Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 декабря 2020 года г. Уяр
Уярский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Приваловой О.В.
при секретаре: Ивановой Е.А.,
с участием представителя административных ответчиков ст.помощника прокурора Уярского района Ковалевой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Овчинникова Виктора Викторовича к Красноярской краевой прокуратуре, прокуратуре Красноярского края по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Овчинников В.В. обратился в суд с административным иском к прокуратуре Красноярского края по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о признании действий незаконными. Определением суда от 09.11.2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Красноярская краевая прокуратура.
Свои требования истец в исковом заявлении и в судебном заседании лично мотивировал следующим. 03.06.2020 года им были поданы два заявления в Уярский районный суд по поводу высказывания угроз в его адрес со стороны начальника ОСУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю и физической расправы со стороны сотрудников ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю. 16.06.2020 года судья Уярского районного суда направил эти заявления в Красноярскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в ИУ для проведения проверки. 25.06.2020 года заместитель прокурора по надзору за ИУ в нарушение закона перенаправил вышеуказанные заявления в ГУФСИН России по Красноярскому краю. Считает, что данный государственный орган не имеет полномочий на проведение проверок в порядке ст.144-145 УПК РФ. Полагал, что Красноярская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ нарушила Федеральный закон №59 от 02.05.2006 года, перенаправив обращения Овчинникова В.В. в орган, у которого отсутствовала компетенция проводить проверку, в силу того, что именно действия работников ГУФСИН обжаловались Овчинниковым В.В. Считал, что данными действиями нарушены неимущественные права Овчинникова В.В., гарантированные Конституцией РФ. Просил признать действия Красноярской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ незаконными в части нарушения неимущественных прав Овчинникова В.В., гарантированных Конституцией РФ, Федеральным законом №59 от 02.05.2006 года, выразившихся в перенаправлении заявлений Овчинникова В.В. в ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Представитель административного ответчика Ковалева Е.П. в судебном заседании требования истца полагала не подлежащими удовлетворению. Согласно представленным отзывам считала, что в обращениях, перенаправленных Овчинниковым В.В. в прокуратуру Красноярского края, отсутствовали вопросы, относящиеся к исключительной компетенции органов прокуратуры. С учетом данных обстоятельств обращения административного истца были перенаправлены в ГУФСИН России по Красноярскому краю, о чем Овчинников В.В. уведомлен. По результатам рассмотрения обращений Овчинникова В.В. дан ответ с разъяснениями права на обжалование.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не обоснованными по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".
В соответствии с ч.3 ст.5 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
Согласно п. 3 ст. 8 указанного закона письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
На основании ч.2 ст.21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
В соответствии с поименованными выше Законами приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 года №45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ.
По результатам предварительного рассмотрения обращения граждан принимается одно из решений, перечисленных в п.3.1 Инструкции (о принятии к разрешению или направлении в другие органы.
Обращение, разрешение которого не входит (входит частично) в компетенцию данной прокуратуры или подлежит разрешению другими органами и организациями в семидневный срок с момента регистрации, направляется по принадлежности одновременно с уведомлением об этом заявителя (п.3.3, 3.4, 3.5 Инструкции).
В соответствии с положениями ст.21 УИК РФ ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами.
Непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания и следственных изоляторов, осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы (ФСИН) и территориальные органы уголовно-исполнительной системы (ГУФСИН). Порядок этого контроля регламентирован ч.2 ст.38 закона РФ от 21.07.1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Положением о ФСИН, утвержденном указом Президента РФ от 13.10.2004 года №1314.
В силу пп.2 п.15 Положения о ГУФСИН по Красноярскому краю, утвержденного приказом ФСИН России от 11.06.2015 года №518 «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний», ГУФСИН по Красноярскому краю осуществляет контроль деятельности подведомственных учреждений за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста; мероприятия по организации рассмотрения обращения граждан.
Судом установлено, что Овчинников В.В. отбывает наказание по приговору Уярского районного суда Красноярского края от 17.02.2016 года.
03.06.2020 года Овчинниковым В.В. были поданы два заявления в Уярский районный суд по поводу высказывания угроз в его адрес со стороны начальника ОСУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю и физической расправы со стороны сотрудников ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Судьей Уярского районного суда 16.06.2020 года в адрес Красноярскому прокуратуры направлены вышеуказанные заявления-обращения.
Заместителем прокурора Красноярской специализированной прокуратуры хаг 25.06.2020 года указанные заявления направлены в ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Судом установлено, что принимая решение о направлении заявлений в ГУФСИН России по Красноярскому краю, заместитель Красноярского специализированного прокурора действовал в рамках своих полномочий по рассмотрению обращений, установленных Федеральным законом от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре РФ», Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 года №45, в пределах усмотрений вытекающих из этих полномочий, исходя из сути требований, изложенных заявителем в жалобах.
Из приведенных выше норм права следует, что направление обращения в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, является одним из решений, принимаемых при рассмотрении поступившего обращения. Положения ч.6 ст.8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а также п.5 ст.10 Федерального закона «О прокуратуре в РФ» содержат запрет направлять жалобу в орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Иного прямого запрета, ограничивающего направление обращений для их рассмотрения в компетентный орган (за исключением прямо предусмотренных случаев) не установлено.
Таким образом, учитывая, что заявления Овчинникова В.В. не содержат вопросов (жалоб) на решения, действия (бездействие) ГУФСИН, нарушений требований закона в действиях ответчика судом не установлено.
Учитывая изложенное, суд полагает, что заявленные исковые требования Овчинникова В.В. удовлетворению не подлежат, как не основанные на фактических обстоятельствах, имевших место и требованиях действующего законодательства РФ.
Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Овчинникова Виктора Викторовича к Красноярской краевой прокуратуре, прокуратуре Красноярского края по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о признании действий, выразившихся в перенаправлении его обращений от 03.06.2020 года в ГУФСИН России по Красноярскому краю незаконными - отказать.
Решение может быть обжаловано через Уярский районный суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Председательствующий: Привалова О.В.
.