Решение по делу № 33-5863/2018 от 07.03.2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33-5863/18

г.Уфа 20 марта 2018 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Троценко Ю.Ю.

судей                              Валиуллина И.И.

Латыповой З.Г.

при секретаре Идельбаеве З.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Баязитова Линара Рамилевича на решение Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 21 ноября 2017 года, которым постановлено:

В удовлетворении иска Баязитова Динара Рамилевича к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным отказа и назначении инвалидности отказать.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Баязитов Динар Рамилевич обратился в суд с иском к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным отказа и назначении инвалидности, мотивируя тем, что 09 июня 2017 года он обратился с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы и назначении ему инвалидности по состоянию здоровья.

Экспертный состав № 5 ФКУ «ГБ МСЭ по РБ» рассмотрел представленные документы, провел оценочно-социальную экспертизу и принял решение «инвалидность не установлена».

С принятым решением истец не согласен.

Истец родился с врожденным заболеванием в виде микротия 3 степени справа. Решением бюро Зианчуринского МСЭ от 18 марта 1998 года был признан ребенком-инвалидом 3 группы. Диагноз .... .... Решениями бюро Зианчуринского МСЭ инвалидность подтверждалась до 2009 года. Решением бюро Зианчуринского МСЭ от дата истцу было отказано в инвалидности в связи с достижением 18 летнего возраста. Каждые 3 года истцу заменялся ушной протез. Проводились операции по восстановлению функционирования правого уха, а также эстетическая коррекция. Функции слухового аппарата за прошедшие годы восстановлены не были. Улучшения здоровья истца не произошло, функциональность слуха, а также эстетический вид не восстановились, однако инвалидность была снята после 18 летнего возраста.

03 мая 2017 года истец проходил обследование врачом-сурдологом в ГБУЗ РКБ им. Г.Г. Куватова г. Уфы, где был постановлен диагноз: .... С указанными результатами, а также историей развития ребенка, амбулаторными картами истец обратился в бюро Зианчуринского МСЭ, где 09 июня 2017 года была проведена экспертиза. Экспертным решением истцу было отказано в установлении инвалидности.

Не согласившись с результатами экспертизы, истец обратился к ответчику. Согласно справке № 10,5/271 от 22 июля 2017 года инвалидность не установлена. При изучении истцом акта № 583.105.Э.2/2017 медико-социальной экспертизы гражданина, истец не обнаружил никаких оснований для отказа в предоставлении инвалидности.

Согласно имеющимся медицинским документам можно сделать вывод о том, что экспертиза проведена поверхностно, необъективно, без изучения медицинских документов, подлежит отмене.

Истец просил признать незаконным результаты МСЭ от 22 июня 2017 года, восстановить ему 3 группу инвалидности с момента принятия незаконного решения с установлением срока «без переосвидетельствования» инвалидом.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

Не согласившись с принятым решением, Баязитов Л.Р. обратился в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, указав, что ходатайствовал о проведении комплексной комиссионной экспертизы, однако судом было проигнорировано его требование. Суд принял во внимание необоснованную экспертизу, не установив нарушений процедуры проведения освидетельствования Баязитова Л.Р.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» – Турпак Н.Н. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Согласно положениям ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).

Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).

Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).

Применительно к п. 12 Классификации и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской федерации от 17.12.2015г. №1024н критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследование гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее -консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).

Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).

Как следует из материалов дела, 09 июня 2017 года Баязитов Л.Р. освидетельствован по заявлению от 09 июня 2017 года и направлению на МСЭ от 24 мая 2017 года, выданному ГБУЗ РБ Мраковской ЦРБ с целью установления группы инвалидности и разработки ИПРА в бюро № 24 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по РБ».

ФКУ «ГБ МСЭ по РБ» Минтруда России составлен и протокол № 405.24.2/2017, согласно которым инвалидность не установлена.

22 июня 2017 года очно в порядке обжалования с целью установления группы и разработки ИПРА Баязитов Л.Р. освидетельствован экспертным составом № 5 ФКУ «ГБ МСЭ по РБ» Минтруда России.

Экспертным составом № 5 составлен акт и протокол № 583.105.Э.2./2017, согласно которому инвалидность не установлена. Выявлены незначительные нарушения сенсорных функций 10%, максимально выраженное в процентах стойкое нарушение функции организма человека, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектов - 10%; суммарная оценка степени нарушения функции организма 10% (незначительная).

Диагноз: Основное заболевание ....

По представленным медицинским, медико-экспертным документам, личному осмотру, выявлены стойкие незначительные нарушения сенсорных слуховых функций, которые к ограничению основных категорий жизнедеятельности и нуждаемости в мерах соц. защиты не приводят и не являются основанием для установления инвалидности. Решение бюро № 24 не изменено.

Экспертное решение принято в соответствии с Правилами и Классификациями и критериями.

Определением суда по делу назначена судебная медико-социальная экспертиза, производство которой поручено ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» Минтруда России.

Согласно экспертному заключению от 23 октября 2017 года на дату проведения медико-социальной экспертизы 09 июня 2017 года в бюро № 24-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по РБ» и дату проведения экспертизы 22 июня 2017 года в экспертном составе № 5 ФКУ «ГБ МСЭ по РБ» Минтруда России у Баязитова Л.Р. имелись стойкие незначительные нарушения сенсорных функций и стойкие незначительные нарушения, обусловленные физическим внешним уродством.

На момент проведения медико-социальной экспертизы 09 июня 2017 года в бюро № 24-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по РБ» 22 июня 2017 года в экспертном составе № 5 ФКУ «ГБ МСЭ по РБ» Минтруда России ограничений категорий жизнедеятельности не имелось.

На момент проведения медико-социальной экспертизы 09 июня 2017 года в бюро № 24-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по РБ» и 22 июня 2017 года в экспертном составе № 5 ФКУ «ГБ МСЭ по РБ» Минтруда России оснований для установления инвалидности Баязитову Л.Р. не имелось.

Судебная коллегия исходит из того, что экспертное заключение от 23 октября 2017 года является достаточным и допустимым доказательством отсутствия оснований для установления инвалидности Баязитову Л.Р., в связи с чем обоснованным является решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении его исковых требований к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным отказа и назначении инвалидности.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права при рассмотрении настоящего гражданского дела, которые являлись бы основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 21 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Баязитова Л.Р. - без удовлетворения.

Председательствующий                     Ю.Ю. Троценко

Судьи                                 И.И. Валиуллин

З.Г. Латыпова

Справка: судья Шапошникова И.А.

33-5863/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Баязитов Л.Р.
Ответчики
ФКУ"Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ Министерства труда и социальной защиты РФ"
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Троценко Юлия Юрьевна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
20.03.2018Судебное заседание
03.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2018Передано в экспедицию
20.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее