Решение по делу № 33-7558/2020 от 21.08.2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

УИД № 91RS0017-01-2020- 000343-32 Председательствующий в суде первой инстанции Абеляшев А.В.

Дело № 33-7558/2020 Судья-докладчик в суде апелляционной инстанции Егорова Е.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 октября 2020 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Егоровой Е.С.,

судей Авериной Е.Г., Синани А.М.,

при секретаре Гамуровой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Аджимамбетовой Л.И. на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 15 июня 2020 года по гражданскому делу по иску Аджимамбетовой Л.И. к администрации Раздольненского района Республики Крым и управлению труда и социальной защиты населения администрации Раздольненского района Республики Крым о взыскании социальной доплаты к пенсии.

По делу установлено:

в марте 2020 года истица Аджимамбетова Л.И. обратилась в суд с иском к управлению труда и социальной защиты населения администрации Раздольненского района Республики Крым с требованиями обязать исполнить Закон Республики Крым №218-ЗРК/2016 от 18 февраля 2016 года «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий».

Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 15 июня 2020 года истице в иске отказано.

На указанное решение истицей подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что суд неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, так в соответствии с Федеральным законом от 07.03.2018 № 56-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», «Статьи 162. Информация о предоставлении мер социальной поддержки и выплате компенсаций в порядке, установленном настоящим законом и законами субъектов Российской Федерации, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Истицей также поданы дополнения к апелляционной жалобе, в которых указано, что она является получателем величины прожиточного минимума пенсионера по категории 1000 0001, не относящейся к отдельным категориям граждан, в том числе к инвалидам как указано в ЕГИССО. Согласно статье 12.1 истица получает к пенсии федеральную социальную доплату. Согласно части 1 статьи 12.1 величина ПМП не может быть меньше установленного на календарный год. Согласно части 8 статьи 12.1 размер ФСД пересматривается при изменении величины ПМП. Изменения ПМП в декабре 2018 года не было, а ФСД уменьшена на сумму 500 рублей.

Стороны, представители третьих лиц Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым (межрайонное) и Министерства труда и социальной защиты Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены.

От истицы поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором она указала, что поддерживает апелляционную жалобу и просит ее удовлетворить.

Представителем управления труда и социальной защиты населения администрации Раздольненского района Республики Крым подано ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.

Представителем третьего лица Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым (межрайонное) подано ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исследовав письменные материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционнойжалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 01.01.2015 Аджимамбетовой Л.И. назначена страховая пенсия по старости ГУ - УПФ РФ в Черноморском районе Республики Крым (межрайонное) бессрочно на основании ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», размер которой составляет с 01.01.2019 7878,11 рублей.

19.04.2019 ГУ - УПФ РФ в Черноморском районе на основании Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» Аджимамбетовой Л.И. назначена федеральная доплата к пенсии бессрочно в размере 670,85 рублей с 01.01.2019.

25.10.2018 управлением труда и социальной защиты населения Раздольненского района Республики Крым на основании Закона Республики Крым № 218-ЗРК от 18.02.2016 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий» Аджимамбетовой Л.И. назначена ежемесячная денежная выплата в размере 500 рублей с 01.11.2018 по 30.11.2019.

16.01.2020 управлением труда и социальной защиты населения Раздольненского района Республики Крым на основании Закона Республики Крым № 218-ЗРК от 18.02.2016 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий» Аджимамбетовой Л.И. назначена ежемесячная денежная выплата в размере 500 рублей с 01.02.2020 бессрочно.

Судом первой инстанции установлено, что истица является неработающим пенсионером, ей назначена страховая пенсия по старости. Ей установлена федеральная социальная доплата до величины прожиточного минимума, установленного на соответствующий год в Республике Крым и выплата производилась ежемесячно Управлением ПФ РФ в Черноморском районе Республики Крым. Кроме того, истцу, как лицу признанному реабилитированным, назначена мера социальной поддержки в размере 500 рублей, выплачиваемая Министерством труда и социальной защиты населения Республики Крым.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона Республики Крым от 18.02.2016 N 218-ЗРК/2016 (ред. от 28.09.2017) "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предоставляется такая мера социальной поддержки как ежемесячная денежная выплата в размере 500 рублей.

Из материалов дела следует, что данная мера социальной поддержки предоставлялась истице с 01.11.2018 по 30.11.2019, с 01.02.2020 бессрочно.

Таким образом, оснований полагать, что истице ответчиком управлением труда и социальной защиты населения администрации Раздольненского района Республики Крым истице неправомерно отказано в назначении указанной выплаты не имеется.

В силу части 1 статьи 2 приведенного Закона, законодательство Республики Крым о социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Крым, Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" и состоит из настоящего Закона, иных законов Республики Крым, нормативных правовых актов Совета министров Республики Крым.

Согласно части 2 статьи 2 Закона Республики Крым "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" если гражданин имеет право на меру социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такую же меру социальной поддержки по иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается, ему предоставляется мера социальной поддержки по настоящему Закону либо по иному нормативному правовому акту по его выбору, если федеральным законодательством и законодательством Республики Крым не предусмотрено иное.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 574 в соответствии со статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 28, 33, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", законами Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 35-ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым", от 18 февраля 2016 года N 218-ЗРК/2016 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", от 30 марта 2016 года N 232-ЗРК/2016 "О ветеранах труда Республики Крым" Совет министров Республики Крым утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты.

Пунктом 2 указанного Порядка определено, что в соответствии с настоящим Порядком ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства:

2.1. пенсионерам, постоянно проживающим в Республике Крым:

2) гражданам из числа лиц, подвергшихся необоснованным репрессиям по политическим мотивам и впоследствии реабилитированных, и гражданам, признанным пострадавшими от политических репрессий в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий";

Согласно пункту 5 порядка гражданину, имеющему одновременно право на получение мер социальной поддержки в форме ежемесячных денежных выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - ежемесячная денежная выплата за счет средств федерального бюджета), и ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной законами Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 35-ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым", от 18 февраля 2016 года N 218-ЗРК/2016 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", от 30 марта 2016 года N 232-ЗРК/2016 "О ветеранах труда Республики Крым", ежемесячная денежная выплата производится на основании личного заявления и правоустанавливающих документов при предъявлении документального подтверждения о неполучении гражданином ежемесячной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 4 Порядка назначение ежемесячной денежной выплаты производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения в органы труда и социальной защиты населения с правоустанавливающими документами.

На обращение истицы управлением труда и социальной защиты населения администрации Раздольненского района Республики Крым дан ответ 15.10.2019 о том, что на основании ее заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Республики Крым от 18.02.2016 №218-ЗРК ей с 01.11.2018 назначена выплата в размере 500 рублей по льготной категории «реабилитированные лица» которая произведена в полном объеме по 31.10.2018 (л.д.9-11).

Истица 10 января 2020 года подала заявление на имя руководителя органа социальной защиты о назначении ей ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Республики Крым от 18 февраля 2016 года №218-ЗРК/2016 (л.д.17).

Из письменных пояснений представителя Министерства труда и социальной защиты Республики Крым следует, что до 01.12.2019 истица являлась получателем мер социальной поддержки, в том числе ежемесячной денежной выплаты в размере 500 рублей по категории «реабилитированные лица» в соответствии с Законом Республики Крым от 18.02.2016 №218-ЗРК/2016. Выплата прекращена по личному заявлению истицы. С 01.02.2020 указанная выплата снова назначена (л.д.45-48).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации") в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.

В силу статьи 7 приведенного закона порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

Согласно статье 11 закона размер государственной социальной помощи, оказываемой в соответствии с настоящей главой, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 2 статьи 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:

1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

1.1) срочной пенсионной выплаты;

2) дополнительного материального (социального) обеспечения;

3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);

4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг (часть 3 статьи 12.1 приведенного закона).

Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации (часть 4 статьи 12.1).

На обращение истицы ГУ – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым 11.02.2020 дан ответ о том, что с 01.01.2016 истице как неработающему пенсионеру в беззаявительном порядке была установлена ФСД до величины прожиточного минимума, установленного на соответствующий год в Республике Крым. В период с декабря 2018 года по декабрь 2019 года из Министерства труда и социальной защиты Республики Крым в отношении истицы поступила информация о мерах социальной поддержки, а именно ежемесячная денежная выплата по категории «реабилитированные лица» в размере 500 рублей, которая при исчислении ФСД включается в общую сумму материального обеспечения. С января 2020 года, согласно информации из органов социальной защиты населения, меры социальной поддержки истица не получает, в связи с чем ее пенсионная выплата увеличена на сумму 500 рублей (л.д.18-20).

Из материалов дела следует, что истица неоднократно обращалась в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым по вопросу о выплате ей федеральной социальной доплаты (ФСД) на основании Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Истице было разъяснено, что при оценке материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются меры социальной поддержки, в том числе ЕДВ, выплачиваемая за счет средств республиканского бюджета истице как реабилитированному лицу (копия письма от 23.08.2019 на л.д.13-15).

Таким образом, ответчиком права истицы на получение ЕДВ в размере 500 рублей на основании Законом Республики Крым от 18.02.2016 №218-ЗРК/2016 не нарушены, поскольку данная выплата не производилась в декабре 2019 года и в январе 2020 года в связи с отказом от нее истицы. В иные периоды данная выплата осуществлялась.

Отказывая истице в иске, суд первой инстанции исходил из положений части 2 статьи 2 Закона Республики Крым № 218-ЗРК/2016 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий» и пришел к выводу о том, что истицей реализовано ее право на выбор меры социальной поддержки.

Судебная коллегия соглашается с отсутствием оснований для удовлетворения иска.

При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что доводы истицы, в том числе изложенные в апелляционной жалобе, касающиеся неправомерности невыплаты ФСД на основании Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» не подлежат рассмотрению в рамках настоящего спора, поскольку выходят за пределы предмета и основания иска.

В соответствии с ч. 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом первой инстанции указанных нарушений не допущено, поэтому решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 15 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Аджимамбетовой Л.И. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий судья

судьи:

33-7558/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Аджимамбетова Лиля Изетовна
Ответчики
Администрации Раздольненского района РК
УТСЗН Администрации Раздольненского района РК
Другие
Министерство труда и социальной защиты РК
УПФ РФ в Черноморском районе РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Егорова Елена Станиславовна
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
24.08.2020Передача дела судье
07.10.2020Судебное заседание
11.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее