РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 октября 2018 года город Воркута
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего Старовойтовой Н.Г.
при секретаре судебного заседания Шелыгиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1919/2018 по иску Арюткиной Н.Ю. к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о назначении пенсии,
установил:
Арюткиной Н.Ю. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указала, что ответчик незаконно отказал ей в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду недостаточности стажа, дающего право на пенсию по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях». При этом в специальный стаж истца безосновательно не зачтены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 04.10.1990-19.11.1990, 03.03.1997-31.03.1997, 02.12.1999-22.12.1999, 23.10.2000-01.11.2000, 06.05.2002-28.05.2002, 27.03.2006-31.03.2006, 01.04.2006-12.04.2006, 17.09.2007-30.09.2007, 01.02.2010-10.02.2010, 01.11.2012-30.11.2012, 01.11.2017-23.11.2017, а также донорские дни 14.09.2011-17.09.2011. По расчету Арюткиной Н.Ю. у нее имеется право на назначение пенсии по указанному основанию на дату обращения. Просит обязать ответчика назначить и выплатить истцу досрочную страховую пенсию по старости по основаниям, предусмотренным положениями п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с даты обращения 15.12.2017, а также взыскать с ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя 10 000 руб. и госпошлины 300 руб.
Истец Арюткина Н.Ю. просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Суд в порядке ст.167 ГПК РФ счел это возможным.
Представитель истца по доверенности Гочелашвили С.В. исковые требования своей доверительницы поддержала.
Представитель ответчика по доверенности Галкин М.А. иск не признал, полагая его необоснованным.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы, обозрев отказное пенсионное дело, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 15.12.2017 Арюткина Н.А. обратилась с заявлением к ответчику о назначении страховой пенсии по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то есть в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Решением УПФР в г.Воркуте Республики Коми от 27.04.2018 истцу отказано в назначении пенсии ввиду недостаточности стажа- 29 лет 06 месяцев 16 дней.
Как следует из таблицы трудовой деятельности из стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья, ответчиком не приняты в стаж периоды прохождения курсов повышения квалификации с 04.10.1990-19.11.1990,03.03.1997-31.03.1997, 02.12.1999-22.12.1999, 23.10.2000-01.11.2000, 06.05.2002-28.05.2002,27.03.2006-31.03.2006,01.04.2006-12.04.2006,17.09.2007-30.09.2007,01.02.2010-10.02.2010,01.11.2012-30.11.2012,01.11.2017-23.11.2017, а также донорские дни 14.09.2011-17.09.2011.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», вступившего в силу с 01.01.2015, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу подп. «н» п.1 названного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
-список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
-список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
-список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления,- для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с
1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
-перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"),- для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из решения ответчика об отказе в назначении пенсии и материалов пенсионного дела следует, что в спорные периоды истцу выплачивалась заработная плата.
Как в соответствии со ст.112 КЗоТ РФ, так и в соответствии со ст.187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29 (ред. от 01.10.1999) в специальный стаж может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Прохождение истцом курсов связано с повышением им профессиональной квалификации, что обеспечивало исполнение им основной трудовой функции медицинского работника на более высоком уровне. На курсы с отрывом от производства истец был направлен работодателем, за ним сохранялись место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Также судом Закон РФ "О трудовых пенсиях" и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.10.2002 № 781, не содержат прямого запрета об исключении спорных периодов из специального стажа, что также не было учтено комиссией Пенсионного фонда. Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, как период работы, в силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Поскольку прохождение курсов повышения квалификации является обязательной частью трудовой деятельности, за время нахождения работника на курсах повышения квалификации работодателем производятся соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд, указанные периоды подлежат зачету в специальный стаж.
Согласно ст. 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра работник освобождается от работы. В случае, если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и ее компонентов вышел на работу (за исключением работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха. В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
В соответствии с Федеральным законом от 20.07.2012 № 125-ФЗ "О донорстве крови
и ее компонентов", донорство крови и ее компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит, в интересах государства и общества в целом. Поэтому государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья; донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предоставляет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.
Пенсионный фонд РФ в письме "О порядке зачета в специальный стаж "донорских" дней» от 07.12.1998 разъяснил, что работникам, являющимся донорами (статья 114 КЗоТ РФ), день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (в том числе по Списку № 1 и №2), поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.
Следовательно, с учетом правовой позиции, содержащейся в определении Конституционного Суда РФ от 26.01.2010 № 59-О-О, исходя из системного толкования приведенных выше положений законодательства, оснований для исключения ответчиком спорных периодов не имелось, они включаются в специальный стаж истца так же, как и работа, во время которой эти периоды имели место.
При зачете спорных периодов специальный стаж работы истца, дающий право на назначение пенсии по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», составит более 30 лет на дату обращения 15.12.2017, что дает основания для удовлетворения иска.
Понесенные истцом судебные расходы относятся к рассматриваемому делу (ст. 94 ГПК РФ), подтверждены документально, подлежат возмещению ответчиком в соответствии со ст.ст. 98, 100 ГПК РФ, разъяснениями в п.п. 11-13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" от 21.01.2016 №1: по оплате госпошлины- в полном объеме 300 руб.; по оплате услуг представителя-с учетом возражений ответчика, незначительной сложности дела, объема проделанной представителем работы- 3 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
исковые требования Арюткиной Н.Ю. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте Республики Коми назначить и выплатить Арюткиной Н.Ю. с 15.12.2017 страховую пенсию в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Взыскать с Государственного учреждения- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми в пользу Арюткиной Н.Ю. судебные расходы в размере 3 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы в Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме-29.10.2018.
Председательствующий Старовойтова Н.Г.