Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Леонтьевой Е.А.,при секретаре Вохмяниной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к Комитету по управлению имуществом Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, администрации МО «Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области» об обязании издании распоряжения о предоставлении земельного участка для ИЖС и заключении договора аренды земельного участка для строительства ИЖС,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с указанным иском, просит обязать издать распоряжение о предоставлении истцу земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области (пгт. Сиверский) и обязать заключить договор аренды земельного участка для строительства индивидуального жилого дома сроком на 5 лет с последующим бесплатным приобретением данного земельного участка в частную собственность.
Истец в суд явилась, на иске настаивала.
Представители Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Комитета по управлению имуществом Гатчинского муниципального района Ленинградской области, администрации МО «Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области» в судебное заседание явились, заявленные исковые требования не признали по мотивам, изложенными в представленных возражениях, просили отказать в удовлетворении иска.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Истец совместно с дочерью зарегистрирована по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года, указанная квартира находится в общей долевой собственности по договору передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 8-9, 10), имеет удостоверение ветерана боевых действий (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ по результатам заседания комиссии войсковой части № истцу отказано в удовлетворении в улучшении жилищных условий (л.д. 24-25).
ДД.ММ.ГГГГ командиром войсковой части № истцу предоставлен ответ, согласно которому оснований для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется (л.д. 29).
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес главы администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области было подано заявление о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 3 года для строительства индивидуального жилого дома и последующего бесплатного приобретения в собственность земельного участка по завершения строительства (л.д. 19).
ДД.ММ.ГГГГ данное заявление поступило в администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области и зарегистрировано за № №.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка в администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области (л.д. 60).
ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению имуществом Гатчинского муниципального района Ленинградской области, рассмотрев заявление истца о предоставлении земельного участка, разъяснил, что в первоочередном порядке земельными участками обеспечиваются льготные категории граждан, к которым ветераны боевых действий не относятся (л.д. 16).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Гатчинского муниципального района Ленинградской области истцу предоставлен ответ, согласно которому ее заявление о предоставлении земельного участка учтено по категории «ветеран боевых действий» (л.д. 58).
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения поданного истцом в администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области, даны разъяснения о том, что на основании закона Ленинградской области от 14.10.2008 №105-оз «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» осуществляет при условии проживания не менее 5 лет на территории Ленинградской области, предшествующих дню подачи такого заявления (л.д. 37-38).
При этом внимание истца обращено на то, что истец действительно состоит на учете, но по категории «ветеран боевых действий».
Таким образом, предоставление земельных участков осуществляется в порядке очередности, за исключением определенных льготных категорий, в перечень которых ветераны боевых действий не попадают.
ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратилась с заявлением в администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области о предоставлении информации об очередности получения земельных участков (л.д. 62).
Администрацией Гатчинского муниципального района Ленинградской области дан ответ истице о том, что земельные участки будут предоставляться по мере формирования и в порядке очередности (л.д. 61).
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению имуществом Гатчинского муниципального района Ленинградской области по результатам рассмотрения заявления истца дан ответ, согласно которому истец вправе получить земельный участок в бесплатном порядке, но при условии соблюдения очередности, поскольку на момент рассмотрения заявления льготные категории граждан не обеспечены земельными участками (л.д. 21-22).
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией МО «Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области», истцу не предоставлялся земельный участок под личное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство (л.д. 20).
Считая свои права и законные интересы нарушенными, истец обратился с настоящим исковым заявлением.
В соответствии со ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса. Указанные пункты 6 и 7 ст. 39.5 ЗК РФ предусматривают предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно; земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
В силу ст. 39.19 ЗК РФ если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 ЗК РФ, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Из ст. 16 ФЗ «О ветеранах» следует, что ветеранам боевых действий предоставляется мера социальной поддержки в виде преимущества при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков.
По смыслу ч. 1 ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 14.10.2008 № 105-оз «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» (далее – Областной закон) земельные участки для индивидуального жилищного строительства в границах населенных пунктов муниципальных образований, в которых предусмотрено индивидуальное жилищное строительство, бесплатно предоставляются не получавшим на территории Российской Федерации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпункте 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе, гражданам Российской Федерации, являющимся ветеранами боевых действий в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», при условии постоянного проживания на территории Ленинградской области не менее пяти лет, предшествующих дню подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в соответствии с настоящим областным законом.
В ст. 4 Областного закона определено, что для приобретения земельного участка по основаниям, установленным частью 1 статьи 1 Областного закона, гражданин подает в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту жительства (орган учета) непосредственно или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявление о постановке его на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
Гражданин вправе состоять на учете только в одном органе учета. Сведения о принятых на учет гражданах включаются в журнал учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка (журнал). Каждой учетной записи присваивается порядковый номер. Очередность постановки гражданина на учет определяется датой принятия заявления. Органом учета ведется отдельный учет граждан, имеющих в соответствии с настоящим областным законом право на первоочередное приобретение земельных участков в собственность бесплатно.
Как следует из объяснений ответчиков, ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление о постановке на учет на получение земельного участка в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. Областного закона по категории «ветеран боевых действий».
Заявление было зарегистрировано за № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии комиссией по вопросам бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства было принято решение учесть заявление, поданное истцом, объединить два заявления и присвоить ему учетный № 2590, по категории «ветеран боевых действий».
На момент рассмотрения гражданского дела согласно представленным сведениям в Гатчинском районе Ленинградской области числится 2095 заявителей разных категорий, подавших заявление на предоставление земельных участков в бесплатном порядке до момента подачи заявления истцом.
При этом учетный номер истца по Сиверскому городскому поселению – 154. В связи с этим до момента предоставления земельного участка истцу необходимо сформировать и поставить на кадастровый учет 154 земельных участка, однако для совершения данных действий необходимы соответствующие статьи расходов бюджета муниципального образования, которые в настоящее время не предусмотрены.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.02.2008 № 121-0-0, отсутствие возможности формирования земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.
Статья 10 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации определено что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Пунктом 1 ч.ч. 1, 3 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения относится к вопросам местного значения городских и сельских поселений.
Таким образом, принятие судом решения о понуждении органа местного самоуправления к включению в проект бюджета определенных расходов в интересах истца является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Кроме того, суд отмечает, что Федеральный закон «О ветеранах» предусматривает меру социальной поддержки ветеранов боевых действий в виде первоочередного права на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков, но не земельных участков, имеющих категорию разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
В ответе, данном истцу Комитетом по управлению имуществом Гатчинского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ г., было указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по Гатчинскому району числится 2100 заявителей разных категорий граждан, подавших заявления до ФИО8., по Сиверскому городскому поселению 154 заявителя; по категории – «гражданин Российской Федерации, являющийся ветераном боевых действий в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», при условии постоянного проживания на территории Ленинградской области не менее пяти лет, предшествующих дню подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка» – истец первая (л.д. 21).
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что в указанном ответе была допущена неудачная формулировка, имелось в виду, что других претендентов на получение земельного участка по категории «ветеран боевых действий» не имеется, однако данная категория граждан не наделена льготами по первоочередному бесплатному получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
В связи с изложенными обстоятельствами оснований для удовлетворения иска не имеется. Руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО9 к Комитету по управлению имуществом Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, администрации МО «Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области» об обязании издании распоряжения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства и заключении договора аренды земельного участка для строительства индивидуального жилищного строительства – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Гатчинский городской суд Ленинградской области.
Судья
Решение изготовлено в мотивированном виде 05.07.2021 г.