Решение по делу № 2-361/2023 от 06.06.2023

Дело № 2-361/2023

УИД 60RS0017-01-2023-000633-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

**.**.****г.                г.Печоры Псковской области

Печорский районный суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Тюриной Н.А.,

при секретаре Поляковой М.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Печорского района Псковской области к Администрации Печорского района об обязании на основании выданного задания обеспечить разработку проектной документации объекта культурного наследия,

У С Т АН О В И Л :

Прокурор Печорского района обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к Администрации Печорского района об обязании на основании выданного задания обеспечить разработку проектной документации объекта культурного наследиярегионального значения «Дом жилой доходный», 1939 г., расположенного по адресу: Псковская область, Печорский район, г. Печоры, .....

В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения Администрацией Печорского района законодательства об охране объектов культурного наследия при эксплуатации и содержании объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой доходный», 1939 г., расположенного по адресу: Псковская область, Печорский район, г. Печоры, .... (далее - Памятник).

Собственником Памятника является муниципальное образование «Печорский район».

Приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области от **.**.****г. *** утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой доходный», 1939 г., расположенного по адресу: Псковская область, Печорский район, .... (далее-ххранное обязательство).

В соответствии с Актом технического состояния, являющимся приложением к Охранному обязательству, установлено, что собственнику или иному владельцу объекта культурного наследия необходимо разработать проектную документацию на проведение ремонтно-реставрационных работ с приспособлением объекта культурного наследия для современного использования в срок по **.**.****г..

В феврале 2023 года в отношении Памятника Комитетом по охране объектов культурного наследия Псковской области (далее - Комитет) проведено контрольное мероприятие в форме выездного обследования в части фасадов и помещений общего пользования, по результатам которого выявлены нарушения обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, предусмотренных статьей 33, пунктом 1 статьи 47.3, пунктами 7,11 статьи 47.6 Закон № 73-ФЗ, заключающееся в неисполнении мероприятий, предусмотренных охранным обязательством и принято решение об объявлении Администрации Печорского района предостережения от **.**.****г. *** о недопустимости нарушения обязательных требований и необходимости проведения работ по сохранению Памятника.

На основании заявления Администрации Печорского района Комитетом подготовлено и выдано задание на проведение работ по сохранению Памятника ***-РЗ от **.**.****г. (ремонтные работы).

До настоящего времени органом местного самоуправления меры, направленные на получение, разработку проектной документации, не приняты, процедура закупки соответствующих услуг по подготовке документации не запущена.

В ходе проверки, проведенной **.**.****г., установлено, что указанная выше обязанность собственником Памятника не исполняется. Меры, направленные на приведение Памятника в надлежащее техническое состояние, не принимаются. На момент проведения проверки фасады Памятника находятся в неудовлетворительном состоянии - наблюдаются вертикальные и косые трещины в штукатурном слое, отслоение и разрушение штукатурного слоя, шелушение и осыпание окрасочного слоя. Междуэтажный карниз главного фасада над центральным входом в здание также находится в неудовлетворительном состоянии: наблюдается повсеместное отслоение и разрушение штукатурного слоя, в верхней части балкона, расположенного над центральным входом в здание, произрастает самосевная растительность. Во внутреннем объеме Памятника в части общедоступных помещений (место расположения центральной лестницы) стены также находятся в неудовлетворительном состоянии.

Поскольку указанные нарушения создают угрозу утраты Памятника, прокурор просит в судебном порядке обязать ответчика в срок до **.**.****г. на основании выданного задания обеспечить разработку проектной документации объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой доходный», 1939 г., расположенного по адресу: Псковская область, Печорский район, г. Печоры, .....

В судебном заседании прокурор исковые требования и доводы в их обоснование поддержал. Просил обязать ответчика обеспечить разработку проектной документации в указанный срок.

Представитель ответчика Администрации Печорского района Васильев Д.И. с иском не согласился, считает Администрацию Печорского района ненадлежащим ответчиком, поскольку здание передано МП «Благоустройство» на праве хозяйственного ведения. Полагал срок устранения допущенных нарушений достаточным, разумным, позволяющим исполнить решение суда.

Представитель Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. В предыдущем судебном заседании представитель Иванова Е.А. пояснила, что по обращению Администрации Печорского района Комитетом выдано задание на выполнение работ по сохранению памятника, однако проектная документация до настоящего времени в Комитет не представлена. Полагала иск подлежащим удовлетворению.

Представитель МП «Благоустройство» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о слушании дела. По мнению представителя Попова Ф.Ю. МП «Благоустройство» владеет зданием на праве хозяйственного ведения, осуществляет текущее обслуживание, обязанность исполнения охранного обязательства на предприятие не возложена.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В силу ст. 6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

В соответствии с п.1 ст.33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (п.п. 8 п. 2 ст.33 Закона).

В соответствии со ст.47.2 и 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 (физическое или юридическое лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора), при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязаны обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Федеральным законом № 73-ФЗ, а при содержании и использовании объекта культурного наследия - также осуществлять расходы на содержание такого объекта и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, и не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживая ее в благоустроенном состоянии.

Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

В силу положений пункта 1 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан, в том числе, осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Охрана объектов культурного наследия обеспечивается, в том числе заключением охранного обязательства объекта культурного наследия, предусматривающего определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта в случае угрозы ухудшения его состояния (пункт 1 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ).

Как следует из материалов дела, объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой доходный», 1939 г., расположенный по адресу: Псковская область, Печорский район, г. Печоры, .... принят на государственную охрану постановлением Псковского областного Собрания депутатов от **.**.****г. *** «Об утверждении государственного списка недвижимых памятников истории и культуры, подлежащих охране как памятники местного значения».

Предмет охраны Памятника утвержден приказом Государственного комитета Псковской области по культуре от **.**.****г. ***.

К предмету охраны Памятника относятся: конструкции оснований и фундаментов, конструкции несущих и капитальных стен; местоположение и материал первоначальных перегородок; внутренняя планировка дома; сохранившиеся печи; ступени и перила лестницы, рисунок покрытий из керамической плитки полов крыльца, вестибюля, лестничных площадок; ступени лестницы и крыльца; все элементы декора фасадов; габариты оконных и дверных проемов, расстекловка оконных заполнений; материал (дерево), габариты и рисунок дверного полотна парадного входа.

Собственником Памятника является муниципальное образование «Печорский район» (л.д. 10-18).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Псковская область, Печорский район, г. Печоры, ...., является Муниципальное образование «Печорский район» Псковской области, право собственности зарегистрировано **.**.****г. ***, право хозяйственного ведения зарегистрировано **.**.****г. *** за муниципальным предприятием «Благоустройство» муниципального образования «Печорский район», учредителем которого в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц является муниципальное образование «Печорский район».

Согласно пункту 12 статьи 48 Закона № 73-ФЗ при передаче третьим лицам прав владения и (или) пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, в том числе находящимися в государственной или муниципальной собственности, собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, не освобождается от ответственности за выполнение установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, объекта археологического наследия.

В соответствии с пунктом 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

На основании статьи 4 Устава муниципального образования «Печорский район» Псковской области, принятого решением Собрания депутатов Печорского района четвертого созыва 22-**.**.****г. ***, решением к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В соответствии со статьей 3 «Порядка управления и распоряжения имуществом, находящемся в муниципальной собственности муниципального образования «Печорский район» установлено, что органы местного самоуправления Печорского района в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, федеральными законами, законами Псковской области, Уставом муниципального образования «Печорский район», настоящим Порядком, муниципальными правовыми актами МО «Печорский район» владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом от имени муниципального образования «Печорский район».

Приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области от **.**.****г. *** утверждено охранное обязательство объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой доходный», 1939 г., расположенный по адресу: Псковская область, Печорский район, .....

Актом технического состояния от **.**.****г. установлено, что собственнику или иному владельцу объекта культурного наследия необходимо разработать проектную документацию на проведение ремонтно-реставрационных работ с приспособлением объекта культурного наследия для современного использования в срок по **.**.****г..

Работы по сохранению объекта культурного наследия производить на основании задания, выданного Комитетом по охране объектов культурного наследия Псковской области, согласованной Комитетом по охране объектов культурного наследия Псковской области проектной документации и разрешения, выданного Комитетом по охране объектов культурного наследия Псковской области.

Акт подписан Главой Печорского района Сопотовым Д.Г. (л.д. 100-122).

В феврале 2023 года в отношении Памятника Комитетом по охране объектов культурного наследия Псковской области проведено контрольное выездное мероприятие, в ходе которого выявлены нарушения обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, установленных статьей 33, пунктом 1 статьи 47.3, пунктами 7,11 статьи 47.6 Закон № 73-ФЗ, заключающееся в неисполнении мероприятий, предусмотренных охранным обязательством.

По результатам мероприятия **.**.****г. Администрации Печорского района вынесено предостережения *** о недопустимости нарушения обязательных требований и необходимости проведения работ по сохранению Памятника.

Как следует из предостережения, Администрации Печорского района необходимо обратиться в Комитет с заявлением о выдаче задания на проведение ремонтных работ на Памятнике; наосновании выданного задания обеспечить разработку проектной документации и проведение работ по сохранению в соответствии со статьей 45 Закона № 73-ФЗ.

Предостережение направлено в адрес Администрации Печорского района письмом Комитета от **.**.****г.***.

Предостережение ответчиком не обжаловалось.

На основании заявления Администрации Печорского района Комитетом подготовлено и выдано задание на проведение работ по сохранению Памятника ***-РЗ от **.**.****г. (ремонтные работы).

Задание согласовано с Администрацией Печорского района в лице Главы Тарасика С.Н. (л.д. 56-60).

До настоящего времени ответчиком меры, направленные на разработку проектной документации, не приняты, что свидетельствует о ненадлежащем содержании объекта культурного наследия, бездействие ответчика создает угрозу сохранности памятника.

Поскольку неисполнение ответчиком возложенных законом обязанностей законодательства об охране объектов культурного наследия при эксплуатации и содержания объекта культурного наследия регионального значения нашло свое подтверждение в судебном заседании, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что Администрация Печорского района не является надлежащим ответчиком по иску противоречат материалам дела, согласно которым Администрацией предпринимаются меры к исполнению требований Федерального закона № 73-ФЗ, однако они не являются полными и своевременными, что и послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.

Сама по себе передача объекта на основании распоряжения Администрации Печорского района от **.**.****г. ***-р в ведение МП «Благоустройство» не свидетельствует о передаче обязанностей, связанных с охранным обязательством.

Предложенный прокурором срок для устранения допущенных нарушений является разумным, по мнению представителя ответчика достаточен для исполнения, в связи с чем суд полагает возможным установить срок выполнения мероприятий до **.**.****г..

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Печорского района Псковской области к Администрации Печорского района удовлетворить.

Обязать Администрацию Печорского района, ИНН 6015001449, в срок до **.**.****г. на основании выданного задания обеспечить разработку проектной документации объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой доходный», 1939 года, расположенного по адресу: Псковская область, Печорский район, г.Печоры, .....

      Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Печорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                      Н.А. Тюрина

Мотивированное решение составлено **.**.****г..

Решение в апелляционном порядке не обжаловано, вступило в законную силу.

Дело № 2-361/2023

УИД 60RS0017-01-2023-000633-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

**.**.****г.                г.Печоры Псковской области

Печорский районный суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Тюриной Н.А.,

при секретаре Поляковой М.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Печорского района Псковской области к Администрации Печорского района об обязании на основании выданного задания обеспечить разработку проектной документации объекта культурного наследия,

У С Т АН О В И Л :

Прокурор Печорского района обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к Администрации Печорского района об обязании на основании выданного задания обеспечить разработку проектной документации объекта культурного наследиярегионального значения «Дом жилой доходный», 1939 г., расположенного по адресу: Псковская область, Печорский район, г. Печоры, .....

В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения Администрацией Печорского района законодательства об охране объектов культурного наследия при эксплуатации и содержании объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой доходный», 1939 г., расположенного по адресу: Псковская область, Печорский район, г. Печоры, .... (далее - Памятник).

Собственником Памятника является муниципальное образование «Печорский район».

Приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области от **.**.****г. *** утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой доходный», 1939 г., расположенного по адресу: Псковская область, Печорский район, .... (далее-ххранное обязательство).

В соответствии с Актом технического состояния, являющимся приложением к Охранному обязательству, установлено, что собственнику или иному владельцу объекта культурного наследия необходимо разработать проектную документацию на проведение ремонтно-реставрационных работ с приспособлением объекта культурного наследия для современного использования в срок по **.**.****г..

В феврале 2023 года в отношении Памятника Комитетом по охране объектов культурного наследия Псковской области (далее - Комитет) проведено контрольное мероприятие в форме выездного обследования в части фасадов и помещений общего пользования, по результатам которого выявлены нарушения обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, предусмотренных статьей 33, пунктом 1 статьи 47.3, пунктами 7,11 статьи 47.6 Закон № 73-ФЗ, заключающееся в неисполнении мероприятий, предусмотренных охранным обязательством и принято решение об объявлении Администрации Печорского района предостережения от **.**.****г. *** о недопустимости нарушения обязательных требований и необходимости проведения работ по сохранению Памятника.

На основании заявления Администрации Печорского района Комитетом подготовлено и выдано задание на проведение работ по сохранению Памятника ***-РЗ от **.**.****г. (ремонтные работы).

До настоящего времени органом местного самоуправления меры, направленные на получение, разработку проектной документации, не приняты, процедура закупки соответствующих услуг по подготовке документации не запущена.

В ходе проверки, проведенной **.**.****г., установлено, что указанная выше обязанность собственником Памятника не исполняется. Меры, направленные на приведение Памятника в надлежащее техническое состояние, не принимаются. На момент проведения проверки фасады Памятника находятся в неудовлетворительном состоянии - наблюдаются вертикальные и косые трещины в штукатурном слое, отслоение и разрушение штукатурного слоя, шелушение и осыпание окрасочного слоя. Междуэтажный карниз главного фасада над центральным входом в здание также находится в неудовлетворительном состоянии: наблюдается повсеместное отслоение и разрушение штукатурного слоя, в верхней части балкона, расположенного над центральным входом в здание, произрастает самосевная растительность. Во внутреннем объеме Памятника в части общедоступных помещений (место расположения центральной лестницы) стены также находятся в неудовлетворительном состоянии.

Поскольку указанные нарушения создают угрозу утраты Памятника, прокурор просит в судебном порядке обязать ответчика в срок до **.**.****г. на основании выданного задания обеспечить разработку проектной документации объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой доходный», 1939 г., расположенного по адресу: Псковская область, Печорский район, г. Печоры, .....

В судебном заседании прокурор исковые требования и доводы в их обоснование поддержал. Просил обязать ответчика обеспечить разработку проектной документации в указанный срок.

Представитель ответчика Администрации Печорского района Васильев Д.И. с иском не согласился, считает Администрацию Печорского района ненадлежащим ответчиком, поскольку здание передано МП «Благоустройство» на праве хозяйственного ведения. Полагал срок устранения допущенных нарушений достаточным, разумным, позволяющим исполнить решение суда.

Представитель Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. В предыдущем судебном заседании представитель Иванова Е.А. пояснила, что по обращению Администрации Печорского района Комитетом выдано задание на выполнение работ по сохранению памятника, однако проектная документация до настоящего времени в Комитет не представлена. Полагала иск подлежащим удовлетворению.

Представитель МП «Благоустройство» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о слушании дела. По мнению представителя Попова Ф.Ю. МП «Благоустройство» владеет зданием на праве хозяйственного ведения, осуществляет текущее обслуживание, обязанность исполнения охранного обязательства на предприятие не возложена.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В силу ст. 6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

В соответствии с п.1 ст.33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (п.п. 8 п. 2 ст.33 Закона).

В соответствии со ст.47.2 и 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 (физическое или юридическое лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора), при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязаны обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Федеральным законом № 73-ФЗ, а при содержании и использовании объекта культурного наследия - также осуществлять расходы на содержание такого объекта и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, и не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживая ее в благоустроенном состоянии.

Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

В силу положений пункта 1 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан, в том числе, осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Охрана объектов культурного наследия обеспечивается, в том числе заключением охранного обязательства объекта культурного наследия, предусматривающего определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта в случае угрозы ухудшения его состояния (пункт 1 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ).

Как следует из материалов дела, объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой доходный», 1939 г., расположенный по адресу: Псковская область, Печорский район, г. Печоры, .... принят на государственную охрану постановлением Псковского областного Собрания депутатов от **.**.****г. *** «Об утверждении государственного списка недвижимых памятников истории и культуры, подлежащих охране как памятники местного значения».

Предмет охраны Памятника утвержден приказом Государственного комитета Псковской области по культуре от **.**.****г. ***.

К предмету охраны Памятника относятся: конструкции оснований и фундаментов, конструкции несущих и капитальных стен; местоположение и материал первоначальных перегородок; внутренняя планировка дома; сохранившиеся печи; ступени и перила лестницы, рисунок покрытий из керамической плитки полов крыльца, вестибюля, лестничных площадок; ступени лестницы и крыльца; все элементы декора фасадов; габариты оконных и дверных проемов, расстекловка оконных заполнений; материал (дерево), габариты и рисунок дверного полотна парадного входа.

Собственником Памятника является муниципальное образование «Печорский район» (л.д. 10-18).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Псковская область, Печорский район, г. Печоры, ...., является Муниципальное образование «Печорский район» Псковской области, право собственности зарегистрировано **.**.****г. ***, право хозяйственного ведения зарегистрировано **.**.****г. *** за муниципальным предприятием «Благоустройство» муниципального образования «Печорский район», учредителем которого в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц является муниципальное образование «Печорский район».

Согласно пункту 12 статьи 48 Закона № 73-ФЗ при передаче третьим лицам прав владения и (или) пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, в том числе находящимися в государственной или муниципальной собственности, собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, не освобождается от ответственности за выполнение установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, объекта археологического наследия.

В соответствии с пунктом 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

На основании статьи 4 Устава муниципального образования «Печорский район» Псковской области, принятого решением Собрания депутатов Печорского района четвертого созыва 22-**.**.****г. ***, решением к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В соответствии со статьей 3 «Порядка управления и распоряжения имуществом, находящемся в муниципальной собственности муниципального образования «Печорский район» установлено, что органы местного самоуправления Печорского района в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, федеральными законами, законами Псковской области, Уставом муниципального образования «Печорский район», настоящим Порядком, муниципальными правовыми актами МО «Печорский район» владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом от имени муниципального образования «Печорский район».

Приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области от **.**.****г. *** утверждено охранное обязательство объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой доходный», 1939 г., расположенный по адресу: Псковская область, Печорский район, .....

Актом технического состояния от **.**.****г. установлено, что собственнику или иному владельцу объекта культурного наследия необходимо разработать проектную документацию на проведение ремонтно-реставрационных работ с приспособлением объекта культурного наследия для современного использования в срок по **.**.****г..

Работы по сохранению объекта культурного наследия производить на основании задания, выданного Комитетом по охране объектов культурного наследия Псковской области, согласованной Комитетом по охране объектов культурного наследия Псковской области проектной документации и разрешения, выданного Комитетом по охране объектов культурного наследия Псковской области.

Акт подписан Главой Печорского района Сопотовым Д.Г. (л.д. 100-122).

В феврале 2023 года в отношении Памятника Комитетом по охране объектов культурного наследия Псковской области проведено контрольное выездное мероприятие, в ходе которого выявлены нарушения обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, установленных статьей 33, пунктом 1 статьи 47.3, пунктами 7,11 статьи 47.6 Закон № 73-ФЗ, заключающееся в неисполнении мероприятий, предусмотренных охранным обязательством.

По результатам мероприятия **.**.****г. Администрации Печорского района вынесено предостережения *** о недопустимости нарушения обязательных требований и необходимости проведения работ по сохранению Памятника.

Как следует из предостережения, Администрации Печорского района необходимо обратиться в Комитет с заявлением о выдаче задания на проведение ремонтных работ на Памятнике; наосновании выданного задания обеспечить разработку проектной документации и проведение работ по сохранению в соответствии со статьей 45 Закона № 73-ФЗ.

Предостережение направлено в адрес Администрации Печорского района письмом Комитета от **.**.****г.***.

Предостережение ответчиком не обжаловалось.

На основании заявления Администрации Печорского района Комитетом подготовлено и выдано задание на проведение работ по сохранению Памятника ***-РЗ от **.**.****г. (ремонтные работы).

Задание согласовано с Администрацией Печорского района в лице Главы Тарасика С.Н. (л.д. 56-60).

До настоящего времени ответчиком меры, направленные на разработку проектной документации, не приняты, что свидетельствует о ненадлежащем содержании объекта культурного наследия, бездействие ответчика создает угрозу сохранности памятника.

Поскольку неисполнение ответчиком возложенных законом обязанностей законодательства об охране объектов культурного наследия при эксплуатации и содержания объекта культурного наследия регионального значения нашло свое подтверждение в судебном заседании, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что Администрация Печорского района не является надлежащим ответчиком по иску противоречат материалам дела, согласно которым Администрацией предпринимаются меры к исполнению требований Федерального закона № 73-ФЗ, однако они не являются полными и своевременными, что и послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.

Сама по себе передача объекта на основании распоряжения Администрации Печорского района от **.**.****г. ***-р в ведение МП «Благоустройство» не свидетельствует о передаче обязанностей, связанных с охранным обязательством.

Предложенный прокурором срок для устранения допущенных нарушений является разумным, по мнению представителя ответчика достаточен для исполнения, в связи с чем суд полагает возможным установить срок выполнения мероприятий до **.**.****г..

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Печорского района Псковской области к Администрации Печорского района удовлетворить.

Обязать Администрацию Печорского района, ИНН 6015001449, в срок до **.**.****г. на основании выданного задания обеспечить разработку проектной документации объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой доходный», 1939 года, расположенного по адресу: Псковская область, Печорский район, г.Печоры, .....

      Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Печорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                      Н.А. Тюрина

Мотивированное решение составлено **.**.****г..

Решение в апелляционном порядке не обжаловано, вступило в законную силу.

2-361/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Печорского района
Ответчики
МП "Благоустройство Плюс"
Администрация Печорского района
Суд
Печорский районный суд Псковской области
Судья
Тюрина Наталья Александровна
Дело на странице суда
pechorsky.psk.sudrf.ru
06.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2023Передача материалов судье
07.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.06.2023Предварительное судебное заседание
21.08.2023Судебное заседание
30.08.2023Судебное заседание
19.09.2023Судебное заседание
26.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее