Решение по делу № 33-9081/2024 от 03.09.2024

Судья Третьякова Д.К.          Дело № 33-9081/2024

25RS0001-01-2023-003574-63

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 октября 2024 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Павлуцкой С.В.

судей Шароглазовой О.Н., Гареевой А.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петрушенко Г.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского транспортного прокурора к администрации города Владивостока, Управлению дорог администрации города Владивостока, ОАО «РЖД» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

по апелляционной жалобе представителя администрации г. Владивостока

на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 22 мая 2024 года

Заслушав доклад судьи Шароглазовой О.Н., пояснения представителя администрации города Владивостока, Управления дорог администрации города Владивостока Крузман А.А., представителя ОАО «РЖД» Конченко Т.В., транспортного прокурора Бороева Б.Ж., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Приморский транспортный прокурор обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к администрации города Владивостока, ОАО «РЖД» о возложении обязанности на ОАО «Российские железные дороги» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на железнодорожном переезде, расположенном на 9275 км пк 2 остановочного пункта Чайка Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» устранить повреждения дорожного покрытия (проломы, просадки, выбоины и иные дефекты) с обоих сторон переезда до шлагбаумов и в междупутье в соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 505797-2017, п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015, п. 72 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказом Минтранса России от 05.10.2022 №402, п. 13.2 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №827; о признании незаконным бездействия Администрации г.Владивостока, выразившееся в непринятии мер по нанесению дорожной разметки 1.1 (сплошная) с обоих сторон переезда, а также установки дорожных знаков 1.4.1-1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду» с обоих сторон переезда, расположенного на 9275 км пк 2 станция остановочного пункта Чайка Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД»; возложении обязанности на Администрацию города Владивостока в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу с обоих сторон на подходах к железнодорожному переезду, расположенному 9275 км ПК 2 станция остановочного пункта Чайка Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД»: устранить повреждения дорожного покрытия (проломы, просадки, выбоины и иные дефекты) с обоих сторон переезда до шлагбаумов и в междупутье в соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 505797-2017, п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015, п. 72 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказом Минтранса России от 05.10.2022 №402, п. 13.2 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №827; нанести дорожную разметку 1.1 (сплошная) на протяжении 100 м от ближнего рельса в соответствии с п. 6.2.3 ГОСТ Р 52289-2019, п. 27 и 72 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказом Минтранса России от 05.10.2022 №402; установить знаки 1.4.1-1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду» в соответствии с п.5.2.7 ГОСТ Р 52289-2019, п. 72 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказом Минтранса России от 05.10.2022 №402.

В обоснование иска прокурор указал, что Приморской транспортной прокуратурой с участием МТУ Ространснадзора по ДФО проведена проверка исполнения Владивостокской дистанцией пути Дальневосточной инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиал ОАО «РЖД» (далее - Владивостокская дистанция пути) законодательства при обеспечении безопасности прохода и проезда через железнодорожные пути граждан, в том числе, из маломобильных, по результатам которой выявлены нарушения закона.

Автомобильная дорога, пересекающая железнодорожный переезд на 9275 км пк 2 остановочного пункта Чайка Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (далее - переезд) является внутригородской дорогой. По результатам проверки переезда установлено, что имеются повреждения дорожного покрытия в виде просадок по ширине всей проезжей части глубиной до 9 см., а также повреждения дорожного покрытия в виде ям глубиной в высоту резинокордового настила и шириной до 13 см. В зоне ответственности администрации г.Владивостока установлено наличие повреждений дорожного покрытия на подходах к переезду (со стороны литера «А» переезда многочисленные повреждения дорожного покрытия длиной до 3 м., шириной до 1 м., глубиной до 10,7 см., со стороны литера «Б» на подходах к переезду повреждения дорожного покрытия длиной 3 м., шириной до 0,7 м., глубиной до 10 см); дорожная разметка 1.1 (сплошная) отсутствует с обоих сторон переезда; дорожные знаки 1.4.1-1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду» отсутствуют с обоих сторон переезда.

Определением суда в качестве соответчика привлечено Управление дорог администрации города Владивостока.

В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных требований. Указал, что Приморской транспортной прокуратурой начальнику Владивостокской дистанции пути - структурного подразделения Дальневосточной дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиал ОАО «РЖД», Главе города Владивостока 19.08.2022 было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта при эксплуатации железнодорожных переездов, в том числе в части выявленных нарушений на железнодорожном переезде, расположенном на 9275 км пк 2 остановочного пункта Чайка Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги, однако до настоящего времени нарушения не устранены.

Представитель ответчиков администрации города Владивостока, Управления дорог администрации города Владивостока просил в удовлетворении требований иска отказать по доводам письменных возражений, указав, что температурный режим в настоящее время не позволяет устранить выявленные нарушения.

Представитель ОАО «РЖД» в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, представил письменный отзыв.

Судом постановлено решение, которым исковые требования Приморского транспортного прокурора к администрации города Владивостока, Управлению дорог администрации города Владивостока, ОАО «РЖД» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности удовлетворены.

Возложена обязанность на ОАО «Российские железные дороги» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на железнодорожном переезде, расположенном на 9275 км пк 2 остановочного пункта Чайка Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» устранить повреждения дорожного покрытия (проломы, просадки, выбоины и иные дефекты) с обоих сторон переезда до шлагбаумов и в междупутье в соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 505797-2017, п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015, п. 72 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказом Минтранса России от 05.10.2022 №402, п. 13.2 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №827.

Признано незаконным бездействие администрации г.Владивостока, Управления дорог администрации города Владивостока, выразившееся в непринятии мер по устранению повреждений дорожного покрытия автомобильной дороги, пересекающей железнодорожный переезд, по нанесению дорожной разметки 1.1 (сплошная) с обоих сторон переезда, а также установки дорожных знаков 1.4.1-1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду» с обоих сторон переезда, расположенного на 9275 км пк 2 остановочного пункта Чайка Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

Возложена обязанность на администрацию города Владивостока, Управление дорог администрации города Владивостока в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу с обеих сторон на подходах к железнодорожному переезду, расположенному 9275 км пк 2 станция остановочного пункта Чайка Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД»:

устранить повреждения дорожного покрытия (проломы, просадки, выбоины и иные дефекты) дорожного покрытия автомобильной дороги, пересекающей железнодорожный переезд, в соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 505797-2017, п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015, п. 72 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказом Минтранса России от 05.10.2022 №402, п. 13.2 Технического регламента Таможенного союза Безопасность автомобильных дорог», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №827;

нанести дорожную разметку 1.1 (сплошная) на протяжении 100 м от ближнего рельса в соответствии с п. 6.2.3 ГОСТ Р 52289-2019, п. 27 и 72 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказом Минтранса России от 05.10.2022 №402;

установить знаки 1.4.1-1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду» в соответствии с п.5.2.7 ГОСТ Р 52289-2019, п. 72 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказом Минтранса России от 05.10.2022 №402.

С указанным решением не согласился ответчик – администрация г. Владивостока, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора к администрации г. Владивостока, считает, что Управление дорог администрации г. Владивостока должно отвечать по данным требованиям, поскольку Управление является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, основной целью работы Управления является дорожная деятельность в отношении дорог местного значения в границах Владивостокского городского округа.

В суде апелляционной инстанции представитель администрации г. Владивостока, Управления дорог администрации города Владивостока настаивал на доводах апелляционной жалобы.

Представитель ОАО «РЖД» разрешение доводов апелляционной жалобы оставил на усмотрение суда.

Прокурор возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить ее без удовлетворения.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно неё, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Частью 1 статьи 330 ГПК РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Во взаимодействии с организациями других видов транспорта, призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования определена Федеральным законом № 17-ФЗ, как транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование; железнодорожный переезд определен, как пересечение в одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 17-ФЗ железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.

Согласно ч. 1 ст. 10 вышеуказанного Федерального закона содержание железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений, в том числе железнодорожных переездов, осуществляется за счет собственных средств владельцев инфраструктур, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов капитальных вложений и средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иных не запрещенных законом источников.

В силу п. 1 ст. 21 Закона о железнодорожном транспорте железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.

В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии 10 метров от ближайшего рельса по пути следования), возлагается на владельцев железнодорожных путей.

При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 8 Условий).

Поскольку ОАО «РЖД» является владельцем железнодорожного пути, обязанность по содержанию участка автомобильной дороги, расположенного в границах железнодорожного переезда, возложена на него в силу прямого указания закона.

Согласно ч. 2 ст. 20 Закона о железнодорожном транспорте в Российской Федерации владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда и безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Согласно ст. 80 Устава железнодорожного транспорта перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа. движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа. Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов. На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные завесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Абзацем 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», частью 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» обязательства по содержанию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам, а также их ремонту возложены на ответчика ОАО «РЖД».

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ Правительство РФ утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона

Согласно п. 10 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, утвержденных Приказом Минтранса России от 27.01.2022 № 20 (далее - Правила) проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах.

В соответствии с ч. 14 п. 4 Правил при нахождении граждан в зонах повышенной опасности и при пользовании железнодорожным подвижным составом гражданам запрещается проезжать и переходить через железнодорожные пути в местах, не предусмотренных пунктом 11 настоящих Правил.

Пункт 11 данных Правил устанавливает, что при проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, предусмотренными для перехода и обозначенными информационными знаками (при этом следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта).

В соответствии с п. 12, 13 Правил проезд гражданина в инвалидной коляске через железнодорожные пути допускается по пешеходным переходами в одном уровне с железнодорожными путями с сопровождающим, а также по мостам и тоннелям, оборудованным специальными устройствами беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения. При пересечении гражданами железнодорожных путей на транспортных средствах должны соблюдаться нормы, установленные разделом 15 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090.

Приказом Минтранса России от 05.10.2022 № 402 утверждены Условия эксплуатации железнодорожных переездов (далее - Условия).

Согласно п. 10 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, утвержденных Приказом Минтранса России от 27.01.2022 № 20 (далее - Правила) проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах.

Пункт 11 данных Правил устанавливает, что при проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, предусмотренными для перехода и обозначенными информационными знаками (при этом следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта).

Судом установлено, следует из материалов дела, что Приморской транспортной прокуратурой проведены надзорные мероприятия в деятельности Владивостокской дистанции пути на железнодорожном переезде, расположенном на 9275 км пк 2 остановочного пункта Чайка Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО РЖД.

28.02.2023 заместителем транспортного прокурора Исаевым В.Н. в адрес начальника Владивостокской дистанции пути - структурного подразделения Приволжской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Дальневосточной дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "Российские железные дороги" внесено представление с требованиями безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять меры по устранению выявленных нарушений федерального законодательства по предупреждению и пресечению таких нарушений в дальнейшем. По фактам выявленных нарушений провести проверку, по результатам которой рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности.

Аналогичное представление внесено Главе города Владивостока об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта при эксплуатации железнодорожных переездов и пешеходных переходов, в представлении указано также на ранее направленное представление от 19.08.2022 № 02-04/110/прдп459-22, которое было проигнорировано ответчиками, надлежащих мер к приведению подходов к переездам в надлежащее состояние не принято.

По результатам представления у начальника Владивостокской дистанции пути проведено совещание, по результатам которого принято решение о принятии мер по недопущению выявленных замечаний в срок до 24.05.2023, за повторное выявление замечаний принять меры по недопущению выявленных замечаний.

В ходе осмотра 08.04.2024 железнодорожного переезда, расположенного на 9275 км пк 2 остановочного пункта Чайка Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО РЖД установлено, что в границах полосы отвода железной дороги, то есть в зоне ответственности ОАО «РЖД» имеются повреждения дорожного покрытия (просадка по ширине всей проезжей части глубиной до 9 см, повреждения до покрытия в виде ям глубиной в высоту настила и шириной до 13 см); в зоне ответственности администрации г.Владивостока имеются повреждения дорожного покрытия с обоих сторон переезда (со стороны лит. «А» повреждения длиной до 3 м., шириной до 1 м, глубиной до 10,7 см. Со стороны лит. «б» повреждения длиной до 3 м, шириной до 0,1 м, глубиной до 10 см; отсутствует разметка 1.1. с обоих сторон переезда; отсутствуют знаки 1.4.-1.4.6 с обоих сторон переезда.

Согласно представленным в материалы дела документам (карточка №14) переезд, расположенный на 9275 км 2 пк Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО РЖД, указанный переезд 4 категории, введен в эксплуатации в 31.12.1954 году, регулируемый, с дежурным, автоматической светофорной сигнализацией, заградительным устройством, переезд пересекает автомобильная дорога «Влад-Чайка ул. Радио», дорожное покрытие на подходах к железнодорожному переезду - асфальт, материал настила железнодорожного переезда - резинокордовый настил.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".

Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлена недопустимость на покрытии проезжей части дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, иных повреждений, перечисленных в таблице А.1 приложения А, которые подлежат устранению в сроки, приведенные в таблице 5.3 (от 5 до 20 дней в зависимости от категории дороги и повреждений на ней).

Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см и более, глубиной - 5 см и более.

Такие же требования предусмотрены подпунктом «а» пункта 13.2 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 857.

Пунктом 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» определено, что покрытие проезжей части дорог не должно иметь дефектов, указанных в таблице 2, в частности отдельных выбоин или проломов глубиной 5 см и более, площадью 0,09 кв. м и более.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 05.10.2022 № 402 утверждены Условия эксплуатации железнодорожных переездов (далее - Условия от 05.10.2022 № 402).

Пунктом 72 Условий от 05.10.2022 № 402 предусмотрено, что работы по содержанию, ремонту, капитальному ремонту и реконструкции настила и проезжей части междупутья железнодорожного переезда, установке и демонтажу временных дорожных знаков обеспечиваются владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельцем железнодорожных путей необщего пользования. Работы по содержанию участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов, осуществляются в соответствии с частью 2 статьи 21 Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ.

Исходя из приведенных выше норм, обязанность по содержанию и ремонту железнодорожных переездов, в том числе автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования транспортного средства), лежит на владельце инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельце железнодорожных путей необщего пользования.

Установив, что дорожное покрытие на железнодорожном переезде, расположенном на 9275 км пк 2 остановочного пункта Чайка Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» имеет многочисленные дефекты, которые в установленные ГОСТ Р 50597-2017 сроки не устранены, суд, руководствуясь положениями вышеназванных норм, возложил на собственника обязанность по приведению эксплуатационного состояния дорожного покрытия переезда. При этом верно исходил из того, что несоответствие дороги государственным нормам и стандартам влечет нарушение требований безопасности дорожного движения, создает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий и, как следствие, возникновение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

К числу таких мер в рассматриваемом случае относится обустройство пешеходной дорожки путем отрегулирования высоты настила с тротуаром вблизи железнодорожного переезда, назначение которого состоит в создании условий для удобного, быстрого и безопасного перехода граждан, в том числе, инвалидов и маломобильных групп населения через железнодорожные пути.

Суд первой инстанции признал несостоятельными доводы представителя ОАО «РЖД» о том, что ОАО «РЖД» не осуществляет строительство (реконструкцию) железнодорожных путей или иной инфраструктуры на спорном участке железнодорожных путей, в связи с чем, на него не распространяются требования СП 227.1326000.2014.

Указав, что несоблюдение требований законодательства о социальной защите инвалидов является нарушением конституционных прав инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции РФ, в связи с чем действие СП 59.13330.2012 на момент рассмотрения дела распространяется, в том числе, на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения в целях удовлетворения минимальных потребностей.

Согласно абзацу 4 раздела 1 СП 227.1326000.2014 свод правил не распространяется на действующие железнодорожные пути, иные объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, автомобильные дороги и инженерные сети, пересекающие железнодорожные пути, если данные пути объекты, автодороги и инженерные сети не являются объектом реконструкции или его неотъемлемой реконструируемой частью. Вместе с тем, указание в СП 227.1326000.2014 о том, что свод правил не распространяется на действующие железнодорожные пути, иные объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, не может умалять права граждан на безопасные условия при нахождении на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также умалять права инвалидов и маломобильных групп населения на создание для них доступной среды.

Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесены, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

В силу п. 6.2.3. ГОСТ Р 52289-2004 разметка 1.1 применяется перед железнодорожными переездами - на протяжении 100 м от ближнего рельса для разделения потоков транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях (осевая линия) на дорогах, имеющих две или три полосы движения в обоих направлениях.

Поскольку в силу п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации понятие «Полоса движения» обозначает любую из продольных полос проезжей части, обозначенную или не обозначенную разметкой и имеющую ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд, из буквального прочтения указанной нормы следует, что обозначенное в ней количество полос движения имеет отношение не только к полосам движения в одном направлении, но и ко всем полосам движения, имеющимся на автомобильной дороге.

При наличии двух или трех полос движения на автомобильной дороге, разметка 1.1 применяется согласно п. 6.2.3. ГОСТ Р 52289-2004.

В ходе судебного разбирательства, судом установлен факт бездействия администрации города Владивостока, Управления дорог администрации г.Владивостока в непринятии соответствующих мер по нанесению дорожной разметки, установки дорожных знаков на пути следования к железнодорожному переезду.

В ответе на представление от 08.09.2022 и.о. заместитель главы администрации г. Владивостока Трунов Ю.А. указал на невозможность устранения выявленных нарушений в связи с неисполненной заявкой на выполнение соответствующих работ МБУ «СГТ», а также необходимость наступления погодно-климатических условий (относительной влажности не боле 75%), при этом по истечении двух лет администрацией г. Владивостока, Управлением дорог администрации г. Владивостока указанные в представлении нарушения не устранены.

В письме от 26.04.2023 № 6/117041 заместитель главы города Владивостока Долгий Д.С. сообщил, что задание о нанесении дорожной разметки, в том числе - 1.1. (сплошная) было дано МБУ «СГТ» 11.08.2022 №6/21437-исх, однако установлено, что до настоящего времени указанное задание не реализовано.

В соответствии с пунктом 5.2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации знаки 1.4.1 - 1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду» устанавливают перед каждым железнодорожным переездом. Знаки 1.4.1 - 1.4.3 устанавливают с правой стороны дороги, а знаки 1.4.4 - 1.4.6 - с левой. Знаки 1.4.1 и 1.4.4 устанавливают с первым (основным и дублирующим) по ходу движения знаком 1.1 или 1.2, знаки 1.4.3 и 1.4.6 - с повторным знаком 1.1 или 1.2, а знаки 1.4.2 и 1.4.5 - самостоятельно, на равном расстоянии между первым и повторным знаком 1.1 или 1.2 (рисунок В.3). Знаки 1.4.1, 1.4.3, 1.4.4 и 1.4.6 размещают под знаком 1.1 или 1.2, знаки 1.4.2 и 1.4.5 - на высоте, равной высоте установки знаков 1.4.1, 1.4.3, 1.4.4 и 1.4.6.

Вместе с тем, указанные знаки отсутствуют на автомобильной дороге, которая находится в зоне ответственности администрации г. Владивостока, что подтверждается неоднократными осмотрами железнодорожного переезда на 9275 км пк 2 остановочного пункта Чайка Владивостокского региона ДВЖД - филиала ОАО «РЖД» (03.03.2022, 26.10.2023, 22.11.2023, 08.04.2024).

Размещение дорожных знаков предусмотрено законодательством, регулирующим безопасность дорожного движения, является императивным и не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, поскольку отсутствие дорожных знаков может создать угрозу безопасности дорожного движения.

Из приведенных выше правовых ном в их взаимосвязи следует, что владельцы инфраструктур железнодорожного транспорта обязаны предпринимать меры, направленные на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан.

Разрешая данный спор, суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства по данному делу, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 27.01.2022 № 20 "Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути правил личной безопасности", установив, что спорная автомобильная дорога имеет общее количество полос движения не одно, а две, что подтверждается фотоматериалом, указанная норма в целях соответствия стандартов к содержанию железнодорожных путей должна быть соблюдена, усмотрев бездействия со стороны ОАО «РЖД», как владельца железнодорожных путей, со стороны администрации г. Владивостока, Управления дорог администрации г. Владивостока, в зоне ответственности органа местного самоуправления за пределами 10 метров от переезда, которое может привести к аварийной ситуации, в результате чего может пострадать неограниченный круг граждан, пришел к выводу о законности и обоснованности требований прокурора, удовлетворив их в полном объеме, обязав ответчиков привести в соответствие с требованиями действующего законодательства железнодорожный переезд, расположенный на 9275 км пк 2 остановочного пункта Чайка Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», в отношении которого были выявлены нарушения, установив при этом срок для исполнения обязанностей, заявленный в иске, полагая его разумным и достаточным.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, признав их верными, основанными на правильном применении норм материального, процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые исследованы судом в совокупности и им в решении дана надлежащая правовая оценка, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Мотивы и суждения, по которым суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчиков обязанности по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры, подробно приведены судом в обжалуемом судебном акте.

Судом первой инстанций дана оценка всем доводам ответчика, вновь изложенным в апелляционной жалобе, с учетом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.

Принимая во внимание, что жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм права, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могут являться основанием для отмены в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции оснований для ее удовлетворения не находит.

По изложенному, руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 22 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Владивостока - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08.10.2024.

03.09.2024Передача дела судье
02.10.2024Судебное заседание
09.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2024Передано в экспедицию
02.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее