66RS0007-01-2022-003706-54
гражданское дело № 2-1653/2023
решение в окончательной форме изготовлено 05 апреля 2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 29 марта 2023 года
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Масловой О.В. при секретаре Носыревой Я.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Караваева ФИО7 к Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга, Администрации г. Екатеринбурга о признании отказа незаконным, признании права состоять на учете, возложении обязанности,
установил:
истец обратился с указанными требованиями, просил признать отказ Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга от 30.03.2022№ в принятии Караваева С.Ф. и его семьи на учет для целей предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования незаконным; признать право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма семьи Караваева С.Ф. с даты подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность на Администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга включить семью Караваева С.Ф. в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, с даты подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец Караваев С.Ф. не явился, извещен о дне слушания дела.
Представитель ответчика Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга Проскурина О.И. действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Ответчик – Администрация г. Екатеринбурга представителя в судебное заседание не направила, извещена о дне слушания дела.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора на стороне истца, Караваева Н.Н. в судебное заседание не явилась, извещена о дне слушания дела.
В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела была заблаговременно размещена на Интернет-сайте Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга.
С учетом мнения явившихся участников процесса, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что Караваев С.Ф. принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии непосредственно на объекте «Укрытие» Чернобыльской АЭС (третья зона опасности) в составе комплексной экспедиции при ИАЭ им. ФИО4 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18). Караваев С.Ф. имеет право на меры социальной поддержки, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 17).
Караваев С.Ф. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга с заявлением о постановке на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования в связи с тем, что является гражданином, пострадавшим вследствие радиационных аварий и катастроф. Указал, что семья состоит из 2 человек: истец, супруга Караваева Н.Н. (л.д. 34).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Чкаловского района г. Екатеринбурга дан ответ (исх. №), в котором ответчиком отказано семье истца в признании нуждающейся и принятии на учет для целей предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования. Основанием для отказа послужило непредоставление сведений о наличии (отсутствии) права собственности на недвижимое имущество из органов, осуществляющих техническую инвентаризацию из муниципальных образований, где истец был зарегистрирован, неподтверждением информации о регистрации истца по месту жительства (л.д. 35).
Кроме того, в судебном заседании представитель Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга указала, что семья истца обеспечена жилой площадью на одного человека выше учетной нормы, не является малоимущей (л.д.124-125).
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон № 1244-1) направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года.
Согласно абз. 1 ст. 4 Закона № 1244-1 социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, — это система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.
Указанный Закон в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, предусматривал для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС гарантировалось обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ст. 13, ст. 14).
01.01.2005 вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ, которым в рамках реформирования системы социальной защиты населения был изменен и порядок обеспечения жильем указанных категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации. Согласно пп. 2 статьи 14 Закона № 1244-1 в новой редакции указанная категория граждан обеспечивается жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Во исполнение данного предписания Правительство Российской Федерации приняло постановление от 29.12.2004 № 866, которым в качестве основной формы обеспечения таких граждан жильем за счет средств федерального бюджета было избрано предоставление субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В связи с внесением постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865 изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении «Маяк», принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, получили право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Соответствующее право предусмотрено и утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 одноименной подпрограммой федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы.
Механизм предоставления социальных выплат (жилищных субсидий, субсидий) таким гражданам закрепляется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанных подпрограмм, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, с последующими изменениями и дополнениями.
Анализ приведенного выше законодательства свидетельствует о том, что обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета указанной категории граждан осуществляется исключительно при условии их нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Что касается граждан, также относящихся к указанным категориям, но принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, то, согласно пп. 2 статьи 14 Закона № 1244-1 в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, для них предусмотрено обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Как следствие, граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005 и, соответственно, не имеющие статуса участников соответствующих подпрограмм федеральных целевых программ «Жилище» на 2002 - 2010 годы и на 2011 - 2015 годы и последующие годы, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Учитывая изложенное, установление малоимущности и фактической нуждаемости гражданина в жилом помещении является одним из существенных обстоятельств при разрешении данного спора.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, истец не относится к категории малоимущих лиц.
Нормы и условия нуждаемости в жилых помещениях граждан, в том числе категории, к которой относится истец, определяются жилищным законодательством РФ.
Согласно п. 2 ст. 52 ЖК РФ, состоять на соответствующем учете имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
По смыслу положений ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями или собственниками жилых помещений или членами их семей, либо обеспеченные жилым помещением менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Статьей 15 ЖК РФ предусмотрено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
К жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната (ст. 16 ЖК РФ).
Постановлением Главы города Екатеринбурга от 31.08.2005 № 824 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «город Екатеринбург» утверждена учетная норма в размере 10 кв.м общей площади на одного человека.
Истец является собственником жилого помещения (комнаты) по адресу: <адрес>, площадь помещения 16,1 кв.м (л.д. 61).
Супруга истца Караваева Н.Н. является собственником дома площадью 50,6 кв.м, расположенным по адресу<адрес>
Доказательств того, что указанный дом является нежилым, либо непригодным для проживания стороной истца не представлено (ст. 56 ГПК РФ), вместе с тем, именно по ходатайству истца судебное заседание было отложено для предоставления таких доказательств.
Следовательно, обеспеченность истца и членов его семьи площадью жилого помещения на одного члена семьи превышает учетную норму ((16,1 кв.м + 50,6 кв.м) / 2 = 33,35 кв.м).
Поскольку дело рассматривается в порядке искового производства, установлению подлежит наличие права у истца состоять на учете для предоставления жилого помещения на момент рассмотрения спора. Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что истец не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, оснований для признания за ним права состоять на учете, возложении обязанности включить семью истца в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, не имеется.
Не имеется также оснований для признания отказа Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга от 30.03.2022№ в принятии Караваева С.Ф. и его семьи на учет для целей предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда <адрес> социального использования незаконным
Как следует из п. 16 Административного регламента исполнения переданных государственных полномочий Свердловской области по предоставлению государственной услуги «Принятие граждан на учет для целей предоставления жилых помещений в государственном жилищном фонде социального использования Свердловской области», утвержденного Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 02.07.2012 № 2877, к заявлению о принятии на учет заявителем прилагаются также справки о наличии (отсутствии) права собственности на недвижимое имущество (указано, что за получением необходимо обратиться в орган, осуществляющий техническую инвентаризацию жилищного фонда. Представляются в целях установления факта наличия (отсутствия) в собственности заявителей, лиц, совместно проживающих с ними в качестве членов семьи, их супругов, жилых помещений, права на которые не зарегистрированы в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Документы представляются из органов местного самоуправления всех муниципальных образований, где указанные граждане были зарегистрированы по месту жительства, начиная с 26.07.1991).
Такие справки истцом не представлены, следовательно, отказ ответчика в принятии семьи истца на учет является правомерным.
Решение состоялось не в пользу истца, оснований для разрешения вопроса о распределении судебных расходов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░8 <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ((░░░░ 1036605186287), ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ (░░░ 6661004661) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░