№ 33-2139/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Ушаковой И.Г.,
судей Безносовой Е.И., Доставаловой В.В.,
при секретаре судебного заседания Кычевой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 24 сентября 2024 г. гражданское дело по исковому заявлению Кулушовой А.Ж., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Кубанычбекова Т.Ч., Кулушова Н.Ч., Асанова Р.Ч., к Департаменту социальной политики Курганской области о признании права на получение единовременной денежной выплаты
по апелляционной жалобе Кулушовой А.Ж. на решение Курганского городского суда Курганской области от 11 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи областного суда Доставаловой В.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителей, судебная коллегия
установила:
Кулушова А.Ж., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Кубанычбекова Т.Ч., Кулушова Н.Ч., Асанова Р.Ч. обратилась в суд с иском к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее – ГУ СЗН по Курганской области) о признании отказа в предоставлении единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения незаконным.
В обосновании исковых требований с учетом их изменения указывала, 07.05.2023 произошло возгорание сухой растительности по адресу: г. Курган, мкр. Тополя. В результате пожара повреждено и уничтожено имущество, принадлежащее истцам: жилой дом, забор. Кулушова А.Ж. обратилась в ГУ СЗН по Курганской области с заявлением о предоставлении денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения. В предоставлении данной выплаты уведомлением от 22.06.2023 исх. № 14-04490/23 ей отказано в связи с наличием в собственности у Кулушовой А.Ж. иного жилого помещения. С данным отказом она не согласна. На дату пожара истцам принадлежал на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Данный дом и земельный участок приобретен на средства материнского капитала. Собственниками жилого дома являлись: Кулушова А.Ж. и ее несовершеннолетние дети: Кубанычбеков Т.Ч., Кулушов Н.Ч., Асанов Р.Ч. На момент пожара в доме вместе с Кулушовой А.Ж. были зарегистрированы и ее дети: Кубанычбеков Т.Ч., Кулушов Н.Ч., Асанов Р.Ч. На момент пожара истец являлась собственником однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 29,8 кв.м. Проживание в данной квартире всей семьей невозможно, поэтому в данной квартире никто из истцов не проживал и не был зарегистрирован. Детям доли в данной квартире не выделены. Площадь квартиры не соответствует нормам для проживания истцов.
Просила признать право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в связи с утратой жилья в результате чрезвычайной ситуации (пожара) из расчета 18 кв.м на каждого члена семьи.
В судебном заседании истец Кулушова А.Ж., представитель истцов по доверенности Медведев В.В., на измененном иске настаивали, дали пояснения согласно доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУ СЗН по Курганской области - Смирнов Р.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица СНТ «Лотос», действующая на основании доверенности, - Телепова О.М. в судебном заседании разрешение требований истцов оставила на усмотрение суда.
Представители третьих лиц Администрации города Кургана, Департамента финансов Курганской области, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Кулушова А.Ж. просит решение суда первой инстанции отменить.
В жалобе указывает, что на момент пожара она являлась собственником однокомнатной квартиры, общей площадью 29,8 кв.м, расположенной адресу: <адрес>. При этом Кубанычбеков Т.Ч., Кулушова H.Ч., Асанов Р.Ч. долями в праве собственности на данное имущество не владели. Сгоревший дом, приобретенный на средства материнского капитала, являлся для них единственным жилым помещением. Данному доводу истцов судом не дана оценка. Считает, что отказ ответчика нарушает ее права и права ее детей. Полагает, что судом при рассмотрении дела установленные судом обстоятельства, имеющие значение для дела, не подтверждены доказательствами, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Департамент социальной политики Курганской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебной коллегией произведена замена ответчика Главного управления социальной защиты населения Курганской области на Департамент социальной политики Курганской области в связи с реорганизацией.
Представитель истца по доверенности Медведев В.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал. Пояснил, что в материалах дела имеется справка о месте регистрации истца и ее детей в утраченном жилом помещении. Настаивал, что отказом в предоставлении единовременной выплаты ущемлены права и интересы детей.
Представитель ответчика Департамент социальной политики Курганской области – Смирнов Р.А. с доводами апелляционной жалобы не согласился, считал решение суда законным и обоснованным. Пояснил, что отказ в предоставлении спорной выплаты обусловлен тем обстоятельством, что дети истца в утраченном жилом помещении не проживали и н были зарегистрированы. Не оспаривал, что дети Кулушовой А.Ж. являлись собственниками сгоревшего дома, который был приобретен истом на средства материнского капитала.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия усматривает основания для отмены оспариваемого судебного акта ввиду неправильного применения норм материального права.
Как следует из материалов дела, 07.05.2023 произошло возгорание сухой растительности по адресу: г. Курган, мкр. Тополя. В результате пожара повреждено и уничтожено имущество, принадлежащее истцам: жилой дом, забор. Данный факт подтверждается справкой ГУ МЧС России по Курганской области, постановлением о признании потерпевшей.
Кулушова А.Ж. является собственником жилого дома с кадастровым номером №, площадью 50 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> и земельного участка с кадастровым номером №, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 08.06.2023.
Договором от 16.02.2023 № 45 АА 1484533, удостоверенным нотариусом Петуниной Д.Ю., определены доли в жилом помещении, приобретенном с использованием средств материнского (семейного) капитала, и дарения долей земельного участка, а именно: Кулушовой А.Ж. – 1/4 доля, Кулушову Н.Ч. - 1/4 доля, Кубанычбекову Т.Ч. - 1/4 доля, Асанову Р.Ч. - 1/4 доля в праве общей долевой собственности на двухэтажный жилой дом, назначение: жилое, находящийся по адресу: <адрес>, под кадастровым номером: №, общей площадью 50 кв.м и земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, кадастровый номер: №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использовании: для садоводства, общей площадью 400 кв.м.
На момент пожара, в указанном жилом были зарегистрированы: Кулушова А.Ж. с 21.10.2014 (копия паспорта с регистрацией по месту жительства прилагается), сын - Кубанычбеков Т.Ч., <...> г.р. (копия паспорта с регистрацией по месту жительства прилагается), сын - Кулушов Н.Ч., <...> г.р. (копия свидетельства о регистрации по месту жительства № 8688 от 21.10.2014) сын - Асанов Р.Ч., <...> г.р. (копия свидетельства о регистрации по месту жительства № 47604 от 04.02.2021).
Кулушова А.Ж. на основании постановления Правительства Курганской области № 110 от 11.05.2023 обратилась в ГУ СЗН по Курганской области с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения. В предоставлении данной выплаты уведомлением от 22.06.2023 исх. № 14-04490/23 было отказано в связи с наличием в собственности у Кулушовой А.Ж. иного жилого помещения.
Ввиду несогласия с данным отказом, Кулушова А.Ж. обратилась в суд с настоящим иском.
На дату пожара истцам принадлежал на праве собственности дом, назначение: жилое, общей площадью общая 50 кв.м, этажности: 2, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>. Данный дом и земельный участок приобретен на средства материнского капитала. Собственниками жилого дома являлись: Кулушова А.Ж. и ее несовершеннолетние дети: Кубанычбеков Т.Ч., Кулушов Н.Ч., Асанов Р.Ч. На момент пожара в доме вместе с Кулушовой А.Ж. были зарегистрированы и ее дети: Кубанычбеков Т.Ч., Кулушов Н.Ч., Асанов Р.Ч.
В соответствии с постановлением следователя СУ УМВД России по г. Кургану Багрецова М.И. от 11.05.2023, по факту пожара 07.05.2023 по адресу: <адрес>, 08.05.2023 возбуждено уголовное дело № 1-23-10370003-000003 по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 168 Уголовного кодекса Российской Федерации, Кулушова А.Ж. признана по данному уголовному делу потерпевшей.
Согласно справке ГУ МЧС России по Курганской области № 712 от 09.05.2023, со слов заявителя в результате пожара огнем повреждено и уничтожено: жилой дом, забор.
На момент пожара истец Кулушова А.Ж. также являлась собственником однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 29,8 кв.м, что подтверждается сведениями из ЕГРН.
В обоснование нарушения своих прав истцами приводились доводы о том, что проживание в данной квартире всей семьей невозможно, в данной квартире никто из истцов не проживал и не был зарегистрирован. Детям доли в квартире не были выделены. Площадь квартиры не соответствует учетной норме для проживания истцов.
На основании изложенного, истцы, обращаясь в суд, просили признать право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в связи с утратой жилья в результате чрезвычайной ситуации (пожара) из расчета 18 кв.м на каждого члена семьи.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав вышеперечисленные обстоятельства и представленные доказательства, в том числе письменные документы, показания свидетелей, исходил из того, что собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что Кулушова А.Ж. с детьми в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> не проживали. Учитывая, что истцу на праве собственности на дату обращения с заявлением принадлежало иное жилое помещение, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления спорной денежной выплаты.
Кроме того, в соответствии с п. 4 Порядка основанием для отказа в удовлетворении исковых требований послужило предоставление истцам материальной помощи, предусмотренной пп. 7 п. 2 приложения к постановлению Правительства Курганской области от 17.03.2009 № 146 «О Порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области» в размере 10 000 руб. каждому, также Кулушовой А.Ж. и ее несовершеннолетним детям в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб. каждому, о чем представлены платежные документы. Также Кулушовой А.Ж. в связи с утратой жилого дома по адресу: <адрес>, право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН и не являющегося единственным жилым помещением, оказана материальная помощь в размере 100 000 руб., о чем представлены платежные документы.
Судебная коллегия усматривает основания не согласиться с выводами суда первой инстанции, полагая доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимание.
В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Правовым актом, определяющим общие организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», действие которого распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статьей 18 названного Федерального закона определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности, право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы второй и седьмой пункта 1 статьи 18).
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено в подпункте «е» и «л» пункта 1 статьи 11 названного Федерального закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Курганской области от 11.05.2023 № 110 (редакция постановления приведена на дату подачи истцом заявления в ГУ СЗН Курганской области – 26.05.2023) утвержден Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, которым установлен порядок и условия предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 07.05.2023 на территории города Кургана, в период действия в Курганской области режима чрезвычайной ситуации, введенного постановлением Губернатора Курганской области от 07.05.2023 № 46 «О введении в Курганской области режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (пункт 1, далее – Порядок).
Пунктом 2 Порядка право на получение денежной выплаты предоставлено гражданам, жилые помещения которых были утрачены (разрушены) в результате чрезвычайной ситуации в период действия режима чрезвычайной ситуации или признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации в период действия режима чрезвычайной ситуации в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
В пункте 3 Порядка определены категории граждан, в отношении которых осуществляется предоставление денежной выплаты: 1) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), за исключением жилых помещений, которые находились на садовых земельных участках, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, а также граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), находившихся на садовых земельных участках, в состав семьи которых входят дети, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение; 2) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), за исключением жилых помещений, которые находились на садовых земельных участках, имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иные жилые помещения или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения; 3) граждан, право собственности которых на утраченные жилые помещения не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением жилых помещений, которые находились на садовых земельных участках, не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение.
Истцом заявлены требования о предоставлении мер социальной поддержки со ссылкой на подпункт 1 пункта 3 Порядка.
Как установлено в подпункте 1 пункта 5 Порядка, размер денежной выплаты для граждан, указанных в подпункте 1 пункта 3 Порядка, определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. м для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м на семью из двух человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи, состоящей из трех человек и более, но не более общей площади (доли общей площади) утраченного жилого помещения, и показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определенного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по Курганской области на дату введения режима чрезвычайной ситуации. К членам семей граждан, указанных в подпункте 1 пункта 3 Порядка, относятся зарегистрированные по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные судебным решением, вступившим в законную силу, постоянно проживающими в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети, родители этих граждан, иные лица, признанные решением суда членами семей граждан, не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение.
Из приведенных норм следует, что право на получение единовременной денежной выплаты на основании подпункта 1 пункта 3 Порядка имеют граждане, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), находившихся на садовых земельных участках, в состав семьи которых входят дети, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение. При этом, к членам семьи таких граждан могут быть отнесены признанные судебным решением, вступившим в законную силу, постоянно проживающие в утраченных жилых помещениях на день введения чрезвычайной ситуации совместно с собственниками супруг, дети, родители этих граждан.
Одним из условий предоставления лицам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, возникшей на территории г. Кургана 07.05.2023, в подпункте 1 пункта 3 Порядка определено отсутствие на день введения чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение.
По данным ЕГРН, представленным в выписке, на момент пожара истец Кулушова А.Ж. также являлась собственником однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 29,8 кв.м.
Из пояснений представителя истца, данных в суде апелляционной инстанции, а также представленных по запросу судебной коллегии доказательств, следует, что жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру, которая была приобретена за счет средств кредитного договора № 5716 от 10.03.2016. Согласно техническому паспорту жилого помещения, жилая площадь данной квартиры составляет 17,0 кв.м, что не позволяет проживать в ней истцу совместно с тремя детьми.
Судебная коллегия полагает, что имеются основания для отмены судебного акта по данному доводу апелляционной жалобы.
В числе оснований для отказа в предоставлении пострадавшим от чрезвычайной ситуации 07.05.2023 на территории г. Кургана указано наличие в собственности заявителя или членов его семьи права собственности на иное жилое помещение либо долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение.
Вместе с тем, приведенные условия не могут рассматриваться в отрыве от конкретной жизненной ситуации, в которой оказалась семья Кулушовой А.Ж.
Так, выплата на приобретение или строительство жилого помещения, являясь мерой социальной поддержки для граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, направлена на обеспечение жильем тех граждан, чье единственное пригодное для проживания жилое помещение было утрачено в результате такой чрезвычайной ситуации. Таким образом, необходимо дать оценку возможности проживания семьи истца, состоящей из 4-х человек, в квартире <адрес>.
Понятие жилого помещения приведено в части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей жилое помещение как изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно пунктам 1-3 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 4 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилое помещение предназначено для проживания граждан (часть 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, одним из критериев отнесения помещения, в том числе комнаты, к жилым является его пригодность для постоянного проживания граждан. Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
В числе требований, которым должно отвечать жилое помещение, объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики (пункт 20 Положения № 47).
В соответствии с Решением Курганской городской Думы от 02.11.2005 № 250 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в Администрацию города Кургана в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 13 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Норма предоставления жилого помещения составляет 15 кв.м.
Таким образом, учитывая нормы материального права, регламентирующие отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о мерах социальной поддержки, в системной взаимосвязи с нормативными положениями о понятии жилого помещения, критериях жилого помещения, пригодного для проживания, судебная коллегия считает заслуживающим внимание довод Кулушовой А.Ж. о необходимости учитывать в данной конкретной ситуации то обстоятельство, что у детей истца отсутствует иное жилое помещение, имеющаяся в собственности Кулушорвой А.Ж. квартира, общей площадью 29,8 кв. м, жилой площадью 17,0 кв.м, что значительно меньше как учетной нормы, так и нормы предоставления жилого помещения, в том числе на состав семьи, состоящей из 4-х человек, а также то, что пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации жилое помещение было приобретено Кулушовой А.Ж. с использованием средств материнского (семейного) капитала, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Кулушовой А.Ж., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Кубанычбекова Т.Ч., Кулушова Н.Ч., Асанова Р.Ч., к Департаменту социальной политики Курганской области о признании права на получение единовременной денежной выплаты.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что предоставление данной выплаты является не возмещением ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, а мерой социальной поддержки, которая предоставляется гражданам, оказавшимся в такой ситуации.
Поскольку утраченный жилой дом принадлежал истице с тремя несовершеннолетними детьми, которые относятся к членам ее семьи, то на основании пп. 1 п. 3 Порядка, согласно которому денежная компенсация за утраченное жилое помещение для семьи, состоящей из трех и более человек, не может превышать общей площади (доли общей площади) утраченного жилого помещения, размер денежной компенсации будет определяться в зависимости от общей площади утраченного жилья, которая составляет 50 кв.м.
Как предусмотрено в абзаце втором пункта 4 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 11.05.2023 № 110, денежная выплата не предоставляется гражданам, получившим материальную помощь, предусмотренную абзацами десятым, одиннадцатым подпункта 7 пункта 2 приложения к постановлению Правительства Курганской области от 17.03.2009 № 146 «О Порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области».
Так, в абзаце одиннадцатом подпункта 7 пункта 2 названного приложения установлено направление средств резервного фонда в целях ликвидации последствий ЧС на финансовое обеспечение таких мероприятий, как оказание гражданам, пострадавшим в результате ЧС, материальной помощи в связи с утратой садового дома, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости и который находился на принадлежащем гражданину на праве собственности (аренды) садовом земельном участке, - в размере 100 000 рублей.
Как следует из материалов дела, Администрацией города Кургана Кулушовой А.Ж. по платежному поручению № 16203 от 07.06.2023 перечислена социальная выплата для оказания материальной помощи пострадавшим в связи с утратой садового дома в результате чрезвычайной ситуации пожара в размере 100000 руб.
Поскольку одновременное получение денежных выплаты гражданам, пострадавшим в результате ЧС, в связи с утратой и (или) повреждением жилого помещения, Порядком не предусмотрено, полученная Кулушовой А.Ж. материальная помощь в связи с утратой садового дома в размере 100000 руб., выплаченная за счет средств резервного фонда Правительства Курганской области, подлежит возврату Администрации города Кургана.
В силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу положений части 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В виду изложенного решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований Кулушовой А.Ж. области о признании права на получение единовременной денежной выплаты.
Руководствуясь статьями 199, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 11 марта 2024 г. отменить.
Исковые требования Кулушовой А.Ж., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Кубанычбекова Т.Ч., Кулушовой Н.Ч., Асанова Р.Ч., к Департаменту социальной политики Курганской области о признании права на получение единовременной денежной выплаты удовлетворить.
Признать за Кулушовой А.Ж. (паспорт №), Кубанычбековым Т.Ч., <...> года рождения (паспорт №), Кулушовым Н.Ч., <...> года рождения (свидетельство о рождении №), Асановым Р.Ч., <...> года рождения (свидетельство о рождении №), право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения на территории Курганской области в связи с утратой жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, вследствие чрезвычайной ситуации (пожара) 7 мая 2023 г.
Возвратить Администрации города Кургана (ИНН 4501005007) денежные средства в размере 100 000 руб., выплаченные Кулушовой Айжан Жанынбековне за счет средств резервного фонда Правительства Курганской области платежным поручением.
Судья-председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.10.2024.