Решение по делу № 33-8802/2022 от 18.07.2022

Судья Дрогалева С.В. дело № 33-8802/2022

(УИД 34RS0001-01-2022-001912-55)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 10 августа 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Горкушенко Т.А.

судей Самофаловой Л.П., Попова К.Б.

при секретаре Иваненко Н.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1138/2022 по иску инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности

по апелляционной жалобе УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов»

на решение Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 11 мая 2022 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Самофаловой Л.П., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

инспекция государственного жилищного надзора <адрес> обратилась с иском к УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности.

В обоснование исковых требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ на основании плана графика на проведение мероприятий по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований, при осуществлении деятельности по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа город-герой Волгоград инспекцией проведен осмотр домов, расположенных в городе Волгограде в <адрес>: по <адрес>, дома № № <...>; по проспекту им. В.И. Ленина дома № № <...>; по <адрес>; по <адрес>; по <адрес>; в <адрес>: по <адрес>; по <адрес>; по проспекту Университетский, <адрес>. По результатам осмотра, по многоквартирному дому № <...> А по <адрес> выявлены нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, в виде отслоений с частичным разрушением и обрушением защитных и отделочных слоев фасада дома в границах цокольной части здания, в том числе на выступающих архитектурных элементов, имеются трещины по отделочным слоям фасада в границах расположения оконных проемов, что зафиксировано в акте осмотра. При этом в рамках реализации региональной программы в указанном многоквартирном доме произведены работы по капитальному ремонту фасада, гарантийный срок которых еще не истек. По итогам осмотра инспекцией выдано предписание ответчику на устранение выявленных недостатков. По ходатайству фонда, инспекцией неоднократно продлевались сроки устранения недостатков. Однако до настоящего времени в инспекцию не поступили сведения об устранении нарушений ответчиком.

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец просил суд возложить на УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обязанность в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда принять все предусмотренные действующим законодательством меры направленные на обеспечение выполнения подрядной организацией обязательств по приведению фасада многоквартирного <адрес> А по <адрес> в надлежащее техническое состояние.

Суд постановил указанное выше решение, которым возложил обязанность на УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда, принять все предусмотренные действующим законодательством меры направленные на обеспечение выполнения подрядной организацией обязательств по приведению фасада многоквартирного <адрес> А по <адрес> в надлежащее техническое состояние; взыскал с УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город-герой Волгоград <.......> рублей.

В апелляционной жалобе представитель УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» - Кривоносова Ю.П. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 1.1 Положения об инспекции государственного жилищного надзора <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-П (далее по тексту - Положение), инспекция государственного жилищного надзора <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.

В соответствии с пунктом 2.6 Положения, инспекция государственного жилищного надзора <адрес> организует и осуществляет на территории <адрес> проверки и обследования жилищного фонда независимо от его формы собственности.

В силу части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок.

В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области № 174-ОД от 19 декабря 2013 года «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области» капитальный ремонт - замена и (или) восстановление общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома или их элементов, осуществляемые в соответствии с перечнем работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.

Согласно статье 23 Закона Волгоградской области № 174-ОД от 19 декабря 2013 года региональный оператор создается в целях организации финансового обеспечения капитального ремонта, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Волгоградской области, осуществляет функций технического заказчика работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.

В силу части 2 статьи 25 Закона № 174-ОД региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.

Региональный оператор несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

На основании части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Одной из функций регионального оператора является осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (пункт 3 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 3 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.

В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обязан нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.

Часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации также устанавливает, что региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ на основании плана графика на проведение мероприятий по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований, при осуществлении деятельности по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа город-герой Волгоград инспекцией проведен осмотр домов, расположенных в городе Волгограде в <адрес>: по <адрес>, дома № № <...>; по проспекту им. В.И. Ленина дома № № <...>; по <адрес>; по <адрес>; по <адрес>; в <адрес>: по <адрес>; по <адрес>; по проспекту Университетский, <адрес>.

По результатам осмотра многоквартирного <адрес> А по <адрес> выявлены нарушения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, о чем составлен соответствующий акт.

Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ № СН-КР-4 на многоквартирном <адрес> А по <адрес> выявлены повреждения в виде отслоений с частичным разрушением и обрушением защитных и отделочных слоев фасада дома в границах цокольной части здания, в том числе на выступающих архитектурных элементов, имеются трещины по отделочным слоям фасада в границах расположения оконных проемов. При составлении акта производилась фотофиксация выявленных недостатков.

При этом в рамках реализации региональной программы в указанном многоквартирном доме на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ № <...> оказания услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, произведены работы по капитальному ремонту фасада.

В соответствии с пунктом 8.2 договора от ДД.ММ.ГГГГ № <...> гарантийный срок на результат работ устанавливается продолжительностью 120 месяцев с момента подписания сторонами акта о приемке выполненных работ.

Акт о приемке выполненных работ подписан сторонами ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, гарантийный срок работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного <адрес>А по <адрес> еще не истек.

По результатам проверки ответчику выдано предписание № СН-КР-4-3, в соответствии с которым ему необходимо принять все предусмотренные действующим законодательством меры, направленные на обеспечение выполнения подрядной организацией обязательств по приведению фасада многоквартирного дома в надлежащее техническое состояние. Срок исполнения предписания – ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ от ответчика в адрес инспекции поступило письмо о продлении сроков исполнения предписания № СН-КР-4-3, в связи с необходимостью организации и проведения электронного аукциона по отбору подрядной организации, а также производства строительно-монтажных работ по устранению выявленных дефектов, поскольку подрядная организация ООО «ВекСтройИнжиниринг», с которой Фондом был заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного <адрес>А по <адрес>, прекратила свою деятельность.

Решением инспекции государственного жилищного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СН-КР-4-3 ходатайство УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» удовлетворено, срок исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ от УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» поступило ходатайство о продлении сроков исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением инспекции государственного жилищного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СН-КР-4-3 ходатайство УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» удовлетворено, срок исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ от УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» поступило ходатайство о продлении сроков исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, с приведением аналогичных обстоятельств в обоснование невозможности исполнения предписания в установленный срок.

Решением инспекции государственного жилищного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СН-КР-4-3 в удовлетворении ходатайства УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» отказано, по причине отсутствия в нем подробных, обоснованных и мотивированных доводов относительно невозможности исполнить предписание в установленный срок.

Установив данные обстоятельства, принимая во внимание, что все предусмотренные действующим законодательством меры, направленные на обеспечение выполнения подрядной организацией обязательств по приведению фасада многоквартирного дома в надлежащее техническое состояние ответчиком не предприняты, их невыполнение является нарушением требований жилищного законодательства, создает опасность причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» ненадлежащим образом исполнены принятые на себя обязательства по контролю за качеством выполнения капитального ремонта фасада многоквартирного <адрес> А по <адрес>, что влечет за собой возложение обязанности на ответчика по принятию мер, направленных на обеспечение выполнения подрядной организацией обязательств по приведению фасада многоквартирного <адрес> А по <адрес> в надлежащее техническое состояние.

Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается.

Доводы апелляционной жалобы о том, что подрядная организация ООО «ВекСтройИнжиниринг», с которой УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» был заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного <адрес> А по <адрес>, прекратила свою деятельность, не состоятельны к отмене решения суда, поскольку по смыслу приведенных выше правовых норм, именно региональный оператор несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.

При этом ответчик не лишен возможности привлечь иную подрядную организацию для проведения работ по устранению выявленных недостатков и приведению фасада многоквартирного <адрес> А по <адрес> в надлежащее техническое состояние.

Довод апелляционной жалобы онеобходимости увеличения срока исполнения данного решения изучен судебной коллегией и отклоняется ввиду следующего.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, установленный судом первой инстанции срок для исполнения решения суда, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон. Увеличение срока исполнения решения суда может повлечь за собой дальнейшее нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе обучающихся.

Кроме того, при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением опредоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Иных правовых доводов, влекущих за собой отмену или изменение решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора, судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 11 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-8802/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области
Ответчики
Унитарная некоммерческая организация Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов
Другие
Кривоносова Юлия Петровна
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Самофалова Лариса Павловна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
19.07.2022Передача дела судье
10.08.2022Судебное заседание
29.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2022Передано в экспедицию
10.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее