дело № 2-616/23
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Агрыз, Республика Татарстан 09 октября 2023 года
Агрызский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Мингалиева Р.М., при секретаре Ханнановой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Камалова Зульфата Акмалиевича к МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области о признании права собственности за земельный участок отсутствующим и прекращении права собственности,
установил:
истец Камалов З.А. обратился в суд с иском к МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области о признании права собственности за земельный участок отсутствующим и прекращении права собственности. В обоснование заявленных требований указал, что истец является собственником жилого дома с Кад. №, расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке с Кад. №, площадью 540.97 м2. При подаче документов на регистрацию перехода права собственности на указанный дом и расположенный под ним земельный участок, выяснено, что земельный участок с Кад. №, на котором расположен дом, находится в собственности Российской Федерации (запись о регистрации права собственности № от 10.11.2011), на основании Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на территории Республики Татарстан, на которые у Российской Федерации возникает право собственности» от 13.04.2005 №392-р. перечней земельных участков, расположенных на территории Республики Татарстан, на которые у Российской Федерации возникает право собственности» от 13.04.2005 № 392-р, мной установлено, что под в Перечне под № 30 указан земельный участок, с кад. №, расположенный в дер. Уразаево, УГШ. площадью 00,24 Га. В обоснование включения земельного участка с Кад. №, в Перечень зем. участков, расположенных на территории РТ, на которые у РФ возникает право собственности» от 13.04.2005 № 392-р, РОСИМУЩЕСТВОМ указано, что по информации представленной РОСРЕЕСТРОМ на земельном участке находятся объекты газового хозяйства РФ - УГШ. 20.12.2022 ООО «Земельное бюро Агрызского района РТ» проведено обследование земельного участка с Кад. №, расположенного по адресу <адрес>. По результатам обследования, выявлено, что данный земельный участок используется для ведения личного подсобного хозяйства. Участок огорожен заборами со всех сторон, на участке расположены: жилой дом (№) и надворные постройки. Объекты газового хозяйства фактически на данном земельном участке отсутствуют. 17.01.2023 ООО «Земельное бюро Агрызского района РТ» была проведена геодезическая съемка объекта капитального строительства - УГШ, расположенного по адресу <адрес>. Съемка производилась по углам ограждения, представляющего собой металлический забор на круглых металлических столбах, с использованием спутниковой геодезической аппаратуры EFT Ml Plus. Согласно каталога координат данный объект капитального строительства (УГШ) расположен на земельном участке с кадастровым номером 16:01:190201:89. Истец просит прекратить право собственности ответчика на земельный участок с Кад. №, площадью 540.97 м2 признав его отсутствующим и исключить запись о праве собственности ответчика № от 10.11.2011г. из ЕГРН.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования истца поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области предоставил отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований истца, указав, что спорный земельный участок предоставлен им на основании распоряжения правительства РТ от 13.04.2005 № 392-р. в случае не согласия в данным распоряжением истец должен был оспорить данное распоряжение, однако это им не сделано.
ООО «Гапром трансгаз Казань» предоставил письмо в котором, указал, что объект газового хозяйства- универсальный газовый шкаф (УГЩ) расположен в н.п. Уразаево Агрызского района РТ на земельном участке с кадастровым номером №. Площадь земельного участка составляет 23,93 кв.м.
Палата имущественных и земельных отношений Агрызского муниципального района РТ предоставило письмо, в котором указала, что земельный участок с кадастровым номером №, расположен по адресу: РТ, Салаушское сельское поселение д. Уразаево, <адрес>, площадь 540,97 кв.м., вид разрешенного использования – для введения личного подсобного хозяйства. Земельный участок с кадастровым номером №, так же расположен в вышеуказанной деревне, площадь 23,93 кв.м., вид разрешенного использования – для размещения газовой свечи. Земельные участки расположены на расстоянии более 250 метров друг от друга. Согласно общедоступным сведениям на данном земельном участке размещено установка газорегуляторная шкафная (УГШ), тогда как на земельном участке с кадастровым номером № объекты газового оборудования отсутствуют. Считают, что в постановлении правительства № 392-т от 13.04.2005 допущена опечатка в кадастровом номере земельного участка, так как характеристики земельного участка схожи с характеристики земельного участка с кадастровым номером №, а именно месторасположение – д. Уразаево, назначение – УГШ, площадь – 0, 024 га. Тогда как земельный участок истца с кадастровым номером16:01:190201:88 внесенная в ЕГРН не совпадает с площадью указанной в Распоряжении Правительства РФ № 392-р от 13.04.2005.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV "Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023), возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 1 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации, лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Одним из видов таких ограничений являются ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой XIX, регулирующей цели установления зон с особыми условиями использования территории, их виды, порядок и последствия установления, изменения, прекращения существования (статьи 104 - 107 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 6 и 25 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ) предусмотрена возможность установления, в частности, охранных зон трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) и зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
В силу требований пункта 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации и абзаца 3 части 2 статьи 8 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ Правительство Российской Федерации должно утвердить положение об охранных зонах трубопроводов и положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.
До утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации такого положения с учетом переходных норм, содержащихся в статье 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ, правовой режим и порядок установления охранных зон трубопроводов и минимальных расстояний до промышленных и магистральных трубопроводов определяется Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. N 878; Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 г. N 1083; Сводом правил СП 36.13330.2012.
Согласно статье 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ переходные положения, связанные с правовыми последствиями установления охранных зон и минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов до утверждения Правительством Российской Федерации положения о них в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе вопросы возмещения убытков, выкупа земельных участков, возмещения за прекращение прав на земельные участки.
Поскольку в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона, иные нормативные акты, ограничивающие права собственника, применению не подлежат.
В судебном заседании установлено, что истец является собственником жилого дома с Кад. №, расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке с Кад. №, площадью 540.97 м2.
При подаче документов на регистрацию перехода права собственности на указанный дом и расположенный под ним земельный участок, выяснено, что земельный участок с Кад. №, на котором расположен дом, находится в собственности Российской Федерации (запись о регистрации права собственности № от 10.11.2011), на основании Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на территории Республики Татарстан, на которые у Российской Федерации возникает право собственности» от 13.04.2005 №392-р.
Согласно вышеуказанному распоряжению в Перечне под № 30 указан земельный участок, с кад. №, расположенный в дер. Уразаево, УГШ. площадью 00,24 Га. В обоснование включения земельного участка с Кад. №, в Перечень зем. участков, расположенных на территории РТ, на которые у РФ возникает право собственности» от 13.04.2005 № 392-р, Росимущестовм указано, что по информации представленной Росреестром на земельном участке якобы находятся объекты газового хозяйства РФ - УГШ.
Однако суд считает, что информация, указанная в вышеуказанном постановлении относительно спорного земельного участка является ошибочной.
Так, 20.12.2022 ООО «Земельное бюро Агрызского района РТ» проведено обследование земельного участка с Кад. №, расположенного по адресу <адрес>. По результатам обследования, выявлено, что данный земельный участок используется для ведения личного подсобного хозяйства. Участок огорожен заборами со всех сторон, на участке расположены: жилой дом (16:01:190201:99) и надворные постройки. Объекты газового хозяйства фактически на данном земельном участке отсутствуют.
17.01.2023 ООО «Земельное бюро Агрызского района РТ» проведена геодезическая съемка объекта капитального строительства - УГШ, расположенного по адресу Республика Татарстан, Агрызский муниципальный район, д. Уразаево. Съемка производилась по углам ограждения, представляющего собой металлический забор на круглых металлических столбах, с использованием спутниковой геодезической аппаратуры EFT Ml Plus.
Согласно каталогу координат данный объект капитального строительства (УГШ) расположен на земельном участке с кадастровым номером 16:01:190201:89.
Согласно сведений из ЕГРН площадь земельного участка с Кад. № составляет 23.93 м2.
Вышеуказанные данные так же подтверждаются письмом ООО «Газпром трансгаз Казань», согласно которому объект газового хозяйства- универсальный газовый шкаф (УГЩ) расположен в н.п. Уразаево Агрызского района РТ на земельном участке с кадастровым номером №, а не на земельном участке истца. Площадь земельного участка составляет 23,93 кв.м.
Из письма Палаты имущественных и земельных отношений Агрызского муниципального района РТ так же следует, что площадь земельного участка истца составляет площадь 540,97 кв.м., вид разрешенного использования – для введения личного подсобного хозяйства. Площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 23,93 кв.м., вид разрешенного использования – для размещения газовой свечи. Земельные участки расположены на расстоянии более 250 метров друг от друга. На земельном участке с кадастровым номером № объекты газового оборудования отсутствуют. Считают, что в постановлении правительства № 392-т от 13.04.2005 допущена опечатка в кадастровом номере земельного участка, так как характеристики земельного участка схожи с характеристики земельного участка с кадастровым номером №, а именно месторасположение – д. Уразаево, назначение – УГШ, площадь – 0, 024 га. Тогда как земельный участок истца с кадастровым № внесенная в ЕГРН не совпадает с площадью указанной в Распоряжении Правительства РФ № 392-р от 13.04.2005.
На основании вышеизложенного, суд приходит к обоснованному выводу, что при внесении земельного участка с Кад. №, в Перечень земельных участков, расположенных на территории РТ, на которые у РФ возникает право собственности утв. Распоряжением Правительства РФ от 13.04.2005 № 392-р, допущена техническая ошибка в указании кадастрового номера участка (вместо земельного участка с Кад. №, площадью 23.93 м2,на котором расположен УГШ, был неверно указан земельный участок с Кад. №, площадью 540.97 м2, на котором расположен принадлежащий истцу жилой дом с надворными постройками).
В досудебном порядке истец обращался с заявлением в МТУ Росимущество в Республике Татарстан и Ульяновской области и Управление Росреестра по Республике Татарстан по вопросу исправления допущенной технической ошибки и прекращении права собственности Российской Федерации (запись о регистрации права собственности № от 10.11.2011) на земельный участок с кад. №, площадью 540.97 м2.
Однако, в исправлении допущенной технической ошибки и прекращении права собственности Российской Федерации (запись № от 10.11.2011) на земельный участок с Кад. №, мне было отказано.
Наличие в ЕГРН записи о праве собственности ответчика на земельный участок нарушает право истца и на регистрацию права собственности на данный земельный участок, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличие правовых и фактических оснований для удовлетворения исковых требований истца в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Прекратить право собственности Российской Федерации на земельный участок с Кад. №, признав его отсутствующим и исключить запись о праве собственности Российской Федерации № от 10.11.2011 из ЕГРН.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан, в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, через Агрызский районный суд Республики Татарстан.
Судья: Р.М. Мингалиев