Дело № 12-7/2024 УИД 64RS0019-01-2024-000006-27
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
11 марта 2024 года г.Красноармейск
Судья Красноармейского городского суда Саратовской области Королева Н.М.
при секретаре Домниной О.А.
с участием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении - Сахарова А.П.,
а также должностного лица Чернышкина В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сахарова А.П. на постановление начальника отдела государственного контроля и надзора Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства № от 14 декабря 2023 года, которым Сахаров А.П. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела государственного контроля и надзора Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства № от 14 декабря 2023 года Чернышкина В.В., Сахаров А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 700 рублей.
Не согласившись с данным постановлением должностного лица, Сахаров А.П. обратился с жалобой, в которой просил отменить указанное выше постановление № от 14 декабря 2023 года и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, ссылаясь на то, что 14 октября 2023 года, являясь организатором охоты на территории охотхозяйства «Луганское» в <адрес>, он в списке лиц, участвующих в коллективной охоте, указал вид и количество охотничьих животных, подлежащих добыче, а также фамилии и инициалы всех охотников, участвующих в коллективной охоте. ФИО5 участия в охоте не принимал, в ФИО6 в списке ошибочно указан дважды.
В судебном заседании Сахаров А.П. поддержал доводы своей жалобы, пояснив, что 14 октября 2023 года он являлся организатором коллективной охоты, накануне он созванивался с охотниками, желающими принять участие в охоте. 21 человек, указанные в списке, подтвердили свое предполагаемое участие в охоте. Прибыв в назначенное время на место общего сбора, он стал составлять список охотников согласно предварительно достигнутых договоренностей с остальными участниками, поскольку знал их фамилии инициалы и номера охотничьих билетов. В это время участники охоты постепенно съезжались. В 8:30 14 октября 2024 года им был проведен инструктаж по технике безопасности и порядку осуществления охоты, а также были разъяснены виды животных, подлежащих добыче и их количество. Далее, он пригласил всех охотников расписаться в списке охотников за проведение инструктажа, в процессе чего им было обнаружено отсутствие охотника ФИО5, ранее подтвердившего свое участие, а также, что охотник ФИО6 был вписан в список дважды. ФИО5, в процессе телефонного разговора подтвердил, что не приедет. Поэтому после инструктажа и сбора подписей, он раздал всем участникам охоты светоотражающие жилеты и все выдвинулись в охотничьи угодья к месту производства охоты. В этот день ФИО5 к ним в качестве охотника не присоединился, в охоте участия не принимал. Кроме этого в указанном выше списке он указал вид и количество охотничьих животных, подлежащих добыче.
Начальник отдела государственного контроля и надзора Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Чернышкин В.В. в судебном заседании просил признать постановление № от 14 декабря 2023 года в отношении Сахарова А.П. законным и обоснованным, а жалобу Сахарова А.П. не подлежащей удовлетворению.
Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что законодательные механизмы, действующие в сфере административной ответственности, должны соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации, ее статей 17, 19, 46 и 55, и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем, чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека в качестве высшей ценности, в том числе посредством справедливого правосудия (Постановления от 12 мая 1998 года № 14-П, от 11 мая 2005 года № 5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 16 июня 2009 года № 9-П).
Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений (ч. 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), что в равной степени направлено на защиту прав и интересов всех участников производства по делам об административных правонарушениях, вне зависимости от их правового статуса участника.
В пункте 6 своего постановления от 16 июня 2009 года № 9-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что из положений статей 1.2 - 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что производство по делам об административных правонарушениях имеет своими целями, прежде всего, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от правонарушений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод. Административное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению административного судопроизводства, что и отказ от административного преследования невиновных.
В соответствии с частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
Объективная стороны правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключается в нарушении правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, при отсутствии нарушений правил охоты лицо не может быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 июля 2020 года № 477 утверждены Правила охоты (далее - Правила охоты), которые устанавливают требования к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов на всей территории Российской Федерации. При осуществлении охоты охотник обязан соблюдать Правила охоты.
В соответствии с пунктом 10.3 Правил охоты лицо, ответственное за осуществление коллективной охоты, обязано составить список лиц, участвующих в коллективной охоте, с указанием: даты и места осуществления охоты; фамилии и инициалов лица, ответственного за осуществление коллективной охоты; серии и номера разрешения на добычу охотничьих ресурсов; вида и количества охотничьих животных, подлежащих добыче; фамилий и инициалов, серий и номеров охотничьих билетов лиц, участвующих в коллективной охоте.
Как следует из постановления начальника отдела государственного контроля и надзора Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства № от 14 декабря 2023 года должностным лицом установлено, что Сахаров А.П. 14 октября 2022 года в 14 часов 35 минут, являясь организатором коллективной охоты, находясь на территории закрепленных охотничьих угодий общества с ограниченной ответственностью «Охотник и К» охотничьего угодья «Луганское», являясь лицом, ответственным за осуществление коллективной охоты (по разрешению на копытных животных серии №, №, №, №, №) при составлении списка лиц, участвующих в коллективной охоте не указал количество охотничьих животных, подлежащего добыче, кроме того в списке лиц, участвующих в коллективной охоте отсутствуют подписи о проведении инструктажа с лицами (ФИО5, ФИО6), участвующими в коллективной охоте, по технике безопасности и порядку осуществления охоты (л.д. 5).
Вместе с тем, согласно исследованному в судебном заседании Списку лиц, участвующих в коллективной охоте (лист инструктажа по технике безопасности) от 14 октября 2023 года, в строке «вида и количества охотничьих животных, подлежащих добыче» указаны и вид, и количество охотничьих животных: кабан, кабан до года, косуля, косуля до года, лось. При этом судом учитывается, что каждый вид охотничьего животного указан в единственном числе.
Кроме этого, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО5 суду пояснил, что действительно планировал принимать участие в коллективной охоте 14 октября 2023 года, о чем сообщил накануне организатору охоты Сахарову А.П., однако из-за загруженности на работе, не смог приехать к назначенному времени, в связи с чем, участие в коллективной охоте 14 октября 2023 года, не принимал.
Аналогичные показания об отсутствии ФИО5 14 октября 2023 года при проведении коллективной охоты, организатором которой являлся Сахаров А.П., дали суду свидетели ФИО14 ФИО15., которые также пояснили, что кроме них охотников с фамилией «ФИО16» и инициалами ФИО17 на коллективной охоте 14 октября 2023 года не было. Кроме этого свидетель ФИО18 пояснил, что расписывался за проведенный инструктаж перед началом коллективной охоты в списке лиц, участвующих в ней, а также указал, что имеет охотничий билет с номером «№».
Наличие у ФИО19. охотничьего билета с номером № подтверждается приобщенной копией указанного охотничьего билета (л.д. 32).
Из показаний свидетеля ФИО8 следует, что он принимал участие в коллективной охоте 14 октября 2023 года, организатором которой являлся Сахаров А.П. По просьбе Сахарова А.П., он, начиная с пункта «8» записывал в Списке лиц, участвующих в коллективной охоте, фамилии, инициалы и номера охотничьих билетов охотников, постепенно подъезжающих к месту общего сбора. Указывая в пункте «10» Списка фамилию и инициалы «ФИО6» с номером охотничьего билета «№», он не заметил, что фамилия указанного охотника уже была записана в пункте под номером «6».
Как видно из указанного выше Списка, в строках под номерами «6» и «10», указано одно и тоже лицо: ФИО6, номер охотничьего билета «№», который в строке под номером «10» расписался за проведенный с ним инструктаж по технике безопасности.
Сам факт отсутствия в Списке лиц, участвующих в коллективной охоте подписей ФИО5 и ФИО6 в строке под №, не является нарушением Правил охоты со стороны организатора коллективной охоты Сахарова А.П., поскольку ФИО5 фактически не присутствовал ДД.ММ.ГГГГ при проведении коллективной охоты, а ФИО6, принимавший участие в коллективной охоте, был указан в Списке лиц, участвующий в охоте и расписался в указанном Списке за проведенный инструктаж.
Вышеуказанное позволяет сделать вывод, что в действиях Сахарова А.П. отсутствует события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Следовательно, привлечение Сахарова А.П. к административной ответственности за нарушение Правил охоты, нельзя признать правомерным.
В силу пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится постановления об отмене и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах постановление начальника отдела государственного контроля и надзора Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства № от 14 декабря 2023 года, о привлечении Сахарова А.П. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела государственного контроля и надзора Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства № от 14 декабря 2023 года, которым Сахаров А.П. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.М. Королева