дело №5-82/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
26 июля 2018 года пгт.Троицко-Печорск
Судья Троицко-Печорского районного суда Республики Коми Чулков Р.В.,
при секретаре Балака О.П.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ООО «Север Эко Лес», ИНН 7714507751, ОГРН 1141108000010, привлекаемого к административной ответственности предусмотренной ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Троицко-Печорским районным комитетом по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК в суд представлен административный материал о привлечении ООО «Север Эко Лес» к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ по факту не соблюдения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
В судебное заседание юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности – ООО «Север Эко Лес», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела своего законного представителя не направило. О причинах неявки суд не уведомило, ходатайств об отложении не заявило. В порядке ч.3 ст.25.4 КоАП РФ дело рассмотрено судом в его отсутствие.
Исследовав и проанализировав материалы дела об административном правонарушении, обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
На основании квартального плана проведения проверок и мероприятий по осуществлению регионального государственного надзора, утвержденного приказом Минприроды РК от 23.03.2018 №613, планового (рейдового) задания №10 от 03.05.2018 Троицко-Печорским районным комитетом по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК 03.05.2018 проведен осмотр территории, арендуемой ООО «Север Эко Лес», по результатам которого составлен акт №.
Согласно вышеуказанному акту, установлено, что на переезде через железнодорожный путь к железнодорожной станции пгт.Троицко-Печорск происходит горение отходов лесопиления (горбыль, опилки) на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: РК, пгт.Троицко-Печорск, <адрес> арендованном ООО «Север Эко Лес» у администрации МР «Троицко-Печорский». Запах горения ощущается на расстоянии более 100 м. от места горения. Отходы размещены на площади 1500 кв.м., объемом около 10000 куб.м. Все отходы горения отнесены к 4 и 5 классам опасности для окружающей среды.
04.05.2018 по результатам проведенного осмотра руководителем Троицко-Печорского районного комитета по охране окружающей среды – заместителем главного государственного инспектора РК в области охраны окружающей среды на территории Троицко-Печорского района ФИО4 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Север Эко Лес» по признакам состава правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ с проведением по делу административного расследования. Определением от 04.06.2018 срок административного расследования продлен в установленном законом порядке на 30 дней, т.е. до 03.07.2018.
21.06.2018 в отношении ООО «Север Эко Лес» в присутствии представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 14 до 15 часов по адресу: РК, пгт.Троицко-Печорск, <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, арендованном ООО «Север Эко Лес» у администрации МР «Троицко-Печорский» выявлено сжигание отходов лесопиления (опилки, горбыль, щепа, кора древесная), являющихся отходами 4 и 5 классов опасности для окружающей среды, чем нарушены требования ст.39 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», ст.1, 11, 12, 51 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», а также ст.18 Федерального закона №96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха».
Согласно ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст.1, 11, 12 и 51 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
На основании ст.18 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов, загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
Принимая решение по делу об административном правонарушении, судья должен выяснить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения лицом административного правонарушения. Выяснение таких обстоятельств является обязанностью судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Из содержания ст.1.5 КоАП РФ следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не обязано доказывать свою невиновность и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом. Вина является основным признаком субъективной стороны административного правонарушения.
Согласно ч.1-2 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами и влечет наложение наказания на юридических лиц - от 100000 до 250000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Частями 1-2 статьи 2.10 КоАП РФ предусмотрено, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
Оценивая представленные доказательства по делу в их совокупности, прихожу к выводу о наличии в действиях ООО «Север Эко Лес» события и состава правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Наличие всех вышеперечисленных в протоколе нарушений требований норм действующего экологического законодательства установлено в рамках проведения плановой проверки. В представленных на рассмотрение материалах имеются фотографии, на которых запечатлено горение отходов лесопиления на земельном участке, арендуемом ООО «Север Эко Лес».
Оценивая представленные должностным лицом процессуальные документы, считаю, что они составлены в соответствии с требованиями КоАП РФ, оснований для их признания недопустимыми не имеется.
Факт не соблюдения ООО «Север Эко Лес» экологического законодательства, регулирующего обращение с отходами производства, объективно подтверждается совокупностью представленных должностным лицом административного органа в материалы дела доказательствами, а именно: актом осмотра территории принадлежащей ООО «Север Эко Лес» от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей на которой запечатлено горение свалки отходов лесного производства; постановлением администрации МР «Троицко-Печорский» № от 15.11.2010 и договором аренды от 15.11.2010 №, согласно которым ООО «Север Эко Лес» сроком на 10 лет передан земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, расположенный по адресу: РК, пгт.Троицко-Печорск, <адрес> для строительства производственной базы; протоколом об административном правонарушении.
Несоблюдение установленных законодательством требований и норм при обращении с отходами производства, на территории находящейся в аренде, представителем Общества не оспаривалось.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела, судье не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии юридическим лицом всех зависящих от него мер по соблюдению экологических требований при обращении с отходами производства, при этом, такая возможность у юридического лица имелась в силу возложенных на него обязанностей действующим законодательством.
Определяя вид и размер наказания, учитываю характер совершенного юридическим лицом правонарушения, объем допущенных нарушений.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст.4.2, 4.3 КоАП РФ, не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст.4.5 КоАП РФ, не истекли.
В этой связи суд считает необходимым назначить ООО «Север Эко Лес» наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.8.2 КоАП РФ.
Назначение такого вида наказания как приостановление деятельности, предусмотренного санкцией ст.8.2 КоАП РФ, с учетом установленного объема и характера допущенных нарушений, их устранения, является, по мнению судьи, чрезмерным, не отвечающим целям, установленным в ст.3.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, предусмотренных ст.29.9, 24.5 КоАП РФ и влекущих прекращение производства по делу, судом не установлено, равно как и обстоятельств, позволяющих суду применить положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, поскольку отсутствуют исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также принимая во внимание факт совершения аналогичного правонарушения, за что Общество было привлечено к административной ответственности 26.04.2016, отсутствие сведений об имущественном и финансовом положении привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Север Эко Лес», ИНН 7714507751, ОГРН 1141108000010 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты административного штрафа: расчетный счет №40101810000000010004 в ГРКЦ НБ Банка России г.Сыктывкар, БИК 048702001, получатель УФК по Республике Коми (Минприроды Республики Коми), ИНН 1101481670, КПП 110101001, КБК 85011625082020000140, ОКТМО 87636151.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд РК в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Р.В.Чулков