Дело № 2-5081/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Белгород 15 октября 2018 г.
Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:
председательствующего судьи Фокина А.Н.,
при секретаре судебного заседания Стеблевской Э.З.,
с участием истца Федотова С.Н., его представителя Кузьменковой О.В., представителя ответчиков МВД РФ и УМВД РФ по Белгородской области Польской Т.В., представителя ответчика Юго-Восточного линейного управления МВД России на транспорте Нехороших Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федотова Сергея Николаевича к МВД России, УМВД России по Белгородской области, Юго-Восточному линейному управлению МВД России на транспорте о возмещении убытков,
УСТАНОВИЛ:
Федотов С.Н. с марта 1993 г. по май 2006 г. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Приказом Юго-Восточного управления внутренних дел на транспорте от 12.05.2006 Федотов С.Н. уволен из органов внутренних дел по основанию, предусмотренному п. «а» ст. 19 Закона РФ «О милиции» (по собственному желанию). Указанная в данном приказе выслуга лет Федотова С.Н. в вооруженных силах и органах внутренних дел в календарном исчислении составила 15 лет 11 месяцев 13 дней, в льготном исчислении - 16 лет 4 месяца 14 дней. Пенсия за выслугу лет Федотову С.Н. при увольнении не назначалась.
По заявлению Федотова С.Н. от 22.08.2016 о перерасчете выслуги лет и изменении основания увольнения приказом Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу от 20.12.2016 по результатам проведенной проверки в приказ Юго-Восточного управления внутренних дел на транспорте от 12.05.2006 внесены изменения – основание увольнения изменено с «п. «а» (по собственному желанию)» на «ст. 19 ч. 7 п. «в» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию)», вследствие перерасчета выслуги лет слова «в календарном исчислении 15 лет 11 месяцев 13 дней; в льготном исчислении - 16 лет 4 месяца 14 дней» заменены словами «в календарном исчислении 17 лет 10 месяцев 11 дней, в льготном исчислении - 20 лет 07 месяцев 29 дней».
По заявлению Федорова С.Н. от 28.12.2016 о перерасчете пенсии с момента фактического увольнения УМВД России по Белгородской области ему с 28.12.2016 назначена пенсия за выслугу лет и произведена выплата пенсии за период с 28.12.2015 по 27.12.2016, то есть за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за пенсией.
Не согласившись с суммой выплаты, Федоров С.Н. обратился в суд с иском к УМВД России по Белгородской области, Юго-Восточному линейному управлению МВД России на транспорте о признании за ним права на назначение пенсии с 13.05.2006, понуждении произвести расчет задолженности по выплате пенсии за период с 13.05.2006 по 27.12.2015, солидарном взыскании в его пользу задолженности по выплате пенсии за данный период в размере 835 895,36 рублей.
Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 15.01.2018 в удовлетворении иска Федотова С.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 31.07.2018 судебное решение от 15.01.2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Дело инициировано иском Федотова С.Н., в котором он просит взыскать с МВД России за счет казны Российской Федерации возмещение убытков в размере 885884 рубля, представляющих собой неполученную пенсию за период с 13.05.2006 по 27.12.2015. Указывает, что эти убытки являются следствием вреда, причиненного незаконным бездействием должностных лиц, выразившегося в ошибке при исчислении его выслуги лет при увольнении.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал. Считает, что неполученная пенсия является его убытками.
Представители ответчиков иск не признали. Заявили о пропуске Федотовым С.Н. срока исковой давности. Указали, что состоявшимся решением суда установлено отсутствие вины должностных лиц в неполучении Федотовым С.Н. пенсии и отсутствие оснований для выплаты истцу пенсии за заявленный им период. Полагают также недоказанным наличие противоправного поведения, вреда и причинной связи между ними.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.
По смыслу ст. 1069 ГК РФ ответственность за вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо их должностных лиц, наступает на общих основаниях.
Общие основания возмещения убытков, явившихся следствием причинения вреда, регламентированы ст. 15 и ст. 1064 ГК РФ.
Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В случае причинения реального ущерба, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению лицом, его причинившим.
В этой связи, лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (вреда), должно доказать противоправность поведения второй стороны (совершения незаконных действий или бездействия), наступление вреда, а также причинно-следственную связь между этими элементами.
Вместе с тем достаточных и достоверных доказательств в подтверждение обстоятельств, необходимых для наступления деликтной ответственности казны РФ в виде возмещения убытков (вреда) истцом по настоящему спору не представлено.
В соответствии со статьей 51 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон о пенсионном обеспечении) обязанность предоставления в пенсионный орган заявления о назначении пенсии возложена на гражданина, обращающегося за её назначением.
Согласно ч. 1 ст. 54 Закона о пенсионном обеспечении днём обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.
Из вышеуказанных правовых норм следует, что установление пенсии законодательством связывается только с волеизъявлением лиц, претендующих на назначение им пенсии, следовательно, пенсия не может назначаться по самостоятельной инициативе пенсионного органа.
Статья 53 Закона о пенсионном обеспечении устанавливает, что при несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.
Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 15.01.2018 установлено, что с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, перерасчете пенсии и выплате денежных средств Федотов С.Н. обратился в УМВД России по Белгородской лишь 28.12.2016, ранее же не обращался. Также установлено, что несвоевременное назначение пенсии обусловлено именно поздним обращением истца в пенсионный орган.
Довод о том, что невыплата пенсии в течение 10 лет является следствием ошибки в расчете выслуги лет при увольнении, отклоняется.
Действительно ошибка имела место, однако с представлением к увольнению из органов внутренних дел и с приказом об увольнении Федотов С.Н. был надлежаще ознакомлен сразу же - 12.05.2006.
Также из этих документов следует, что самим Федотовым С.Н. было инициировано увольнение именно по собственному желанию, но не по выслуге лет.
Просьба о перерасчете выслуги и о назначении пенсии вплоть до 2016 года от него не поступало, о несогласии с основаниями увольнения и с первичным расчетом он в спорный период не заявлял.
Перерасчет выслуги лет был произведен по результатам проведенной Управлением на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу по заявлению Федотова С.Н. проверки, в ходе которой из архива УМВД России по Белгородской области истребовались документы, отражающие льготный стаж и ранее отсутствовавшие в личном деле.
В этой связи неполучение истцом пенсии в 2006-2016 годах не может расцениваться как убытки от ошибки в расчете выслуги лет при увольнении.
Таким образом, в результате судебного разбирательства не установлено обстоятельств, которые могли бы являться основаниями для удовлетворения иска.
Также суд соглашается с доводами ответчиков о пропуске истцом срока обращения в суд за защитой права.
В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.
Статьей 200 ГК РФ предусмотрено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 15.01.2018 установлено, что о нарушении своих прав, в частности о неправильном исчислении выслуги лет в органах внутренних дел, Федотов С.Н. узнал 12.05.2006 при ознакомлении с приказом об увольнении. Несогласия с расчетом выслуги он до 2016 года не выражал.
По настоящему делу суд приходит к аналогичному выводу.
Рассматриваемый иск предъявлен в суд явно по истечении срока исковой давности – в сентября 2018 года. Доводы истца об обратном неубедительны.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22.10.2018.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>