ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УИД 04RS0021-01-2020-001403-76
Судья Власова И.К.
Дело № 33-2431/2020 поступило <...> года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 сентября 2020 года город Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Богдановой И.Ю., Чупошева Е.Н., при секретаре Мархаевой С.Б., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Безбородова С.Л. к УФСИН России по Республике Бурятия о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, признании права на получение единовременной социальной выплаты и возложении обязанности поставить на учет по апелляционной жалобе ответчика УФСИН России по Республике Бурятия на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 26 июня 2020 года, которым исковые требования Безбородова С.Л. удовлетворены частично и постановлено:
Признать незаконным и отменить решение комиссии УФСИН России по Республике Бурятия от <...> (протокол №<...>) об отказе Безбородову С.Л. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обязать УФСИН России по Республике Бурятия повторно рассмотреть рапорт Безбородова С.Л. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты от <...> в течение одного месяца с даты вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с УФСИН России по Республике Бурятия в пользу Безбородова С.Л. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., истца Безбородова С.Л., представителя ответчика УФСИН России по Республике Бурятия по доверенности Плюснину Р.Н., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском, истец Безбородов С.Л. просил признать незаконным решение УФСИН России по Республике Бурятия от <...> года (протокол №<...>) об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на семью из четырех человек и обязать ответчика поставить его на учет с составом семьи их четырех человек с даты обращения – <...> года.
Исковые требования мотивированы следующим. <...> года истец обратился к ответчику с рапортом о принятии его с составом семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты. В удовлетворении рапорта ответчиком отказано в связи с непредоставлением обязательных документов – в выписке из лицевого счета (за последние пять лет) по адресу: <...>, в числе зарегистрированных лиц не указаны несовершеннолетние дети истца - сын М., <...> рождения, – за период с <...> года по <...> года, дочь В., <...> рождения, – за период с <...> года по <...> года. Выражая несогласие с отказом ответчика по мотиву непредставления обязательных документов о регистрации по месту жительства детей до <...> года, истец указывает, что требование о предоставлении таких документов им не нарушено, документы представлены в комиссию в соответствии с пунктом 5 Правил №369. Считает, что представленный им пакет документов был достаточным для постановки на учет.
Истец Безбородов С.Л. в судебном заседании доводы, изложенные в иске, поддержал.
Представитель ответчика по доверенности Плюснина Р.Н., ссылаясь на представленный письменный отзыв, пояснила, что на момент подачи рапорта истцом не был представлен полный комплект обязательных документов, а именно в выписке из лицевого счета № <...> (за последние пять лет) от <...> года по адресу: <...>, в выписке из домой книги отсутствовали сведения о регистрации несовершеннолетних детей истца с даты их рождения до <...> года, что явилось основанием для отказа истцу в постановке на учет. Полагала, что нарушений прав истца при оценке представленных документов не допущено, просила в удовлетворении иска отказать.
Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе врио начальника УФСИН по Республике Бурятия Чистяков Б.А. просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на допущенные районным судом нарушения норм материального и процессуального права. Указывает, что действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. В подпункте «з» пункта 5 Правил установлено, что заявителем должны быть представлены выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с места жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления, либо заменяющие их документы. Непредставление полного пакета документов, предусмотренных подпунктом «з» пункта 5 Правил при обращении в соответствующий орган для получения единовременной социальной выплаты препятствует определению нуждаемости сотрудника в жилом помещении. Истцом выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов в отношении детей за последние 5 лет представлены не были. Копии свидетельств о регистрации, на которые ссылается суд первой инстанции, принимаются только в случае, если отсутствует регистрация по месту жительства, либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации (подпункт «б» пункта 5 Правила), поэтому данные документы не могут рассматриваться как относимые доказательства в рассматриваемом деле. У комиссии Управления были все основания не принимать свидетельства, так как требуются выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов в отношении детей за последние 5 лет. При этом согласно представленным Безбородовым С.Л. в комиссию документам у сына М. в период с <...>. по <...> г. и у дочери В. в период с <...> г. по <...> г. отсутствует регистрация по месту жительства.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика УФСИН России по Республике Бурятия по доверенности Плюснина Р.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Истец Безбородов С.Л. возражал против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пунктам 2, 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что с <...> года истец Безбородов С.Л. являлся сотрудником УФСИН России по Республике Бурятия.
<...> года истец Безбородов С.Л. обратился с рапортом на имя начальника УФСИН России по Республике Бурятия о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из четырех человек: истец, его супруга и двое несовершеннолетних детей – Безбородов М., <...> года рождения, Безбородова В., <...> года рождения.
<...> года решением комиссии УФСИН России по Республике Бурятия, оформленным протоколом №<...>, истцу Безбородову С.Л. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а именно сведений о регистрации по месту жительства несовершеннолетних детей истца с рождения до <...> года, даты их регистрации по адресу: <...>.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 24 апреля 2013 №369, пришел к выводу о том, что решение комиссии УФСИН России по Республике Бурятия об отказе Безбородову С.Л. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты является незаконным и подлежит отмене, поскольку истцом требование, предусмотренное пунктом 5 Правил, выполнено – в комиссию были представлены документы о регистрации детей по месту жительства за период более чем пять лет, предшествовавших обращению с рапортом.
Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с нарушением норм процессуального закона; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 30.12.2012 №283-ФЗ) (часть 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1, 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 №369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах РФ» (далее – Правила).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункты "б" и "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать сотруднику в постановке на такой учет.
Судом первой инстанции приведенные нормативные положения в их системной взаимосвязи к спорным отношениям не применены.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа комиссии УФСИН России по Республике Бурятия в постановке Безбородова С.Л. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило непредставление заявителем в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, а именно сведений о регистрации по месту жительства несовершеннолетних детей истца с рождения до <...> года – даты их регистрации по адресу: <...>.
Делая вывод о том, что такой отказ не соответствует положениям нормативных актов, регулирующих спорные отношения, суд первой инстанции не учел, что наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению (рапорту) сотрудника документов, перечисленных в пункте 5 Правил.
Между тем несоблюдение Безбородовым С.Л. установленных названными правилами требований при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, а именно непредоставление им сведений о регистрации членов семьи (несовершеннолетних детей) за последние пять лет до подачи рапорта, лишило комиссию УФСИН России по Республике Бурятия возможности установить наличие у Безбородова С.Л. оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ, для постановки его с составом семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе установить несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Судом первой инстанции также были допущены существенные нарушения норм процессуального права.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании.
В нарушение приведенных процессуальных норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении» выводы суда первой инстанции сделаны в отсутствие необходимых доказательств.
Так, в материалах дела находятся выписка из домовой книги и выписка из финансового лицевого счета по адресу: <...>, представленные Безбородовым С.Л. в комиссию УФСИН России по Республике Бурятия с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, из которых следует, что сын истца Безбородов М., <...> года рождения, дочь истца Безбородова В., <...> года рождения, зарегистрированы по месту жительства в указанном жилом помещении с <...> года.
Выводы суда первой инстанции о том, что из представленных в комиссию УФСИН России по Республике Бурятия свидетельств ОМВД России по Мухоршибирскому району о регистрации по месту жительства детей истца, следует, что дети истца зарегистрированы по адресу: <...>, с даты их рождения, ошибочны, так как датой выдачи свидетельств является <...> года.
Какие-либо сведения о регистрации по месту жительства детей истца до <...> года, то есть за последние 5 лет до подачи им рапорта о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, как предусмотрено пунктом 5 Правил, в материалах дела отсутствуют.
В силу приведенного выше правового регулирования определение нуждаемости сотрудника и членов его семьи в жилом помещении и, как следствие, признание за таким сотрудником права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляются на основании представленных сотрудником документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Поскольку истцом Безбородовым С.Л., претендующим на получение спорной выплаты, в комиссию УФСИН России по Республике Бурятия не были представлены документы, содержащие необходимые сведения с мест жительства членов его семьи (несовершеннолетних детей) за последние 5 лет, предшествующих подаче рапорта о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, оснований для вывода о незаконности решения комиссии УФСИН России по Республике Бурятия об отказе Безбородову С.Л. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты не имелось.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 26 июня 2020 года нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об оставлении заявленных требований без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 26 июня 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Безбородова С.Л. к УФСИН России по Республике Бурятия оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: