Дело №
50RS0№-63
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
06 июня 2024 года
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО6,
при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству социального развития <адрес> о назначении компенсации расходов по оплате жилого помещения, возмещении расходов,
установил:
Истец ФИО8 обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит суд назначить ежемесячную денежную компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 %, установленной статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>», возместить расходы по оплате жилого помещения в размере 50 % по категории «многодетная семья», начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В обоснование иска указано, что семья истца является многодетной, фактически проживает в квартире по договору специализированного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, семья мер социальной поддержки не получает. Решением Окружного управления социального развития № Министерства социального развития <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения в связи с различиями в адресе регистрации по месту жительства и адресе фактического проживания.
В судебное заседание истец не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Министерство социального развития <адрес> представителя в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представлены заявление о рассмотрении дела в их отсутствие и письменные возражения на иск.
Третье лицо - ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен.
Суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив исковое заявление, возражения ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Как разъяснено в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 ЖК РФ).
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>» многодетным семьям предоставляется ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжение (отопление), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива).
Компенсация предоставляется многодетным семьям, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяется на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услу
Многодетным семьям, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством <адрес>, настоящим Законом, право на получение одних и тех же мер социальной поддержки по нескольким основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из оснований, по выбору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>.
В <адрес> предоставление меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по их оплате по месту жительства получателя осуществляется в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <адрес>, утвержденным Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок).
В п. 5 Порядка содержится исчерпывающий перечень документов, необходимый для предоставления компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, среди которого необходимо предоставить в том числе, документ, подтверждающий место жительства получателя в <адрес>, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность.
В силу п. 12 Порядка не допускается требовать от получателя (представителя) документы, не предусмотренные Порядком.
В соответствии с п. 19 Порядка компенсация назначается получателю с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами.
Как усматривается из материалов дела, истец обратилась в Окружное управление социального развития № Министерства социального развития <адрес> с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг по месту фактического пребывания по адресу: <адрес> категории «Многодетная семья».
Из представленных документов следовало, что семья является многодетной, что также подтверждено соответствующим удостоверением.
В состав многодетной семьи входят ФИО2, а также члены его семьи: ФИО1, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ р.
Истец совместно с членами своей семьи зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (договор найма специализированного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ восковой части 3492 с ФИО1), фактически семья проживает по адресу: <адрес> <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику было отказано истцу в предоставлении мер социальной поддержки по причине: несоответствие адреса регистрации по месту жительства адресу фактического проживания.
Согласно части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание является не только правом, но и обязанностью родителей. Каждый имеет право на жилище, которого не может быть лишен произвольно (часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
По смыслу ст. ст. 69, 71 ЖК РФ, несовершеннолетние дети приобретают право на жилую площадь, определяемую им в качестве места жительства соглашением родителей, форма которого законом не установлена.
Судом установлено, что ФИО8 состоит в зарегистрированном браке с ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. От брака имеют троих детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ р.
Удостоверение многодетной семьи выдано ДД.ММ.ГГГГ
ФИО8 зарегистрирована по адресу: <адрес>
Семья имеет регистрацию по адресу: <адрес>
ФИО8 производит оплату на квартиру по адресу: <адрес>
Истец с семьей фактически проживают по указанному адресу, оплачивают жилищно-коммунальные услуги по указанному адресу, постоянную регистрацию имеет по месту дислокации воинской части, к которой супруг истца прикреплены как военнослужащие, мер социальной поддержки по месту постоянной регистрации семья не получает.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей (в том числе, многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
На территории <адрес> отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям, регулируются <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>".
Согласно ст. 2 указанного <адрес> N 1/2006-03 ДД.ММ.ГГГГ, меры социальной поддержки семьи и детей предоставляются органами государственной власти <адрес> с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.
В ст. 1 Закона указывается, что действие Закона распространяется на граждан РФ, имеющих место жительства в <адрес>.
Многодетная семья, согласно п. <адрес> N 1/2006-03 ДД.ММ.ГГГГ - это лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).Согласно пункту 4 ст. <адрес> N 1/2006-03 ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается <адрес>, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <адрес> (далее - Порядок предоставления мер социальной поддержки).
Согласно п. 2 указанного выше Порядка предоставления мер социальной поддержки следует, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по их оплате по месту жительства получателя (далее - компенсация).
В соответствии с п. 20 указанного выше Порядка решение о назначении компенсации либо об отказе в ее назначении принимается в течение 7 рабочих дней со дня обращения за компенсацией. Компенсация назначается с месяца наступления права на ее назначение, но не более чем за два месяца до подачи заявления.
Основаниями для отказа в назначении компенсации являются: отсутствие у получателя права на получение компенсации; представление получателем неполных и (или) недостоверных сведений; представление заявления и документов с противоречивыми сведениями; противоречие представленных получателем документов сведениям, поступившим в порядке межведомственного взаимодействия; представление документов, не соответствующих по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации; подача заявления лицом, не имеющим полномочий представлять интересы получателя; получение компенсации получателем по такому же или другому основанию; отзыв заявления по инициативе получателя; некорректное заполнение обязательных полей в Заявлении; наличие у получателя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года (пункт 21 Порядка).
Статьей 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» закреплены основные понятия, используемые в целях данного Закона.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ст. 3 названного выше Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Регистрация истца и членов ее многодетной семьи по месту дислокации воинской части не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, т.к. по месту постоянной регистрации истец мер социальной поддержки не получает.
Регистрация является лишь предусмотренным Федеральным Законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Регистрация является не единственным доказательством постоянного места жительства гражданина, которое может быть установлено на основании совокупности иных доказательств.
Истцом предоставлено достаточно доказательств, свидетельствующих о ее фактическом проживании вместе с семьей по адресу: <адрес>
При таких обстоятельствах, оснований для отказа в предоставлении испрашиваемой меры социальной поддержки, выраженного в решении № от ДД.ММ.ГГГГ суд не усматривает.
При этом, поскольку отказ был основан на нормах действующего законодательства, не предусматривающих возможность назначения данной выплаты по месту фактического проживания истца, само по себе решение незаконным не являлось и не может быть признано таковым. Право истца в данном случае могло быть восстановлено только в судебном порядке.
Нарушенное право ФИО8 возможно восстановить путем обязания ответчика предоставить истцу меру социальной поддержки, предусмотренные Законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>» «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку истец обратилась к ответчику с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ, а в силу п. 20 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <адрес> компенсация назначается не более чем за два месяца до подачи заявления.
Ответчик не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца, и представленные по делу доказательства, исследованные в судебном заседании.
Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый в данном гражданском деле иск подлежит удовлетворению в части обязания предоставить меры социальной поддержки.
В части и требования об обязании произвести выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ (с момента присвоения семье статуса многодетной) надлежит отказать, поскольку предоставление мер социальной поддержки носят заявительный характер, а с заявлением истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ. При этом суд определил дату исчисления субсидии за два месяца предшествующих дню обращения в соответствии с п. 20 Порядка предоставления мер социальной поддержки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО2 удовлетворить частично.
Обязать Министерство социального развития <адрес> предоставить ФИО2 меру социальной поддержки, предусмотренную ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>» по месту фактического проживания по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении требования о возмещении расходов по оплате жилого помещения в размере 50 % по категории «многодетная семья», начиная с ДД.ММ.ГГГГ - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Кобзарева
Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья О.А.Кобзарева