50RS0004-01-2021-001598-34 Дело №2а- 990/21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Волоколамск Московской области 06 августа 2021 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе
Председательствующего судьи Коняхиной Е.Н.
При помощнике судьи Симоновой О.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к государственному лесному инспектору Московской области Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособллес» ФИО1 о признании незаконным предписания,
У с т а н о в и л:
Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным иском к государственному лесному инспектору Московской области Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособллес» ФИО1, в котором просит признать незаконным предписание государственного лесного инспектора Московской области Волоколамского филиала ГКУ «Мособллес» ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указал, что указанное предписание было вынесено после составления протокола об административном правонарушении от 15 июня 2021 года и проведения патрулирования территорий земель государственного лесного фонда 15 мая 2021 года. В соответствии со ст.6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и п.13 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 №476) мероприятия по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах проводятся на основании плановых заданий. Таким образом, проведение осмотра территории лесного участка может быть осуществлено лишь при наличии планового задания, утвержденного соответствующим актом уполномоченного должностного лица. В оспариваемом предписании отсутствует указание на плановое задание, что свидетельствует о незаконности проведенного осмотра, а значит принятого на его основании предписания. В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 14 февраля 2018 года по делу №№ требование Правил пожарной безопасности в лесах действует с момента начала пожароопасного сезона устанавливаемого в соответствии с п.490 Правил противопожарного режима в РФ. На момент проведения патрулирования такого акта опубликовано не было.
Административный истец ФИО2, представитель административного истца по доверенности ФИО6 о месте и времени слушания дела надлежащим образом извещены, в судебное заседание не явились.
Административный ответчик государственный лесной инспектор Московской области Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособллес» ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена.
Представитель заинтересованного лица по доверенности ФИО4 представила письменные возражения, в которых указала, что с заявленными требованиями не согласна, считает предписание законным.
Рассмотрев заявленные требования, изучив материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что 13 мая 2021 года государственным лесным инспектором Московской области Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособллес» ФИО1 в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах при патрулировании территории лесного участка в квартале № выделах № и в квартале № выделах № Ядровского участкового лесничества Волоколамского лесничества филиала ГКУ МО «Мособллес», расположенного вблизи <адрес>, был произведен осмотр территории вышеуказанного лесного участка, в ходе которого выявлен факт нарушения лесного законодательства. К территории лесного фонда прилегает земельный участок, на котором имеется сухая травянистая растительность, пожнившие остатки, другие горючие материалы на полосе шириной не менее 10 метров от территории лесного фонда, и которое не отделено противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером, что является нарушением пункта 10 Правил пожарной безопасности в лесах. Патрулирование проводилось на основании графика патрулирования по маршруту №. В рамках проведения административного расследования установлено, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, прилегающего к землям лесного фонда, а именно к кварталу № выделам № и кварталу № выделам № Ядровского участкового лесничества Волоколамского лесничества, является ООО «Имперант». Арендатором указанного земельного участка является ФИО2 на основании договора аренды №№ от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
По данному факту в отношении административного истца ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ от 15 июня 2021 года.
Также ДД.ММ.ГГГГ государственным лесным инспектором Московской области Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособлес» ФИО1 выдано ФИО2 предписание № об устранении нарушений лесного законодательства в соответствии со ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а именно провести мероприятия на земельном участке, прилегающем к территории лесного фонда: к кварталу № выделам № и к кварталу № выделам № Ядровского участкового лесничества Волоколамского лесничества, расположенного в близи <адрес> <адрес>, в соответствии с пунктом 10 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 года №1614, то есть прилегающую к лесному фонду территорию очистить от сухой травянистой растительности, пожнивших остатков и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории леса либо отделить противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1.4 метра или иным противопожарным барьером в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Патрулирование земельного участка лесного фонда проводилось государственным лесным инспектором Московской области Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособллес» ФИО1 на основании приказа генерального директора государственного казенного учреждения Московской области «Мособллес» №П-34 от 11 января 2021 года «Об утверждении маршрутов наземного патрулирования земель лесного фонда на территории Московской области на 2021 год», где в реестре маршрутов патрулирования земель государственного лесного фонда на территории Московской области по филиалам ГКУ МО Мособллес» в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора/лесной охраны и федерального государственного пожарного надзора в лесах на 2021 года по городскому округу включена <адрес>.
При разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное (часть 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции действующей на момент возникновения правоотношений с участием административного истца) предусмотрено, что должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Исходя из содержания абзаца 4 пункта 1 статьи 66 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Согласно Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. N 233, который зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 августа 2016 года N 43484 федеральный государственный лесной надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, а также проведения мероприятий по контролю (патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры, обследования) в лесах (п.10). Проверки граждан проводятся должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор, при проведении мероприятий по контролю в лесах (п. 12).
Пунктом 4.1 Порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда в границах Московской области, утвержденного приказом Комитета лесного хозяйства Московской области, установлено, что государственный лесной инспектор имеет право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки гражданам на основании п. 1 ст. 66 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ.
Выявленные государственным лесным инспектором в ходе патрулирования 25 июня 2021 года территории участка лесного фонда нарушения имели место в период особого противопожарного режима на территории Московской области, установленного Постановлением Правительства Московской области от 30 марта 2021 года №235/10 «О подготовке к пожароопасному периоду на территории в Московской области», которым определены начало и завершение пожароопасного периода на территории Московской области с 19 апреля по 15 ноября 2021 года.
Предписание об устранении выявленных нарушений вынесено ДД.ММ.ГГГГ, срок для устранения установлен до ДД.ММ.ГГГГ, в установленный период особого противопожарного режима на территории Московской области.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административный иск ФИО2 удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО2 к государственному лесному инспектору Московской области Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособллес» ФИО1 о признании незаконным предписания - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волоколамский городской суд Московской области.
Судья подпись Е.Н. Коняхина
Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2021 года.
Копия верна
Судья: