Решение по делу № 33а-42779/2019 от 17.12.2019

Судья: Коняхина Е.Н.                                                        Дело <данные изъяты>а-42779/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья судебной коллегии по административным делам Московского областного суда в составе Редченко Е.В.,

рассмотрев <данные изъяты> в порядке упрощенного (письменного) производства частные жалобы ТИК <данные изъяты>, Николовой Л. И., Соколова А. Ю. на определение Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> о взыскании судебных расходов по делу <данные изъяты>а-1226/19,

установила:

Николова Л.И. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «О регистрации Соколова А. Ю. кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатному избирательному округу <данные изъяты>».

Решением Волоколамского городского суда <данные изъяты> от                <данные изъяты>, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от <данные изъяты>, административный иск удовлетворен.

<данные изъяты> Николова Л.И. обратилась в суд с заявлением о взыскании с ТИК <данные изъяты> судебных расходов в размере 15 000 рублей, а с заинтересованного лица Соколова А.Ю. – 25 000 рублей, в которые входят оплата услуг представителя и государственная пошлина в размере 300 рублей при подаче административного иска.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель Николовой Л.И. требования поддержал.

ТИК <данные изъяты> своего представителя не направила, была извещена.

Соколов А.Ю. и его представители возражали против удовлетворения заявления.

Определением Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> заявление было удовлетворено частично. С ТИК <данные изъяты> за счет средств бюджета <данные изъяты> взысканы расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. С Соколова А.Ю. в пользу Николовой Л.И. взысканы расходы по оплате услуг представителя в размере 7 000 рублей

На определение суда поданы частные жалобы ТИК <данные изъяты>, Николовой Л.И., Соколовым А.Ю.

На основании статьи 315 КАС РФ частная жалоба рассматривается единолично и в порядке упрощенного (письменного) производства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, следует прийти к выводу, что имеются предусмотренные пунктом 3 статьи 309 КАС РФ основания для отмены определения и направления дела в тот же суд для нового рассмотрения вопроса о судебных расходах.

Согласно статье 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего кодекса.

Как следует из статьи 106 КАС РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела относятся, в частности, расходы на оплату услуг представителей.

Разрешая вопрос о том, с какого лица подлежат взысканию судебные расходы, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с постановлением правительства <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «О предоставлении средств резервного фонда <данные изъяты>» избирательная компания по выборам депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа финансировалась из средств бюджета <данные изъяты>. В связи с этим суд первой инстанции взыскал судебные расходы в пользу административного истца Николовой Л.И. с административного ответчика ТИК <данные изъяты> за счет бюджета <данные изъяты>. Кроме того, взыскивая судебные расходы и с заинтересованного лица, суд первой инстанции основывался на части 2.2. статьи 111 КАС РФ.

Однако с такими выводами согласиться нельзя ввиду следующего.

В силу положений пункта 4 статьи 26 Федерального закона от <данные изъяты> N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации территориальной комиссии может быть придан статус юридического лица. Полномочия территориальной комиссии по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому по согласованию с представительным органом муниципального образования, могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования.

При этом из положений <данные изъяты> «О муниципальных выборах в <данные изъяты>» не следует, что территориальная комиссия <данные изъяты> имеет статус юридического лица, в связи с чем с этой избирательной комиссии не могли быть взысканы судебные расходы.

Необходимо также отметить, что согласно статье 57 Федерального закона от <данные изъяты> N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (пункт 1).

Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете) на проведение выборов и референдумов, являются Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования (пункт 3).

В соответствии с пунктом 4 статьи Федерального закона от <данные изъяты> N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» финансирование выборов в органы местного самоуправления осуществляется за счет средств местного бюджета. Если на день вступления в силу настоящего Федерального закона финансирование выборов в органы местного самоуправления не может быть обеспечено за счет средств местного бюджета, финансирование осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

При этом в силу положений Бюджетного кодекса РФ право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств имеют главные распорядители бюджетных средств.

В соответствии с постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «О предоставлении средств резервного фонда <данные изъяты>» в целях осуществления неотложных мероприятий по обеспечению обязательств органов государственной власти <данные изъяты> по защите и гарантиям конституционных прав и свобод граждан и в связи с отсутствием утвержденного бюджета Волоколамского городского округа на 2019 год денежные средства для финансового обеспечения подготовки и проведения территориальной избирательной комиссией <данные изъяты>, на которую решением Избирательной комиссии <данные изъяты> возложены полномочия избирательной комиссии Волоколамского городского округа, выборов депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа первого созыва в 2019 году выделены из резервного фонда <данные изъяты>.

Из приведенных положений следует, в 2019 году избирательная компания по выборам депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа финансировалась из средств бюджета <данные изъяты>, а распоряжением денежными средствами занималось <данные изъяты>.

Между тем, <данные изъяты> к участию в рассмотрении вопроса о судебных расходах не привлекалось, вопрос о том, какой именно орган субъекта РФ распоряжается средствами областного бюджета в соответствующей сфере по окончании избирательной кампании, не выяснялся.

Кроме того, возлагая обязанность по возмещению судебных расходов на заинтересованное лицо Соколова А.Ю., суд первой инстанции не учел, что часть 2.2 статьи 111 КАС РФ была введена в действие с <данные изъяты> и предусматривает право (а не обязанность) суда возложить указанную обязанность на заинтересованное лицо.

С учетом изложенного, определение суда о распределении судебных расходов подлежит отмене с направлением вопроса о судебных расходах на новое рассмотрение в тот же суд.

Руководствуясь статьями 315, 316 КАС РФ, суд

определил:

определение Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить, вопрос о взыскании судебных расходов по делу <данные изъяты>а-1226/19 направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья

33а-42779/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
другие апелляционные определения С УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ ЖАЛОБ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Другие
Территориальная избирательная комиссия Волоколамского муниципального района Московской области
Избирательное объединение Московское областное отделение политической партии КПРФ
Николова Л.И.
Козырев Д.Е.
прокурор
Соколов А.Ю.
Суд
Московский областной суд
Судья
Редченко Е.В.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
25.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее