Дело № 2-1592/2022
УИД: 91RS0022-01-2022-001816-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 сентября 2022 года город Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи Тимохиной Е.В.,
при секретаре Джеляловой Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ФИО5 о признании лица утратившим право пользования жилым помещением, третье лицо: ОМВД в г. Феодосия, ФИО1, ФИО2,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с иском, в котором просит признать ответчика - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> <адрес>, утратившим право пользования жилым помещением - квартирой № в <адрес> в <адрес>, по основаниям, изложенным в иске.
В обоснование заявленных требований истец указала, что ей на праве личной собственности принадлежит ? доли на основании Распоряжения КЭЧ Феодосийского района ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № о передаче в частную собственность на основании Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда», а другая ? доли квартиры на основании договора дарения ? доли квартиры зарегистрированного частным нотариусом Феодосийского городского нотариального ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, реестр №, зарегистрированы: истец – ФИО3, ответчик – ФИО5, бывший супруг – ФИО1 и сын – ФИО2 Сын – ФИО5 в 2000 году уехал на заработки в <адрес>, связь с ним потеряна. После присоединения Республики Крым в состав Российской Федерации обращалась в ОМВД России по <адрес> с целью найти сына, однако неоднократные попытки не увенчались успехом. В настоящее время хочет продать <адрес> в <адрес> и переехать на ПМЖ в Республику Татарстан, однако не может этого сделать, так как покупатели не хотят приобретать квартиру, где зарегистрирован человек. Указанные обстоятельства подтверждаются актом соседей <адрес> в <адрес> о не проживании ФИО5 в <адрес>; справкой МУП ЖЭК № о не проживании ФИО5 в <адрес> в <адрес>, копией лицевого счёта выданного МУП ЖЭК №, ответами ОМВД России по г. Феодосия.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, истец обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит признать утратившим право пользования спорным жилым помещением ФИО5.
Истец в судебное заседание не явилась, предоставила суду заявление о рассмотрении дела в её отсутствии.
Ответчик в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Третье лицо ФИО2 предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Информация о дне и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда в Интернет-портале.
Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Принимая во внимание, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и должна соответствовать принципу добросовестности, поскольку ответчик и третьи лица в силу своего волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав материалы гражданского дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Исследовав материалы гражданского дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФИО3 на основании свидетельства о праве собственности выданного ДД.ММ.ГГГГ КЭЧ <адрес> ФИО4, является собственником ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Согласно договору дарения ? доли квартиры реестр № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО5 и ФИО3, даритель, а одаряемая приняла в дар ? долю <адрес>, находящуюся в <адрес> в <адрес>.
Согласно лицевому счету № в <адрес> в <адрес> зарегистрированы: ФИО3, ФИО5, ФИО1, ФИО2
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ соседи <адрес>: ФИО7, ФИО8, ФИО9, подтвердили, что ФИО5 не проживает по адресу: <адрес> Республики Крым с 2000 года по настоящее время.
Уведомлением ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № сообщено, материал проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО3, по факту того, что с 2000 года утрачена связь с сыном – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. направлен в СО по <адрес> ГСУ СК РФ по <адрес>.
Согласно уведомления ОМВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, Отделом уголовного розыска ОМВД России по <адрес> по факту безвестного исчезновения сына – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в 2000 года, заведено розыскное дело №. В настоящее время проводятся оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление местонахождение ФИО5 до настоящего времени установить его местонахождение не представилось возможным.
Как следует из адресной справки отделения адресно-справочной работы отдела по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел России по городу Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец <адрес> <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес> 15.09.2000г.
Сообщением УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предоставлены сведения, что согласно информационным системам МВД России ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р. не значится.
В силу статьи 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Статьей 11 ЖК РФ установлено, что защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подсудностью дел, установленной процессуальным законодательством; защита жилищных прав осуществляется путем прекращения или изменения жилищного правоотношения, иными способами, предусмотренными ЖК РФ, другим федеральным законом.
В соответствии со статьей 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, ЖК РФ.
Статьей 31 ЖК РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Частью 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 32 постановления № 14 от 02 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (статья 71 Жилищного кодекса Российской Федерации). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.
Разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.
Отсутствие же у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно части 2 статьи 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчик в спорной квартире не проживает с 2000 года, расходы по содержанию квартиры не несет, никаких юридически значимых действий в отношении данной квартиры не совершал. Доказательств, свидетельствующих о наличии у ответчика препятствий в пользовании указанной квартирой и о попытках вселиться в спорное жилье суду не представлено и при рассмотрении дела не добыто.
Частью 1 статьи 55 ГПК РФ установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу положений статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 1 статьи 57 ГПК РФ установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу части 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года № 566-О-О, от 18 декабря 2007 года № 888-О-О, от 15 июля 2008 года № 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
В ходе судебного разбирательства ответчиком заявленные исковые требования не оспорены, возражения по существу спора суду не представлены. Доказательств, свидетельствующих, что ответчик проживает в спорном жилом помещении и на законных основаниях имеет право пользования спорным жилым помещением, не представлено и при рассмотрении дела не добыто, а также судом не установлено обстоятельств, с которыми закон связывает возможность сохранения прав ФИО5 на спорное жилое помещение.
Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, а именно, что ответчик утратил право пользования жилым помещением, и в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ, каких-либо относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено и в ходе судебного разбирательства не добыто, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания ответчика утратившим право пользования жилым помещением, и, как следствие, об удовлетворении исковых требований ФИО10
Согласно положениям статьи 7 Закона Российской Федерации № 5242-I от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», подпункта «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, снятие гражданина с регистрационного учёта по месту жительства производится органами регистрационного учёта в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, решение суда о признании ФИО5 утратившим право пользования жилым помещением является основанием для снятия ответчика с регистрационного учета по адресу указанного жилого помещения.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО3 – удовлетворить.
Признать ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Данное решение является основанием для снятия с регистрационного учета ФИО5 по указанному адресу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Е.В. Тимохина