Дело № 3-11/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 13 февраля 2015 г.
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е.В.,
при секретаре Мальцеве А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Спрыжкова С.В. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
Спрыжков С.В. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:
1) 47:14:1203001:118, общей площадью 29 000 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, муниципальное образование «Ропшинское сельское поселение» (далее – Ропшинское сельское поселение), закрытое акционерное общество (далее – ЗАО) «Красносельское», у д. Михайловская, квартал 1, кадастровая стоимость 21 037 470 руб.;
2) 47:14:1203001:0119, общей площадью 29 200 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Ропшинское сельское поселение, ЗАО «Красносельское», у д. Михайловская, квартал 1, участок 48, кадастровая стоимость 21 182 556 руб.;
3) 47:14:1203001:120, общей площадью 29 200 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Ропшинское сельское поселение, ЗАО «Красносельское», у д. Михайловская, квартал 1, участок 46, кадастровая стоимость 21 182 556 руб.;
4) 47:14:1203001:121, общей площадью 29 800 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Ропшинское сельское поселение, ЗАО «Красносельское», у д. Михайловская, квартал 1, кадастровая стоимость 21 632 714 руб.;
5) 47:14:0000000:173, общей площадью 26 081 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Ропшинское сельское поселение, ЗАО «Красносельское», вблизи д. Михайловская, кадастровая стоимость 18 919 939,83 руб.;
6) 47:14:0000000:174, общей площадью 26 081 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Ропшинское сельское поселение, ЗАО «Красносельское», вблизи д. Михайловская, кадастровая стоимость 18 919 939,83 руб.;
7) 47:14:0000000:175, общей площадью 26 081 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Ропшинское сельское поселение, ЗАО «Красносельское», у д. Михайловская, кадастровая стоимость 18 919 939,83 руб.
Все земельные участки относятся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, их разрешённое использование: для дачного строительства.
Кадастровая стоимость земельных участков установлена на основании постановления правительства Ленинградской области от 30 декабря 2010 г. № 383 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области».
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость, заявитель провёл независимую оценку рыночной стоимости земельных участков.
Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости земельных участков от 21 октября 2014 г. рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2008 г. составила в отношении :
1) земельного участка с кадастровым номером 47:14:1203001:118 в размере 10 614 000 руб.;
2) земельного участка с кадастровым номером 47:14:1203001:0119 в размере 10 687 200 руб.;
3) земельного участка с кадастровым номером 47:14:1203001:120 в размере 10 687 200 руб.;
4) земельного участка с кадастровым номером 47:14:1203001:121 в размере 10 906 800 руб.;
5) земельного участка с кадастровым номером 47:14:0000000:173 в размере 9 545 600 руб.;
6) земельного участка с кадастровым номером 47:14:0000000:174 в размере 9 545 600 руб.;
7) земельного участка с кадастровым номером 47:14:0000000:175 в размере 9 545 600 руб.
Таким образом, рыночная стоимость земельных участков значительно ниже их кадастровой стоимости, установленной способом массовой оценки.
Несоответствие определённой в установленном порядке и внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости влечёт нарушение прав заявителя как плательщика земельного налога, подлежащих защите посредством установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков отклонила.
В связи с этим, заявитель полагал, что нарушенное право подлежит судебной защите, и просил суд установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2008 г. в размере, опредёленном в отчёте об оценке рыночной стоимости земельных участков, а также обязать Федеральное государственное бюджетное учреждению (далее – ФГБУ) «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2008 г. в качестве их новой кадастровой стоимости.
В качестве лиц, участвующих в деле, заявитель указал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, правительство Ленинградской области.
В письменных возражениях ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» указало, что кадастровая стоимость земельных участков установлена на основании заявлений представителя заявителя об осуществлении государственного кадастрового учёта изменений характеристик земельных участков в связи с изменением вида их разрешённого использования с «для ведения крестьянского хозяйства» на «для дачного строительства» и приложенного к заявлениям постановления главы администрации Ропшинского сельского поселения от 4 декабря 2012 г. № 228 «О принятии решения об изменении одного вида разрешённого использования земельного участка на другой вид такого использования» в соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. № 222 (далее – Методические указания по определению кадастровой стоимости земельных участков).
В связи с изменением качественных характеристик земельных участков, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 47:14:1203001:118, 47:14:1203001:0119, 47:14:1203001:120 изменена 1 марта 2013 г., земельных участков с кадастровыми номерами 47:14:1203001:121, 47:14:0000000:173, 47:14:0000000:174,
47:14:0000000:175 – 28 февраля 2013 г.
В основу расчёта кадастровой стоимости земельных участков положены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области, утверждённые постановлением правительства Ленинградской области от 30 декабря 2010 г. № 383.
Кадастровая стоимость установлена путём умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков для дачного строительства на территории Ломоносовского района Ленинградской области в размере 725,42 руб./кв.м на площадь каждого из земельных участков.
Поскольку кадастровая стоимость установлена в соответствии с действующим законодательством, действия органа кадастрового учёта являются правомерными.
Наряду с изложенным, обратило внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в письменных возражениях указало, что управление осуществляет свою деятельность, в том числе, на основании положения об управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, утверждённого приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 1 июня 2010 г. № П/262.
Названым положением установлено, что управление осуществляет полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учёту недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости только в том случае, если этими полномочиями не наделено федеральное государственное учреждение.
Приказом Россреестра от 11 марта 2010 г. № П/93 «О наделении Федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» «Кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учёта» с 1 декабря 2010 г. полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учёту недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесённый в государственный кадастр недвижимости на территории Ленинградской области наделён филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области.
Ввиду отсутствия каких-либо правоотношений между управлением и заявителем по данному делу, управление не имеет самостоятельных возражений по существу предъявленных требований.
Наряду с этим, обратило внимание на существенное расхождение между кадастровой стоимостью земельных участков, в отношении которых возник спор, и их рыночной стоимостью, определённой в отчёте оценщика.
Правительство Ленинградской области в письменных возражениях указало, что в соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 26 июля 2010 г., для установления кадастровой стоимости земельных участков проводилась государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения кадастровой оценки земель устанавливался Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществлялась на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Пунктом 10 Федерального стандарта оценки «Цели оценки и виды стоимости (ФСО
№ 2» предусмотрено, что при определении кадастровой стоимости объекта оценки методами массовой оценки определяется рыночная стоимость, установленная и утверждённая в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Соответствие постановления правительства Ленинградской области от 30 декабря 2010 г. № 383 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области» федеральному закону и иным актам, имеющим большую юридическую силу, подтверждена решением Ленинградского областного суда от 27 сентября 2013 г., оставленным без изменения определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2014 г. № 33-АПГ13-5.
Действующее законодательство не устанавливает положений, регулирующих порядок и основания пересмотра кадастровой стоимости, установленной до введения в действие Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Кроме того, отчёт об оценке рыночной стоимости земельных участков составлен с нарушением требований Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)» и Федерального стандарта оценки «Требования к отчёту об оценке (ФСО № 3)».
Так, на стр. 66 отчёта отсутствует формула расчёта стоимости руб./кв.м, в таблице 11.2-12 приведены результаты и значения показателей без расшифровки порядка расчёта.
В соответствии с таблицей 11.2-3 по первой группе элементов сравнения произведена корректировка стоимости объектов-аналогов с учётом типа сделки в размере 7%, который складывается исходя из информации на стр. 59-60 отчёта из скидки на торг (5%) и величины комиссионных риэлтерских компаний (2%). Однако объект-аналог №1 является частным предложением. В отношении объектов-аналогов № 3 и № 4 отсутствуют данные о продаже через риэлтерскую компанию. В связи с этим, применение корректировки в размере 7% является необоснованным.
В отчёте использована недостоверная информация, поскольку в приложении к отчёту на стр. 98 отчёта указано, что объект-аналог № 1 имеет характеристику: земли садоводства, тогда как при расчётах он используется как участок, имеющий разрешённое использование: для дачного строительства.
В отношении объектов-аналогов № 2, № 3 и № 4 отсутствует какая-либо информация об их целевом назначении, так же, как и данные об источниках информации о целевом назначении этих объектов. Между тем, все объекты-аналоги оценщиком отнесены к участкам «для дачного строительства». Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении оценщиком принципа обоснованности.
Учитывая, что разрешённое использование существенно влияет на стоимость земельного участка, использование недостоверных данных искажает полученные итоговые данные, отчёт об оценке рыночной стоимости земельных участков является ненадлежащим доказательством по делу.
В предварительном судебном заседании 26 января 2015 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Ропшинского сельского поселения, на территории которого находятся принадлежащие заявителю земельные участки и в доход которого подлежит уплате земельный налог.
В письменных возражениях администрация Ропшинского сельского поселения указала, что кадастровая стоимость земельных участков, в отношении которых возник спор, определена в соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением правительства Ленинградской области от 30 декабря 2010 г. № 383 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области», и оснований для признания проведённой оценки рыночной стоимости земельных участков правомочной не имеется.
Спрыжковым С.В. представлены письменные объяснения относительно приведённого правового обоснования заинтересованных лиц. В частности, заявитель указал, что установление рыночной стоимости, определённой в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Доводы правительства Ленинградской области и администрации Ропшинского сельского поселения о том, что пересмотр установленной в отношении конкретного объекта недвижимости кадастровой стоимости и установление в отношении него кадастровой стоимости равной рыночной невозможны, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Спрыжков С.В., будучи извещённым о времени и месте рассмотрения дела, что подтвердил суду его представитель по доверенности Перебоева Е.Н., в суд не явился.
Администрация Ропшинского сельского поселения, также извещённая о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направила.
На основании части 3 статьи 167 ГПК Российской Федерации суд полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя Перебоева Е.Н. требования заявления поддержала и просила их удовлетворить. Обосновывая дату, по состоянию на которую представлена оценка рыночной стоимости земельных участков, пояснила, что результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области, утверждённые постановлением правительства Ленинградской области от 30 декабря 2010 г. № 383, определены по состоянию на 1 января 2008 г., а потому и оценка рыночной стоимости земельных участков проведена по состоянию на 1 января 2008 г.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Полунина Е.Н., представитель правительства Ленинградской области Рустамова А.Г. и представитель управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской Константинова А.Н., изложив правовую позицию, приведённую в письменных возражениях, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Кроме того, представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Полунина Е.Н. и представитель правительства Ленинградской области Рустамова А.Г. просили отказать в удовлетворении заявления по тем основаниям, что оценка рыночной стоимости земельных участков проведена по состоянию на 1 января 2008 г., а потому представленный суду отчёт оценщика не может быть принят в качестве надлежащего доказательства.
Выслушав объяснения представителя заявителя Перебоевой Е.Н., возражения представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Полуниной Е.Н., представителя правительства Ленинградской области Рустамовой А.Г., управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской Константиновой А.Н., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что заявитель является собственником земельных участков:
1) с кадастровым номером 47:14:1203001:118, общей площадью 29 000 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Ропшинское сельское поселение, ЗАО «Красносельское», у д. Михайловская, квартал 1, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для дачного строительства.
Право собственности зарегистрировано 17 июля 2007 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16 апреля 2013 г.
Согласно кадастровому паспорту от 28 апреля 2014 г.
№ 47/201/14-206317 датой внесения номера 47:14:1203001:118 в государственный кадастр недвижимости является 24 сентября 1992 г. Кадастровая стоимость земельного участка: 21 037 470 руб.;
2) с кадастровым номером 47:14:1203001:0119, общей площадью 29 200 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Ропшинское сельское поселение, ЗАО «Красносельское», у д. Михайловская, квартал 1, участок 48, общей площадью 29 000 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Ропшинское сельское поселение, ЗАО «Красносельское», у д. Михайловская, квартал 1, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для дачного строительства.
Право собственности зарегистрировано 17 июля 2007 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16 апреля 2013 г.
Согласно кадастровому паспорту от 25 апреля 2014 г.
№ 47/201/14-203657 датой внесения номера 47:14:1203001:119 в государственный кадастр недвижимости является 24 сентября 1992 г. (кадастровый номер 47:14:1203001:119 равнозначен кадастровому номеру 47:14:1203001:0119). Кадастровая стоимость земельного участка: 21 182 556 руб.;
3) с кадастровым номером 47:14:1203001:120, общей площадью 29 200 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Ропшинское сельское поселение, ЗАО «Красносельское», у д. Михайловская, квартал 1, участок 46, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для дачного строительства.
Право собственности зарегистрировано 18 июля 2007 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12 апреля 2013 г.
Согласно кадастровому паспорту от 25 апреля 2014 г.
№ 47/201/14-203600 датой внесения номера 47:14:1203001:120 в государственный кадастр недвижимости является 24 сентября 1992 г. Кадастровая стоимость земельного участка: 21 182 556 руб.;
4) с кадастровым номером 47:14:1203001:121, общей площадью 29 800 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Ропшинское сельское поселение, ЗАО «Красносельское», у д. Михайловская, квартал 1, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для дачного строительства.
Право собственности зарегистрировано 17 июля 2007 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16 апреля 2013 г.
Согласно кадастровому паспорту от 6 мая 2014 г. № 47/201/14-222902 датой внесения номера 47:14:1203001:121 в государственный кадастр недвижимости является 24 сентября 1992 г. Кадастровая стоимость земельного участка: 21 632 714 руб.;
5) с кадастровым номером 47:14:0000000:173, общей площадью 26 081 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Ропшинское сельское поселение, ЗАО «Красносельское», вблизи д. Михайловская, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для дачного строительства.
Право собственности зарегистрировано 29 июня 2012 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16 апреля 2013 г.
Согласно кадастровому паспорту от 29 апреля 2014 г.
№ 47/201/14-210924 датой внесения номера 47:14:0000000:173 в государственный кадастр недвижимости является 30 июня 1994 г. Кадастровая стоимость земельного участка: 18 919 939,83 руб.;
6) с кадастровым номером 47:14:0000000:174, общей площадью 26 081 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Ропшинское сельское поселение, ЗАО «Красносельское», вблизи д. Михайловская, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для дачного строительства.
Право собственности зарегистрировано 29 июня 2012 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16 апреля 2013 г.
Согласно кадастровому паспорту от 29 апреля 2014 г.
№ 47/201/14-208592 датой внесения номера 47:14:0000000:174 в государственный кадастр недвижимости является 30 июня 1994 г. Кадастровая стоимость земельного участка: 18 919 939,83 руб.;
7) с кадастровым номером 47:14:0000000:175, общей площадью 26 081 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Ропшинское сельское поселение, ЗАО «Красносельское», вблизи д. Михайловская, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для дачного строительства.
Право собственности зарегистрировано 29 июня 2012 г., что подтверждается соответствующей отметкой на договоре купли-продажи земельного участка от 20 мая 2012 г. № 175.
Согласно кадастровому паспорту от 29 апреля 2014 г.
№ 47/201/14-208715 датой внесения номера 47:14:0000000:175 в государственный кадастр недвижимости является 30 июня 1994 г. Кадастровая стоимость земельного участка: 18 919 939,83 руб.
Рыночная стоимость земельных участков в представленном суду отчёте оценщиков ФИО1 и ФИО2, состоящих в трудовых отношениях с ООО <данные изъяты>, от 21 октября 2014 г. № 408/ОН-2014 определена по состоянию на 1 января 2008 г. и составляет в отношении:
1) земельного участка с кадастровым номером 47:14:1203001:118 в размере 10 614 000 руб.;
2) земельного участка с кадастровым номером 47:14:1203001:0119 в размере 10 687 200 руб.;
3) земельного участка с кадастровым номером 47:14:1203001:120 в размере 10 687 200 руб.;
4) земельного участка с кадастровым номером 47:14:1203001:121 в размере 10 906 800 руб.;
5) земельного участка с кадастровым номером 47:14:0000000:173 в размере 9 545 600 руб.;
6) земельного участка с кадастровым номером 47:14:0000000:174 в размере 9 545 600 руб.;
7) земельного участка с кадастровым номером 47:14:0000000:175 в размере 9 545 600 руб.
Положительным экспертным заключением <данные изъяты>, членом которого являются оценщики, от 6 ноября 2014 г. подтверждено соответствие отчёта об оценке рыночной стоимости земельных участков требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), который налоговое законодательство относит к местному налогу, устанавливаемому Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – законами названных субъектов Российской Федерации), обязательному к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных выше субъектов Российской Федерации.
Из системного анализа содержания пунктов 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В действующей редакции пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции, допускает возможность не только определения кадастровой стоимости земельного участка в порядке, установленном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», регламентирующая рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости, в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
В таком случае сведения о рыночной стоимости земельного участка учитываются при определении налоговой базы (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из приведённых законоположений следует, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, а также органы местного самоуправления, устанавливающие земельный налог, которые обладают властными полномочиями по отношению ко второму участнику этих правоотношений, определяют порядок и условия вступления в данные правоотношения.
Спрыжковым С.В. избрана форма обращения в суд с требованиями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в виде искового заявления.
Между тем, вид судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с результатами определения кадастровой стоимости, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, и определяется судом.
В связи с этим, дело рассмотрено в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что при расчёте кадастровой стоимости земельного участка применялось постановление правительства Ленинградской области от 30 декабря 2010 г. № 383 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области».
Указанным актом утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земель названной категории. Для земель дачных объединений в Ломоносовском районе Ленинградской области установлено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости в размере 725,43 руб./кв.м.
Из документов, представленных управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, усматривается, что 10 июня 2008 г. между управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области» (заказчиком) и открытым акционерным обществом (далее – ОАО) <данные изъяты> (исполнителем) заключён государственный контракт № на выполнение работ по теме: «Государственная кадастровая оценка земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в Ленинградской области».
Согласно отчёту ОАО <данные изъяты>, утверждённому 26 октября 2009 г., государственная кадастровая оценка земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Ленинградской области определена по состоянию на 1 января 2008 г.
Именно эти результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Ленинградской области утверждены постановлением правительства Ленинградской области от 30 декабря 2010 г. № 383 и являлись единственно актуальными на момент определения органом кадастрового учёта кадастровой стоимости земельных участков, в отношении которых возник спор, так же, как и являются единственно актуальными на момент рассмотрения настоящего дела судом.
В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных характеристик объекта недвижимости, влекущем за собой изменение его кадастровой стоимости, является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости (статья 24.19 того же Федерального закона).
Пунктом 2.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости земельных участков также установлено, что в случае изменения вида разрешённого использования земельного участка кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении характеристики земельного участка в указанной части в государственный кадастр недвижимости.
Анализ приведённых норм позволяется сделать вывод, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с этим, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, не может быть определена на произвольную дату, а подлежит определению на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость.
Учёт изменений объекта недвижимости, в том числе, разрешённого использования земельного участка, осуществляется решением органа кадастрового учёта об осуществлении кадастрового учёта изменений объекта недвижимости (пункт 14 части 2 статьи 7, часть 1 статьи 23 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Из материалов дела следует, что ранее разрешённым использованием земельных участков, принадлежащих заявителю, являлось: для ведения крестьянского хозяйства, что им и не оспаривается.
Постановлением местной администрации Ропшинского сельского поселения от 4 декабря 2012 г. № 228 «О принятии решения об изменении одного вида разрешённого использования другой вид такого использования» вид разрешённого использования земельных участков, в отношении которых возник спор, изменён с «для ведения крестьянского хозяйства» на «для дачного строительства».
11 января 2013 г. Спрыжков С.В., действуя через представителя, обратился в орган кадастрового учёта с заявлениями об осуществлении кадастрового учёта изменений каждого из семи земельных участков в соответствии с упомянутым постановлением местной администрации
Решениями филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области от 1 марта 2013 г. № 47/13-23902, № 47/13-23481, № 47/13-24128 осуществлён кадастровый учёт изменения разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами 47:14:1203001:118, 47:14:1203001:119, 47:14:1203001:120.
Решениями того же органа кадастрового учёта от 28 февраля 2013 г.
№ 47/13-23595, № 47/13-23612, № 47/13-23581, № 47/13-23660 осуществлён кадастровый учёт изменения разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами 47:14:1203001:121, 47:14:0000000:173, 47:14:0000000:174, 47:14:0000000:175.
Таким образом, датой определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 47:14:1203001:118, 47:14:1203001:119, 47:14:1203001:120 является 1 марта 2013 г., а земельных участков с кадастровыми номерами 47:14:1203001:121, 47:14:0000000:173, 47:14:0000000:174, 47:14:0000000:175 – 28 февраля 2013 г.
Кадастровыми справками от 25, 28 и 29 апреля 2014 г. подтверждается, что на основании перечисленных решений органа кадастрового учёта:
1) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:14:1203001:118 установлена в размере 21 037 470 руб.
2) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:14:1203001:119 установлена в размере 21 182 556 руб.;
3) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:14:1203001:120 установлена в размере 21 182 556 руб.;
4) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:14:1203001:121 установлена в размере 21 632 714 руб.;
5) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:14:0000000:173 установлена в размере 9 545 600 руб.;
6) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:14:0000000:174 установлена в размере 9 545 600 руб.;
7) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:14:0000000:175 установлена в размере 9 545 600 руб.
Кадастровая стоимость определена в соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости земельных участков, которым предусмотрено, что в случае, когда изменение вида разрешённого использования происходит (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения её результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов, т. е. на основании результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Ленинградской области, утверждённых постановлением правительства Ленинградской области от 30 декабря 2010 г. № 383.
Поскольку датой определения кадастровой стоимости земельных участков 47:14:1203001:118, 47:14:1203001:119, 47:14:1203001:120 является 1 марта 2013 г., а датой определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номерами 47:14:1203001:121, 47:14:0000000:173, 47:14:0000000:174, 47:14:0000000:175 является 28 февраля 2013 г., именно на эти даты и должна быть определена их рыночная стоимость.
Принимая во внимание, что заявителем представлен отчёт об оценке рыночной стоимости земельных участков, в отношении которых возник спор, по состоянию на 1 января 2008 г., т.е. не на дату, на которую установлена их кадастровая стоимость, а также учитывая, что период между датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость, и датой, по состоянию на которую произведена оценка рыночной стоимости, является значительным, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Иные обстоятельства (доводы), в том числе, на которые ссылаются лица, участвующие в деле, при установленных судом обстоятельствах правового значения не имеют.
Руководствуясь статьями 194–198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Спрыжкову С.В. в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ленинградский областной суд.
Судья Е.В.Шадрина
Решение принято в окончательной форме 17 февраля 2015 г.