Решение по делу № 2а-834/2019 от 16.07.2019

Дело № 2а- 834/19

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Таштагол                              12 августа 2019 года

Таштагольский городской суд Кемеровской области в составе

председательствующего                                                           Малыгина Е. А.

при секретаре                                                                           Долгополовой А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле, гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора города Таштагола в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Темиртаусского городского поселения о признании незаконным бездействия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Таштагола обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Темиртаусского городского поселения о признании незаконным бездействия, мотивируя свои требования тем, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст. 12, ч. 3 ст. 3, ч. 1 ст. 130 Конституции РФ).

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).

В ходе проведения прокуратурой города проверки исполнения законодательства об организации погребения и похоронного дела в деятельности администрации Темиртаусского городского поселения выявлено, что на территории муниципального образования «Темиртаусское городское поселение» специализированная служба по вопросам похоронного дела органом местного самоуправления не создана.

В связи с выявленными нарушениями, 29.04.2019 прокурором города внесено представление об устранении нарушений закона в адрес Главы Темиртаусского городского поселения.

В соответствии с п. 23 ст. 4 Устава муниципального образования «Темиртаусское городское поселение» к вопросам местного значения муниципального образования относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Однако, до настоящего времени администрацией Темиртаусского городского поселения не принято мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Муниципального образования «Темиртаусское городское поселение».

Администрацией Темиртаусского городского поселения не исполняются требования законодательства в сфере похоронного дела, а именно не создано специализированная служба по вопросам похоронного дела, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению.

Просит признать незаконным бездействие администрации Темиртаусского городского поселения, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Муниципального образования «Темиртаусское городское поселение». Возложить на администрацию Темиртаусского городского поселения обязанность в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории Муниципального образования «Темиртаусское городское поселение».

    В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора г. Таштагола Вербовская Л.Л. заявленные требования поддержала по указанным, в административном исковом заявлении, основаниям, просит признать незаконным бездействие администрации Темиртаусского городского поселения, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Муниципального образования «Темиртаусское городское поселение». Возложить на администрацию Темиртаусского городского поселения обязанность в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории Муниципального образования «Темиртаусское городское поселение».

    Представитель административного ответчика – глава администрации Темиртаусского городского поселения Кочетков А.В. исковые требования признала в полном объеме, не возражая против удовлетворения заявленных требований.

    Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд считает, что административные исковые требования прокурора г. Таштагола, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц подлежат полному удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 Федерального закона № 8-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает: 1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; 2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; 3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; 4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Согласно ст. 25 Федерального закона №8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с положениями ст. 29 Федерального закона № 8-ФЗ, органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности таких служб определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

В соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» постановлено: в целях неукоснительного выполнения Федерального закона «О погребении и похоронном деле» в части предоставления гарантий гражданам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение, установить, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 8-ФЗ При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.

Услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.

Следовательно, цель создания специализированных служб по вопросам похоронного дела заключается в обеспечении государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам; и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Пунктом 2.1.4 ГОСТа 32609-2014, введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 01.01.2016 (далее – ГОСТ 32609-2014) определяет ритуальные услуги, как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельности исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги.

В соответствии с п. 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 специализированная служба по вопросам похоронного дела – это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, который кроме ритуальных и мемориальных услуг специализированной службой по вопросам похоронного дела оказываются дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.

Из положений ст. ст. 9, 10 Федерального закона № 8-ФЗ в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального района относятся: содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.

В силу п. 22 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Исходя из оценки полномочий по содержанию на территории муниципального образования мест захоронения и организации ритуальных услуг, во взаимосвязи с Федеральным законом № 8-ФЗ, органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные "на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (п. 1 ст. 7 Федерального закона № 8-ФЗ), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (ст. 9 приведенного закона).

Анализ приведенных законоположений приводит к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона № 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

Согласно п. 3 ст.1 Закона Кемеровской области от 17.11.2014 №109-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями» дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2015 года за сельскими поселениями закрепляется следующий вопрос местного значения: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Пунктом 23 статьи 4 Устава муниципального образования «Темиртаусское городское поселение» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В судебном заседании установлено, что при проведении проверки исполнения законодательства об организации погребения и похоронного дела в деятельности администрации Темиртаусского городского поселения выявлено, что на территории муниципального образования «Темиртаусское городское поселение» специализированная служба по вопросам похоронного дела органом местного самоуправления не создана.

В связи с выявленными нарушениями, 29.04.2019 прокурором города внесено представление об устранении нарушений закона в адрес Главы Темиртаусского городского поселения, которое до настоящего времени не исполнено, администрацией Темиртаусского городского поселения не принято мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Муниципального образования «Темиртаусское городское поселение».

    Таким образом, по мнению суда, администрацией Темиртаусского городского поселения не исполняются требования законодательства в сфере похоронного дела, а именно не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечная услуг по погребению.

Таким образом, суд, с учетом анализа приведенных выше правовых норм, считает, что бездействие администрации Темиртаусского городского поселения, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Муниципального образования «Темиртаусское городское поселение», является незаконным, на административного ответчика необходимо обязанность в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории Муниципального образования «Темиртаусское городское поселение».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации Темиртаусского городского поселения, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Муниципального образования «Темиртаусское городское поселение».

Возложить на администрацию Темиртаусского городского поселения обязанность в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории Муниципального образования «Темиртаусское городское поселение».

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца.

Председательствующий                                                  Е.А. Малыгин

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-834/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурора города Таштагола
Ответчики
Администрация Темиртауского городского поселения
Суд
Таштагольский городской суд Кемеровской области
Судья
Малыгин Е.А.
Дело на странице суда
tashtagolsky.kmr.sudrf.ru
16.07.2019Регистрация административного искового заявления
16.07.2019Передача материалов судье
17.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
17.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2019Подготовка дела (собеседование)
29.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2019Судебное заседание
16.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2020Регистрация административного искового заявления
02.04.2020Передача материалов судье
02.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2020Подготовка дела (собеседование)
02.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2020Судебное заседание
02.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2020Дело оформлено
02.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее