Решение по делу № 2-512/2018 от 18.01.2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

           26 февраля 2018 года                                                               г. Улан-Удэ

               Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Хамнуевой Т.В., при секретаре судебного заседания Лубсановой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда г.Улан-Удэ гражданское дело по иску и.о. прокурора Советского района г. Улан-Удэ, действующего в интересах Куприянова Е.В., к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда,

    У С Т А Н О В И Л:

     И.о. прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах Куприянова Е.В. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, просил обязать ответчика предоставить Куприянову Е.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда.

    В обоснование иска указал, что Куприянов Е.В., являясь ребенком-сиротой, поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем. До настоящего времени Куприянов Е.В. не обеспечен жилым помещением, проживает в общежитии <данные изъяты>. Весной 2018 г. заканчивает обучение.

В судебном заседании представитель прокурора Советского района г. Улан-Удэ Хорошева О.Я., истец Куприянов Е.В. исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Казаков А.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения иска, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Пояснил, что в настоящее время истец Куприянов Е.В. уже состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по Республике Бурятия под № ..., в связи с чем по мере формирования специализированного жилищного фонда истец будет обеспечен жилым помещением. Полагает, что отсутствует предмет спора. Кроме того, в настоящее время истец обучается в <данные изъяты> и проживает в общежитии, в связи с чем жилое помещение может быть предоставлено только после окончания учебного заведения. Обеспечение истца жилым помещением во внеочередном порядке на основании решения суда поставит в худшее положение других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее истца, и также нуждающихся в жилых помещениях. Полагает, что с целью реализации права на жилье необходимо возложение обязанностей на соответствующее ведомство, отвечающее за формирование специализированного жилищного фонда - Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.

Представитель третьего лица Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Суд, выслушав стороны, изучив представленные доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В силу положений ст.1 названного Федерального закона дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п.2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу ч.8 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Указом Президента Республики Бурятия от 07.08.2007 г. №486 (в ред. от 30.06.2015 г.) «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия» функции социальной защиты семьи, женщин и детей Республиканского агентства по делам семьи и детей переданы Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия.

В соответствии с п.п. 3,4,5 п. 3.21 Положения «О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия», утвержденного постановлением Правительства РБ от 06.03.2014 г. № 88, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия уполномочено на формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Законом Республики Бурятия от 22.12.2012 № 3102- IV «Об учете и формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Республике Бурятия, и о внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Бурятия» (ред. от 25.11.2016 г., с изм. от 13.03.2017 г.), Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.03.2005 г. № 102 (в ред. от 27.05.2016 г.) утвержден Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики.

Как видно из имеющихся в деле документов, Куприянов Е.В. родился *** Его мать ФИО лишена родительских прав, что подтверждается заочным решением Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 11.02.2009 г. Отец ФИО1 также лишен родительских прав на основании заочного решения Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 12.07.2009 г.

Постановлением администрации Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 05.07.2013 г. № ... Куприянов Е.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поставленных на учет как нуждающихся в жилом помещении.

В настоящее время Куприянов Е.В. не обеспечен жилым помещением, в настоящее время обучается последний курс в <данные изъяты> и проживает в общежитии, иного жилья не имеет.

Оценив перечисленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Куприянов Е.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и, не имея закрепленного жилого помещения, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В целях обеспечения гарантий социально уязвимых категорий населения, создания условий для осуществления мер по повышению степени социальной защищенности населения, а также семей, имеющих детей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в республике действует Государственная программа Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.03.2014г. № 107 (далее - Госпрограмма).

Ответственным исполнителем-координатором Госпрограммы является Министерство социальной защиты Республики Бурятия.

В рамках указанной Госпрограммы действует подпрограмма 3 «Социальная поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», одной из приоритетных задач которой является обеспечение детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, жильем. Координатором и ответственным исполнителем подпрограммы является Министерство социальной защиты РБ.

Кроме того, п.2 Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением Правительства РБ от 31.03.2005 г. № 102 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 27.05.2016 г.) установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда является Министерство социальной защиты Республики Бурятия.

Таким образом, исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, обязанным обеспечить в соответствии с действующим законодательством реализацию Куприяновым Е.В. указанного права, в настоящее время является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.

При этом, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие сформированного республиканского специализированного жилищного фонда, равно как и наличие других лиц, обладающих аналогичным правом, не могут служить препятствием к реализации истцом права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Довод ответчика об отсутствии спора, ввиду того, что истец уже значится в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит отклонению.

До настоящего времени истцу жилое помещение не предоставлено. Приведенные нормы не содержат императивных положений, предусматривающих обеспечение жильем лиц из числа приведенной категории в порядке очередности внутри соответствующего списка, как следствие Куприянов Е.В. вправе требовать судебной защиты, обращаясь с таким иском.

Доводы ответчика о том, что жилое помещение Куприянову Е.В. может быть предоставлено только после окончания учебного заведения, также не могут быть приняты во внимание.

Действующее законодательство предусматривает обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями фактически сразу, как только возникает в этом необходимость, при достижении ими 18 летнего возраста, или при наступлении иных обстоятельств, свидетельствующих о возможности самостоятельного проживания.

Согласно абзаца 2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 п.1 ст. 8 по достижении ими возраста 18 лет, а в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Положения абзаца 3 п.1 ст. 8 указанного Федерального закона, предусматривающие предоставление жилых помещений по заявлению лиц, указанных в абзаце первом упомянутого п.1 ст. 8 и достигших возраста 18 лет, после окончания пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения ими профессионального образования, либо окончания прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях, не означают, что жилые помещения не могут быть предоставлены достигшим 18 лет лицам, указанным в абзаце 1 и 2 ст. 8 и продолжающим обучение, поскольку, как указывал Верховный Суд РФ в определении №88-АПГ13-8 от 29.01.2014 г., толкуя положения абзаца 2 и 3 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ, специализированные жилые помещения должны предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей немедленно после наступления обстоятельств, предусмотренных законом без заявления лица, претендующего на предоставление жилого помещения, кроме случаев, когда само лицо просит предоставить ему жилое помещение по окончании обучения, лечения, службы в армии и в других перечисленных в законе случаях.

В силу изложенного, исковые требования и.о прокурора Советского района г. Улан-Удэ, действующего в интересах Куприянова Е.В., суд считает подлежащими удовлетворению и возлагает на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия обязанность обеспечить в соответствии с действующим законодательством реализацию права истца на предоставление ей жилья.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования и.о прокурора Советского района г. Улан-Удэ, действующего в интересах Куприянова Е.В., удовлетворить.

Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить Куприянову Е.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма по месту жительства в <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 02.03.2018 г.

           Судья                                                                                      Т.В. Хамнуева

2-512/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Советского района г. Улан-Удэ в защиту жилищных прав из числа детей -сирот
Куприянов Е.В.
Куприянов Евгений Витальевич
Ответчики
Министерство социальной защиты населения РБ
Другие
Министерство стротельства и модернизации жилищно- коммуналььного комплекса РБ
Суд
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ
Дело на странице суда
zheleznodorozhniy.bur.sudrf.ru
18.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.01.2018Передача материалов судье
22.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2018Подготовка дела (собеседование)
05.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.02.2018Судебное заседание
19.02.2018Судебное заседание
26.02.2018Судебное заседание
02.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2018Дело оформлено
12.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2020Передача материалов судье
15.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2020Подготовка дела (собеседование)
15.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2020Судебное заседание
15.05.2020Судебное заседание
15.05.2020Судебное заседание
15.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2020Дело оформлено
15.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее