Дело № 2-2265/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Липецк 21 мая 2018 года
Советский районный суд г.Липецка в составе:
председательствующего судьи Животиковой А.В.
при секретаре Боковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шишлова Сергея Борисовича к МРЭО ГИБДД УМВД России по Липецкой области, УМВД России по Липецкой области о признании незаконными действий, обязании совершить регистрационные действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец Шишлов С.Б. обратился с иском к МРЭО ГИБДД УМВД России по Липецкой области о признании права собственности, признании незаконными действий, обязании совершить регистрационные действия, указывая на то, что 29.11.2017г. истец, на основании договора купли-продажи, приобрел самодельный прицеп 1993, г.р.з. <адрес>, указанный прицеп был снят с регистрационного учета 07.09.2017г в РЭО ГИБДД ОМВД России по <адрес>, однако, в постановке на учет в МРЭО ГИБДД УМВД России по Липецкой области истцу было отказано на основании п. 3 правил регистрации, согласно которому не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, конструкция которых или внесенные изменения не соответствуют требованиям законодательства РФ в области безопасности дорожного движения. Истец просит признать незаконным отказ ответчика в проведении регистрационных действий и обязании совершить регистрационные действия в отношении прицепа.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено УМВД России по Липецкой области.
В судебном заседании представитель истца Молюков А.Н., действующий на основании доверенности, иск поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно указал, что ссылка ответчика на Технический регламент Таможенного союза является необоснованной, поскольку спорные правоотношения возникли в 1993г. (дата изготовления прицепа), следовательно, данные нормы права применению не подлежат.
Кроме того, заявленные требования уточнил, указал, что истец не просит признать за ним право собственности на прицеп, поскольку право собственности возникло у истца после заключения договора купли-продажи.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика УМВД России по Липецкой области Соломатина И.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, указала, что самодельный прицеп, который истец просит зарегистрировать, не соответствует требованиям законодательства о безопасности дорожного движения. Истцом приобретен прицеп 29.11.2017г, с 01.01.2015г. действует Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», согласно которому установлена процедура удостоверения соответствия транспортного средства требованиям безопасности, следовательно, данный регламент подлежит применению в спорных правоотношениях. При регистрации приобретенного истцом самодельного прицепа истцом не представлено свидетельство о безопасности транспортного средства, не возможно идентифицировать категорию ТС, отсутствуют сведения о весовых категориях, данное транспортное средство – самодельный прицеп не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, и не может быть поставлено на регистрационный учет.
Представитель ответчика МРЭО ГИБДД УМВД России по Липецкой области в судебное заседание не явился, ранее представитель ответчика Чернышев Д.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, установил регистрацию транспортных средств.
Положением п. 3 ст. 15 названного Федерального закона установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
По смыслу нормы права, закрепленной в п. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 года регистрация ТС как объектов движимого имущества устанавливается не в целях регистрации (возникновения, изменения, прекращения) вещных прав владельцев на них, а для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и осуществления технического учета транспортных средств на территории Российской Федерации.
Следовательно, процедура регистрации транспортного средства в компетентных органах является необходимой с целью его допуска к участию в дорожном движении.
Владелец транспортного средства, приобретённого в соответствии с законом и отвечающего установленным требованиям безопасности дорожного движения, имеющий намерение использовать ТС в дорожном движении, должен обратиться в соответствующие органы для его регистрации и получения соответствующих документов о допуске.
Порядок регистрации автотранспортных средств в органах ГИБДД определен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденными Приказом МВД РФ N 1001 от 24.11.2008 года.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что, на основании договора купли-продажи от 29.11.2017 г истцом Шишловым С.Б. приобретен у Чернова М.В. прицеп самоизготовленный, 1993 г.в., рег. знак №
Указанный прицеп принадлежал Чернову М.В. на основании паспорта № №, дубликата свидетельства №
С целью регистрации указанного транспортного средства истец обратился в МРЭО ГИБДД УМВД России по Липецкой области с заявлением о регистрации указанного транспортного средства – прицепа
Старшим госинспектором № УМВД России по Липецкой области ФИО9 было отказано в постановке прицепа на регистрационный учет на основании п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним ГИБДД МВД РФ от 24.11.2008г №1001 «О порядке регистрации транспортных средств», с изменениями, внесенными приказом МВД России от 20.03.2017г № 139, поскольку не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, конструкция которых или внесенные изменения не соответствуют требованиям законодательства РФ в области безопасности дорожного движения
Оспаривая отказ в регистрации транспортного средства, истец ссылается на то, что отказом ответчика нарушены права владельца имущества, поскольку отсутствие регистрации транспортного средства влечет за собой невозможность его использования по прямому назначению.
В подтверждение доводов о незаконности отказа в регистрации транспортного средства, истцом представлен паспорт транспортного средства – прицепа, дубликат свидетельство о регистрации, карточку учета транспортного средства выданную РЭО ГИБДД ОМВД России по <адрес>.
В соответствии с абз. 4 п. 3 указанных Правил, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, если представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" согласно пункту 3 статьи 15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Пунктом 1 этой статьи Закона закреплено, что транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно пункту 4 указанной статьи Закона после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
Из изложенного следует, что нормативное правовое регулирование, закрепленное в абзаце третьем пункта 3 Правил, устанавливающее запрет на регистрацию в Госавтоинспекции и регистрационные действия с транспортными средствами, если представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, основано на нормах действующего законодательства и позволяет исключить из процесса дорожного движения транспортные средства, не отвечающие установленным требованиям в области обеспечения дорожного движения, а также создать дополнительные гарантии исполнения их владельцами обязательств, установленных действующим законодательством.
Техническим Регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный решением комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011г. № 877 установлены требования к колесным транспортным средствам в соответствии с пунктом 16 независимо от места их изготовления при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза (пункт 1).
Раздел V Технического регламента регулирует порядок оценки соответствия, а его подразделы 1 и 2 регулируют порядок проверки выполнения требований к типам выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси) и проверки выполнения требований к единичным транспортным средствам перед их выпуском в обращение.
Технический регламент, в том числе и приведенные его положения не регулируют отношения, связанные с регистрацией и проведением регистрационных действий с транспортными средствами в Госавтоинспекции, но осуществляют правовое регулирование, определяющее порядок подтверждения соответствия внесенных изменений в конструкцию транспортных средств.
Исходя из системного толкования пунктов 75, 78, 79 и 80 Технического регламента и постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2015 г. N 1108 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" для внесения изменений в конструкцию транспортных средств владелец транспортного средства должен обратиться в Госавтоинспекцию с заявлением о внесении таких изменений, приложив заключение предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства, по которому принимается решение о выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Аналогичная позиция закреплена и во вступившем в законную силу решении Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2016 г. по делу N АКПИ16-1219.
Довод истца о том, что спорный прицеп находился до 2017г на учете в РЭО ГИБДД ОМВД России по <адрес> не является безусловным основанием для удовлетворения требований истца, поскольку, как следует из ответа начальника РЭО ГИБДД ОМВД России по <адрес> ФИО8 был выдан дубликат регистрационных документов на транспортное средство прицеп 1993г, самоизготовленного, регистрационный знак №. Дубликаты документов выдаются без производства осмотра транспортного средства.
Довод истца о том, что к возникшим правоотношениям нормы Технического регламента Таможенного союза применению не подлежит, поскольку нормы данного нормативного обратной силы не имеют является несостоятельным, поскольку на момент обращения истца с заявлением в регистрирующий орган данный законодательный акт подлежал применению.
Таким образом, поскольку при подаче заявления о регистрации транспортного средства административным истцом наряду с иными документами не представлено свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, ответчиком принято законное решение об отказе в регистрации транспортного средства.
Учитывая требования Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", принятым решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, разъяснения, данные в пункте 2.1 определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 N 1739-О, и правовую позицию, выраженную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2011 N 5-П, суд приходит к выводу об отсутствии надлежащих и достоверных доказательств соответствия транспортного средства прицепа 1993г, самоизготовленного, регистрационный знак <адрес>, требованиям безопасности, как единичного транспортного средства.
Кроме того, истец, при выполнении вышеуказанных установленных законом требований, не лишен возможности вновь обратиться с соответствующим заявлением в регистрирующий орган.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Шишлова Сергея Борисовича к МРЭО ГИБДД УМВД России по Липецкой области, УМВД России по Липецкой области о признании незаконными действий, обязании совершить регистрационные действия отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий (подпись)
Решение в окончательной форме изготовлено,
в соответствии с ч.2 ст. 108 ГПК РФ, 28.05.2018г