Дело № 2-523/2022
УИД 59RS0014-01-2022-000668-48
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 сентября 2022 года Пермский край г.Верещагино
Верещагинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Филиппенко Р.М., при секретаре судебного заседания Тетеновой Е.Н., с участием представителя ответчика Макаровой И.В., на основании распоряжения №91-к от 27.11.2012, представителя ответчика администрации Верещагинского городского округа Пермского края Паршаковой А.А., на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Верещагинская санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении», администрации Верещагинского городского округа Пермского края о признании противоправными действия по оказанию услуг с нарушением санитарного законодательства, возложении обязанности прекратить и устранить нарушения санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратилось с иском к МБОУ «Верещагинская санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении» (далее-МБОУ ВСШИ), администрации Верещагинского городского округа Пермского края о признании действия ответчика, МБОУ «ВСШИ», выразившиеся в нарушении санитарного законодательства противоправными по отношению к учащимся, о возложении обязанности на администрацию Верещагинского городского округа Пермского края, обеспечить работу МБОУ «ВСШИ» в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок до 12.09.2022, возложить обязанность на МБОУ «ВСШИ» устранить нарушения п.п. 2.5.2., 2.8.3, 3.4.8., СП 2.4.3648-20 в учреждении по адресу: 617120, Пермский край, г. Верещагино, ул. Пролетарская, д.45, а именно: устранить дефекты и повреждения внутренней отделки пола; произвести остекление окон из цельного стекла; установить демонстрационные столы в кабинетах химии-биологии, физики на подиуме, обязать МБОУ «ВСШИ» довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании решения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Зомарева А.М. от 14.01.2022 № 51 в отношении МБОУ «ВСШИ» была проведена плановая выездная проверка. При проверке было установлено, что образовательным учреждением при оказании образовательных услуг нарушаются требования санитарного законодательства, а именно: внутренняя отделка пола (кабинет химии-биологии, столярная мастерская, слесарная мастерская, спальные комнаты (кроме спален №№ 2.4., 3.10., 3.11.) имеет дефекты и повреждения, что не позволяет проводить качественную ежедневную влажную уборку и дезинфекцию, что является нарушением п. 2.5.2. СП 2.4.3648-20, остекление окон в спортивном зале, танцевальном зале, раздевалке для мальчиков при спортивном зале выполнено не из цельного стекла, что является нарушением п. 2.8.3. СП 2.4.3648-20, демонстрационные столы в кабинетах химии-биологии, физики не установлены на подиуме, что является нарушением п. 3.4.8. СП 2.4.3648-20. По окончанию проверки 31.01.2022 г. МБОУ «ВСШИ» было выдано предписание №94 должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор об устранении нарушений п.п. 2.5.2., 2.8.3., 3.4.8. СП 2.4.3648-20 в учреждении по адресу: 617120, Пермский край, г. Верещагино, ул. Пролетарская, д. 45. в срок до 12.09.2022. В связи с выявленными нарушениями заявлен настоящий иск.
Представитель истца в судебное заседание не явился, напивал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, поскольку в настоящее время учебный год начался, а проведении всех видов ремонтных работ в присутствии детей не допускается, в связи с чем считают возможным назначит более длительный срок устранения нарушений, но не позднее 01.09.2023.
Представитель ответчика МБОУ «ВСШИ» в судебном заседании исковые требования признал частично, указав на то, что работы по предписанию являются дорогостоящими и были определены уже в календарном году, когда план хозяйственно-финансовой деятельности на календарный 2022 уже был сформирован и выполнение предписания было лишь возможно на средства экономии, что ответчик и сделал. Работы выполнили своими силами, отремонтировали 2 подиума в кабинетах химии и физики, застелили линолеум в кабинете химии, сделали окна.
Представитель ответчика администрации Верещагинского городского округа Пермского края пояснил, что из бюджета было выделено 900 000 рублей. На остальные работы финансы будут выделены только в следующем году.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п.1 ст.46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области зашиты потребителей (далее - государственный контроль и надзор в области защиты потребителей), осуществляются уполномоченным федеральным органом исполните власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает в том числе: обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Пункт 8.19. Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, утвержденного Приказом от 09.07.2012 № 713 предусмотрено право Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю обращения в суд с предъявлением исков в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
В соответствии со ст.51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ - главные санитарные врачи наделены полномочиями предъявлять иски в суд в случае нарушений санитарного законодательства.
Основанием для подачи настоящего искового заявления являются нарушения Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологи благополучии населения» СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20).
В соответствии со ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: исполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятии при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В преамбуле Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ указано, что санитарно- эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятна окружающую среду.
Согласно ст.28 Федеральною закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Нормативные правовые акт касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами, исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28, утверждены «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20.
Согласно п. 1.1. настоящие санитарные правила (далее - Правила) направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитара эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
Пунктом 1.2. Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлен деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил.
В судебном заседании установлено, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верещагинская санаторная школа - интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении» (МБОУ «ВСШИ») ИНН 5933180470, ОГРН 1025902152682, юридический адрес: Пермский край, г. Верещанию, ул. Пролетарская, д. 45. место фактического осуществления деятельности по адресу: 617120, Пермский край. г. Верещагино, ул. Пролетарская, д. 45., оказывает услуги в сфере образования (л.д.32-38).
Согласно уставу, предметом деятельности Школы является: оказание услуг в сфере образования, обеспечивающих общедоступное качественное образование, гарантированное действующим законодательством, в т.ч. реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного в соответствии федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья; создание благоприятных условий интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования. Имущество закреплено за школой на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодекс, муниципальными правовыми актами. Собственником имущества школы является муниципальное образование «Верещагинский городской округ Пермского края»; школа осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Уставом.
Основной целью Образовательной организации является образовательная деятельность по общеобразовательным программам начального общего, основного общего образования.
Учредителем МБОУ «ВСШИ» является администрация Верещагинского городского округа Пермского края.
Согласно уставу, источниками формирования имущества и финансовых ресурсов школы являются имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления; имущество, регулярные и единовременные поступления от Учредителя и другие не запрещенные законом поступления.
Так, на основании решения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Зомарева А.М. от 14.01.2022 № 51 в отношении МБОУ «ВСШИ» была проведена плановая выездная проверка. При проверке было установлено, что образовательным учреждением при оказании образовательных услуг нарушаются требования санитарного законодательства, а именно:
- в нарушение п. 2.5.2. Правил полы имеют дефекты и повреждения, выполненны из материалов, не допускающих влажную обработку дезинфекцию;
- в нарушение п. 2.8.3. Правил остекление окон выполнено не из цельного стекла;
- в нарушение п. 3.4.8. Правил учебные кабинеты физики и химии не оборудованы демонстрационными столами, установленными на подиуме.
Согласно ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений; обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п.1 ч.1 ст. 15 Закона РФ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.
На основании ч. 2. ст. 18 Закона РФ «Об общих принципах организации местного травления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местных бюджетам из федерального и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Представителем ответчика в суд представлены документы о частичном исполнении предписания №94 должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор об устранении нарушений п.п. 2.5.2., 2.8.3., 3.4.8. СП 2.4.3648-20 в учреждении по адресу: 617120, Пермский край, г. Верещагино, ул. Пролетарская, д.45.
25.04.2022 между МБОУ «ВСШИ» и ООО «Профиль плюс» был заключен гражданско-правовой договор №21 на замену оконных блоков на сумму 690 000 рублей (л.д. 48-56). Данный договор исполнен 04.07.2022, работы приняты заказчиком (л.д. 59-72).
16.06.2022 между МБОУ «ВСШИ» и ООО «Профиль плюс» заключен договор №34 на выполнение работ по замене оконных блоков на сумму 310 000 рублей (л.д. 73-80). Договор исполнен 04.07.2022 (л.д. 81-86). Приложена фототаблица (л.д.120,121).
Ответчиком представлены, товарные накладные о приобретении расходных материалов для ремонта полов, фототаблица отремонтированных полов с покрытием линолеума, установлены подиумы в кабинетах химии и физики (л.д. 57,58, 88,89,119,122,123,124).
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств и представленных по делу доказательств лицами, участвующими в деле, поскольку в настоящее время дефекты и повреждения внутренней отделки пола, указанные в п.2.5.2 СП 2.4.3648-20 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 31.01.2022 Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, ответчиком до настоящего время не устранены, суд приходит к выводу, что требования истца в этой части подлежат удовлетворению путем возложения обязанности на ответчика МБОУ «ВСШИ» устранить указанные нарушения санитарного законодательства.
С учетом требований ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда, обязывающее ответчика, совершить определенные действия устанавливается срок исполнения обязательства.
Истец с учетом уточненного иска, просил уставить срок исполнения предписания не позднее 01.09.2023. Ответчик с указанным требованием согласился
Суд, с учетом необходимого объема выполнения работы, принципа разумности, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, считает указанный срок представителем истца разумным.
В силу ч. 2 ст. 46 ФЗ "О защите прав потребителей", суд возлагает на ответчика обязанность довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей.
В соответствии со ст. 103 ГПК Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика исходя из удовлетворенных требований неимущественного характера подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать действия муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верещагинская санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении», ОГРН 1025902152682, выразившиеся в оказании образовательных услуг с нарушением санитарного законодательства в отношении учащихся противоправными.
Возложить обязанность на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верещагинская санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении», устранить нарушения санитарного законодательства, а именно:
- устранить дефекты и повреждения внутренней отделки пола, указанные в п.2.5.2 СП 2.4.3648-20 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 31.01.2022 Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, в срок не позднее 01 сентября 2023 года.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верещагинская санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении», ОГРН 1025902152682, довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верещагинская санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении», ОГРН 1025902152682 государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Р.М. Филиппенко