, также имеется выписке из ЕГРН филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующая о том, на дату принятия решения администрацией городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принадлежало на праве собственности жилое помещение по адресу: <адрес>.метров (дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ).

Тем самым не находит своего подтверждения также довод Мусаева М.А. о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРН, а также внесенные Росреестром изменения в ЕГРН о характеристиках вышеуказанного объекта недвижимости.

Судом установлено, что ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» ДД.ММ.ГГГГ выдано Мусаеву М. А. свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или объекта индивидуального жилищного строительства. Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 перечислена социальная выплата в сумме 961 146 (девятьсот шестьдесят одна тысяча сто сорок шесть) рублей.

В соответствии с п.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

    По смыслу указанной нормы права обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии одновременно трех условий в их совокупности: приобретения или сбережения имущества; совершения указанных действий за счет другого лица; отсутствия правовых оснований неосновательного обогащения (приобретение или сбережение имущества не основано ни на законе, ни на сделке).

    Исходя из характера отношений, возникших между сторонами, бремя доказывания распределяется таким образом, что ответчик должен доказать, что приобрел денежные средства на законном основании.

Ответчик Мусаев М. А. какие-либо доказательства в опровержении доводов, изложенных в иске ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ», не представил.

     При таких обстоятельствах, учитывая требования приведенных норм права, исковое заявление конкурсного управляющего ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» является обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» к Мусаеву М. А. удовлетворить.

Взыскать с Мусаева М. А. в пользу ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» денежные средства (неосновательное обогащение) в размере 961 146 (девятьсот шестьдесят одна тысяча сто сорок шесть) рублей.

Денежные средства в размере 961 146 (девятьсот шестьдесят одна тысяча сто сорок шесть) рублей перечислить ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ»: ИНН 0562057421, КПП 057101001, л/с 20036Ш18680, р/с 0, в Отделение НБ Республики Дагестан Банка России/УФК по <адрес>, БИК 018209001, ОКТМО 82701000. КБК 00.

Резолютивная часть решения суда объявлена ДД.ММ.ГГГГ. Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

         Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд РД в течении тридцати дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья                                                                                          Н.А. Вагидов

2-952/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан "Дирекция молодежных жилищно-строительных программ"
Ответчики
Мусаев Мусагаджи Атагишиевич
Другие
Министерство Строительства Республики Дагестан
Управление Росреестра по Республике Дагестан
Сахаватов Шапи Темирланович
Буйнакский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Республике Дагестан
Суд
Буйнакский городской суд Республики Дагестан
Судья
Вагидов Нажиюлла Абдулгамидович
Дело на странице суда
buinakskiy-gs.dag.sudrf.ru
27.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.08.2021Передача материалов судье
31.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2021Подготовка дела (собеседование)
10.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.09.2021Судебное заседание
11.10.2021Судебное заседание
26.10.2021Судебное заседание
29.10.2021Судебное заседание
10.11.2021Судебное заседание
23.11.2021Судебное заседание
06.12.2021Судебное заседание
08.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее