Решение по делу № 2-411/2023 от 25.01.2023

    дело № 2-411/2023

уникальный идентификатор дела - 75RS0003-01-2023-000210-69

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     г. Чита Забайкальского края                                                                       31 марта 2023 года

     Железнодорожный районный суд г. Читы Забайкальского края в составе председательствующего судьи Огурцовой О.В.,

     при ведении протокола судебного заседания секретарём Подгорбунской К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лопатиной Т.В. (далее – Лопатина Т.В.) и Лопатина А.А. (далее – Лопатин А.А.) к межрайонному филиалу государственного казённого учреждения «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края, государственному казённому учреждению «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края (далее - ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края), Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о признании решения об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению выплаты гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой     необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера незаконным, возложении обязанности предоставить государственную услугу по назначению выплаты гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой     необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера,

установил:

Лопатина Т.В. и Лопатин А.А. обратились в Железнодорожный районный суд г. Читы Забайкальского края с указанным иском к межрайонному филиалу ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края, ссылаясь на следующие обстоятельства. В июле 2022 года Лопатина Т.В. и Лопатин А.А. обратились в межрайонный филиал ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края с целью получения государственной услуги по назначению выплаты гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера. 30.12.2022 в предоставлении данной услуги Лопатиной Т.В. и Лопатину В.В. межрайонным филиалом ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края отказано с указанием на то, что факт утраты ими имущества первой необходимости не установлен. Вместе с тем, такой отказ является неправомерным, поскольку в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся на территории Забайкальского края летом 2022 года, Лопатиной Т.В. и Лопатиным А.А. утрачено имущество первой необходимости, в частности, ими утрачен холодильник, электрическая плита, насос для подачи воды, стол, стулья.

     Определением от 27.01.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края.

     Определением от 16.02.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика (далее – третье лицо) – администрация муниципального района «Читинский район» Забайкальского края.

     В судебном заседании истцы Лопатина Т.В. и Лопатин А.А. заявленные исковые требования поддержали.

     Ответчик – ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края и его межрайонный филиал в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещённым о его дате, времени и месте, своего представителя не направил, представитель указанного лица, участвующего в деле, - Герасимова А.А., не сообщив о причинах своей неявки и не ходатайствуя ни об отложении слушания дела, ни о рассмотрении гражданского дела в своё отсутствие, направила в адрес суда возражения против удовлетворения заявленных исковых требований.

     Ответчик – Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещённым о его дате, времени и месте, своего представителя не направил, представитель указанного лица, участвующего в деле, - Живаева Т.А. направила в адрес суда возражения против удовлетворения заявленных исковых требований, в которых одновременно просила о рассмотрении гражданского дела в своё отсутствие, не сообщив о причинах своей неявки.

     Третье лицо – администрация муниципального района «Читинский район» Забайкальского края в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещённым о его дате, времени и месте, своего представителя не направило, представитель указанного лица, участвующего в деле, - Тюкавкина Е.А., не сообщив о причинах своей неявки и не ходатайствуя ни об отложении слушания дела, ни о рассмотрении гражданского дела в своё отсутствие, направила в адрес суда возражения против удовлетворения заявленных исковых требований.

     Руководствуясь частями 3 – 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд рассмотрел гражданское дело в отсутствие неявившихся представителей указанных лиц, участвующих в деле.

     Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причинённого их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

     Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с пунктами 1 и 1.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).

     Согласно подпункту «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

     Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 № 1928 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинён ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причинённого при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее – Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов).

     Указанные Правила, в том числе, устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации (далее - резервный фонд), бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) в части чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

     В силу подпункта «г» пункта 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 № 1928, трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются в целях оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчёта за частично утраченное имущество первой необходимости – 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 000 рублей на человека).

     Как следует из подпункта «б» пункта 10, пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 № 1928, предоставление трансфертов из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, проводимых в целях, предусмотренных подпунктами «в» и «г» пункта 4 настоящих Правил, в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, осуществляется при одновременном выполнении следующих условий: проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; и утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

     При этом критериями утраты имущества первой необходимости являются:

     а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;

     б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.

     Одновременно, в соответствии с пунктом 2 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 № 1928, под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приёма пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и отопительный котёл (переносная печь).

     На территории Забайкальского края Порядок и условия оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, выплаты единовременных пособий гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории Забайкальского края, в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Порядок и условия оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости) утверждены постановлением Правительства Забайкальского края от 21.06.2022 № 246.

     Согласно пункту 2 Порядка и условий оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, утверждённых постановлением Правительства Забайкальского края от 21.06.2022 № 246, право на финансовую помощь имеют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Забайкальского края на дату введения режима чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации, а также члены их семей (в случаях, предусмотренных настоящими Порядком и условиями) (далее также - граждане).

     В силу подпункта 2 пункта 3 Порядка и условий оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, утверждённых постановлением Правительства Забайкальского края от 21.06.2022 № 246, финансовая помощь в связи с утратой гражданином имущества первой необходимости оказывается в размере 50 000 рублей на человека (из расчёта за частично утраченное имущество первой необходимости) и в размере 100 000 рублей на человека (за полностью утраченное имущество первой необходимости).

     Как следует из пункта 24 Порядка и условий оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, утверждённых постановлением Правительства Забайкальского края от 21.06.2022 № 246, финансирование расходов, связанных с оказанием финансовой помощи, осуществляется за счёт бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 № 1928.

     В соответствии с пунктом 4 Порядка и условий оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, утверждённых постановлением Правительства Забайкальского края от 21.06.2022 № 246, финансовая помощь, предусмотренная подпунктом 2 пункта 3 настоящих Порядка и условий, оказывается при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Забайкальского края, в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, следующих условий: проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Забайкальского края; и утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

     Перечень имущества первой необходимости и критерии его утраты определяются в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 № 1928.

     Согласно положениям пунктов 6, 7, 9, 12, 13, 17 – 20 Порядка и условий оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, утверждённых постановлением Правительства Забайкальского края от 21.06.2022 № 246, оказание финансовой помощи осуществляется Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края (далее - уполномоченный орган).

     Решение о назначении финансовой помощи принимается уполномоченным органом на основании заявления о назначении финансовой помощи, форма которого утверждается уполномоченным органом (далее - заявление), поданного гражданином, указанным в пункте 2 настоящих Порядка и условий (далее - заявитель), и приложенных к заявлению следующих документов (сведений): документа, удостоверяющего личность заявителя; документа о рождении детей; документа о заключении (расторжении) брака; решения органа опеки и попечительства об установлении опеки над ребёнком; сведений об опекуне ребёнка (детей), в отношении которого подано заявление о назначении финансовой помощи; судебного акта о лишении (ограничении, восстановлении) родительских прав, об отмене ограничения родительских прав, об отобрании ребёнка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью; судебного акта об ограничении дееспособности или признании родителя либо иного законного представителя ребёнка недееспособным; документа, подтверждающего факт рождения ребёнка, выданного компетентным органом иностранного государства (в случае регистрации акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства); документа, подтверждающего факт регистрации заключения брака, выданного компетентным органом иностранного государства (в случае регистрации акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства).

     В случае подачи заявления лицом, действующим от имени заявителя (далее - представитель заявителя), в уполномоченный орган дополнительно представляются документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, и документ, подтверждающий его полномочия.

     В случае подачи в уполномоченный орган заявления на оказание гражданину финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости дополнительно к документам (сведениям), указанным в пункте 7 настоящих Порядка и условий, предоставляется заключение об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта утраты заявителем имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.

     Заявитель или представитель заявителя представляет в уполномоченный орган документы (сведения), предусмотренные подпунктами 1, 8 и 9 пункта 7, пунктами 10 и 11 настоящих Порядка и условий.

     Уполномоченный орган заверяет копии представленных документов, оригиналы документов возвращает заявителю или представителю заявителя.

     Документы (сведения), предусмотренные подпунктами 2 - 7 пункта 7, пунктами 8 и 9 настоящих Порядка и условий, необходимые для назначения финансовой помощи, запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, в срок, предусмотренный в пункте 18 настоящих Порядка и условий.

     Заявитель или представитель заявителя вправе представить указанные документы (сведения) по собственной инициативе.

     Уполномоченный орган в целях решения вопроса о назначении заявителю финансовой помощи в течение 2 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых к нему документов запрашивает в рамках межведомственного электронного взаимодействия: документы и сведения, предусмотренные подпунктами 2 - 7 пункта 7 настоящих Порядка и условий, - в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся; сведения о документах, удостоверяющих личность заявителя, - в Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю; о факте нахождения жилого помещения, указанного заявителем, в зоне чрезвычайной ситуации - в Главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю.

     Уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней со дня поступления документов (сведений), указанных в пункте 17 настоящих Порядка и условий, в рамках межведомственного электронного взаимодействия направляет запрос в орган местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов, городских поселений (далее - орган местного самоуправления) о предоставлении заключений, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Порядка и условий.

     Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса, указанного в пункте 18 настоящих Порядка и условий, подготавливает соответствующие заключения, предусмотренные пунктами 8 и 9 настоящих Порядка и условий, в соответствии с Порядком подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утверждённым приказом МЧС России от 10.12.2021 № 858, и направляет их в уполномоченный орган.

     Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня поступления заключений, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Порядка и условий, от органов местного самоуправления принимает решение об оказании или об отказе в назначении финансовой помощи.

     Как установлено в ходе судебного разбирательства, постановлением Губернатора Забайкальского края от 30.07.2022 № 50 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» с 30.07.2022 на территории Забайкальского края в границах муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края, муниципального района «Дульдургинский район» Забайкальского края, муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, муниципального района «Читинский район» Забайкальского края, Александрово-Заводского муниципального округа Забайкальского края, городского округа «Город Чита» Забайкальского края введён режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования.

     Подпунктом 11 пункта 4 указанного Постановления органам местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края, где наблюдается подъём уровня воды в реках и происходит подтопление территорий и населённых пунктов, рекомендовано провести работы по оценке ущерба и объёма финансовых средств, необходимых для проведения аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

     Применительно к муниципальному району «Читинский район» Забайкальского края на основании постановления администрации муниципального района «Читинский район» Забайкальского края от 29.07.2022 № 52-НПА создана комиссия по определению (оценке) ущерба от паводка, вызванного ливневыми дождями на территории сельских поселений «Шишкинское» (с. Шишкино, с. Бургень, территория «Шишкино-Остров»), «Верх-Читинское» (с. Верх-Чита, п. Береговой), «Угданское», «Смоленское» муниципального района «Читинский район» Забайкальского края.

     В соответствии со справкой ..., выданной товариществом собственников недвижимости № 106 «Радость» (далее – ТСН № 106 «Радость») 27.02.2023, земельный участок и жилой дом по адресу: ..., принадлежащие на праве собственности Лопатиной Т.В., попали в зону затопления 29.07.2022, на момент затопления она и её сын – Лопатин А.А. постоянно проживали по данному адресу.

     06.08.2022 Лопатина Т.В. и Лопатин А.А., каждый в отдельности, обратились в ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края с двумя заявлениями: о выплате единовременной материальной помощи в связи с нарушением условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации и о выплате финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.

     После самостоятельного в неустановленную судом дату получения в порядке межведомственного электронного взаимодействия из администрации муниципального района «Читинский район» Забайкальского края заключения об установлении факта проживания Лопатиной Т.В. и Лопатина А.А. в жилом помещении по адресу: ..., находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий их жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, утверждённого главой муниципального образования муниципальный район «Читинский район» Забайкальского края 01.08.2022, 07.09.2022 межрайонным филиалом ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края издано распоряжение о назначении Лопатиной Т.В. и Лопатину А.А., каждому в отдельности, единовременной материальной помощи, как гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, в размере 10 000 рублей.

     Вместе с тем, какое-либо решение по заявлениям Лопатиной Т.В. и Лопатина А.А. от 06.08.2022 о выплате финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации одновременно не принято, напротив, 30.12.2022 Лопатиной Т.В. и Лопатину А.А. сообщено об отказе в назначении выплаты финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на основании подпункта «з» пункта 25 Административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение выплаты гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера», утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 29.06.2022 № 995, в связи с неустановлением факта утраты заявителями имущества первой необходимости.

     Основанием для указанного отказа, как следует из сообщения ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края от 08.02.2023 № 262, явилось заключение, утверждённое главой муниципального образования муниципальный район «Читинский район» Забайкальского края 27.12.2022, согласно которому факт проживания Лопатиной Т.В. и Лопатина А.А. в жилом помещении по адресу: ..., находящемся в зоне чрезвычайной ситуации и утраты ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации не установлен, поскольку на момент выезда 27.12.2022 по адресу: ..., заявителей «не было дома».

     По утверждению истцов Лопатиной Т.В. и Лопатина А.А., имущество первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации частично было ими утрачено, фактически домовладение по адресу: ... обследовалось комиссией администрации муниципального района «Читинский район» Забайкальского края дважды: 01.08.2022, когда было составлено заключение об установлении факта нарушения условий их жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, и 14.02.2023, когда было составлено заключение об установлении факта утраты ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации. При этом осмотры 01.08.2022 проводились повсеместно и без предварительного извещения граждан о предстоящем посещении их домовладений комиссией администрации муниципального района «Читинский район» Забайкальского края, необходимости в предварительном извещении граждан не имелось, поскольку граждане ещё не покинули свои домовладения, осмотру подвергалось не только само жилое помещение, но и находившееся в нём имущество первой необходимости, пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации, по результатам осмотра составлялись документы, которые подписывались Лопатиной Т.В. и Лопатным А.А., однако без выдачи вторых экземпляров или копий таких документов им на руки, осмотр 14.02.2023 состоялся уже после обращения их в суд с настоящим иском, носил индивидуальный характер, о его предстоящем проведении Лопатина Т.В. и Лопатин А.А. были извещены комиссией администрации муниципального района «Читинский район» Забайкальского края заблаговременно, по приезду члены комиссии администрации муниципального района «Читинский район» Забайкальского края сообщили присутствовавшим при осмотре Лопатиной Т.В. и Лопатину А.А. о том, что они осведомлены об утрате ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации с момента осмотра их домовладения, состоявшегося 01.08.2022, составили документы, которые Лопатина Т.В. и Лопатин А.А. подписали, дополнительно указав на то, что «в суд им можно не ходить, деньги они теперь и так получат». Об осмотрах в декабре 2022 года Лопатина Т.В. и Лопатин А.А. администрацией муниципального района «Читинский район» Забайкальского края не извещались, кроме того, 27.12.2022 Лопатина Т.В. находилась по адресу: ..., однако никто данный адрес не посещал и на осмотр имущества первой необходимости, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, не претендовал.

     При этом 14.02.2023 главой муниципального образования муниципальный район «Читинский район» Забайкальского края действительно утверждено заключение об установлении при осмотре 14.02.2023 домовладения по адресу: ... факта проживания Лопатиной Т.В. и Лопатина А.А. по данному адресу на момент чрезвычайной ситуации и факта частичной утраты ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, в составе которого холодильник, газовая плита (электрическая плита), шкаф для посуды, стол, стулья (табуретки), телевизор (радио), насос для подачи воды.

     Таким образом, факты, необходимые для оказания Лопатиной Т.В. и Лопатину А.А. финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, нашли своё подтверждение.

     Несмотря на направление судом в ходе судебного разбирательства в администрацию муниципального района «Читинский район» Забайкальского края 28.02.2023 запроса о причинах несоставления заключения об утрате Лопатиной Т.В. и Лопатиным А.А. имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации при обследовании домовладения по адресу: ..., 01.08.2022 на предмет нарушения условий жизнедеятельности указанных лиц в результате чрезвычайной ситуации, и его получение адресатом 28.02.2023, несмотря на вызов 16.03.2023 в суд для допроса по данному обстоятельству в качестве свидетелей членов комиссии администрации муниципального района «Читинский район» Забайкальского края и получение соответствующего извещения администрацией муниципального района «Читинский район» Забайкальского края 16.03.2023, от представления суду соответствующих сведений и обеспечения явки вызванных свидетелей администрация муниципального района «Читинский район» Забайкальского края уклонилась.

     Согласно сообщению ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края от 24.03.2023 № 539 в январе и в феврале 2023 года запросы в рамках межведомственного электронного взаимодействия на представление заключения по факту утраты Лопатиной Т.В. и Лопатиным А.А. имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в администрацию муниципального района «Читинский район» Забайкальского края не направлялись, таковое было представлено ею (администрацией муниципального района «Читинский район» Забайкальского края) самостоятельно 14.02.2023.

     Однако в соответствии с возражениями ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края от 14.02.2023 № 307 против удовлетворения заявленных исковых требований по заключению об установлении при осмотре 14.02.2023 домовладения по адресу: ... факта проживания Лопатиной Т.В. и Лопатина А.А. по данному адресу на момент чрезвычайной ситуации и факта частичной утраты ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, утверждённому главой муниципального образования муниципальный район «Читинский район» Забайкальского края 14.02.2023, предоставление Лопатиной Т.В. и Лопатиным А.А. финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации не представляется возможным в силу пункта 15 Административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение выплаты гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера», утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 29.06.2022 № 995, поскольку с момента введения режима чрезвычайной ситуации прошло более 6 месяцев.

     Учитывая изложенное, суд полагает установленным несвоевременное исполнение администрацией муниципального района «Читинский район» Забайкальского края возложенной на неё обязанности по составлению заключения по результатам осмотра 01.08.2022 домовладения по адресу: ... и установления факта проживания Лопатиной Т.В. и Лопатина А.А. по данному адресу на момент чрезвычайной ситуации и факта частичной утраты ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, что и повлекло за собой отказ 30.12.2022 ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края Лопатиной Т.В. и Лопатину А.А. в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.

     Вместе с тем, по мнению суда, такое несвоевременное исполнение не может явиться основанием для ограничения права Лопатиной Т.В. и Лопатина А.А. на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, поскольку доказательства в подтверждение наличия вины Лопатиной Т.В. и Лопатина А.А. в данном несвоевременном исполнении администрацией муниципального района «Читинский район» Забайкальского края суду не представлены.

     При этом и с доводом ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края о невозможности оказания Лопатиной Т.В. и Лопатину А.А. финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в настоящее время, мотивированным пунктом 15 Административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение выплаты гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера», утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 29.06.2022 № 995, суд не соглашается, ввиду следующего.

     В соответствии с пунктом 15 указанного Регламента государственная услуга «Назначение выплаты гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера» предоставляется заявителю, если обращение за ней последовало не позднее 6 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации.

     Аналогично согласно подпункту 2 пункта 5 Порядка и условий оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, утверждённых постановлением Правительства Забайкальского края от 21.06.2022 № 246, финансовая помощь оказывается, если обращение за ней последовало не позднее 6 месяцев со дня введения чрезвычайной ситуации - для назначения финансовой помощи в связи с утратой гражданином имущества первой необходимости.

     Из буквального толкования приведённых положений усматривается, что, с точки зрения срока, возможность оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации поставлена в зависимость не от даты получения уполномоченным органом по межведомственному электронному взаимодействию заключения органа местного самоуправления об установлении факта утраты гражданами имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, а от даты обращения пострадавшего гражданина за финансовой помощью, - такое обращение должно состояться не позднее 6 месяцев со дня введения чрезвычайной ситуации.

     В свою очередь, обращение Лопатиной Т.В. и Лопатина А.А. в ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края за оказанием финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации состоялось 06.08.2022 при введении режима чрезвычайной ситуации соответствующим постановлением Губернатора Забайкальского края от 30.07.2022 № 50, то есть обращение граждан за помощью состоялось в пределах установленного срока.

     Учитывая изложенное, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

     Вместе с тем, принимая во внимание действительную правовую цель Лопатиной Т.В. и Лопатина А.А. при обращении в суд с рассматриваемым иском, заключающуюся не в признании решения уполномоченного органа незаконным и возложении на него какой-либо обязанности, а в получении финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, а также то обстоятельство, что возложение обязанности предоставить государственную услугу влечёт за собой необходимость повторного прохождения определённой административной процедуры, влекущую, в том числе, дополнительные временные затраты, суд полагает возможным удовлетворить заявленные исковые требования с использованием иной формулировки – с признанием за Лопатиной Т.В. и Лопатиным А.А. права на выплату финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, режим которой вводился постановлением Губернатора Забайкальского края от 30.07.2022 № 50 с 30.07.2022.

     Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

    иск Лопатиной Т.В. и Лопатина А.А. удовлетворить.

         Признать за Лопатиной Т.В. (... года рождения, уроженкой ..., адрес регистрации: ..., паспорт серии ..., выдан ... ..., код подразделения ...) и Лопатиным А.А. (... года рождения, уроженцем ...., адрес регистрации: ..., паспорт серии ..., выдан ... ..., код подразделения ...) право на выплату финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, режим которой вводился постановлением Губернатора Забайкальского края от 30.07.2022 № 50 с 30.07.2022.

         Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в Железнодорожный районный суд г. Читы Забайкальского края.

    Председательствующий судья                            О.В. Огурцова

    Решение суда в окончательной форме принято 05.04.2023.

2-411/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Лопатина Тамара Васильевна
Лопатин Алексей Александрович
Ответчики
Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края
ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края
Межрайонный филиал ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края
Другие
администрация муниципального района "Читинский район" Забайкальского края
Суд
Железнодорожный районный суд г. Чита
Судья
Огурцова Олеся Викторовна
Дело на странице суда
gd.cht.sudrf.ru
25.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2023Передача материалов судье
27.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2023Судебное заседание
14.03.2023Судебное заседание
31.03.2023Судебное заседание
05.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее