№ 12-31/2022
42RS0001-01-2022-000515-69
РЕШЕНИЕ
г. Анжеро-Судженск 23 марта 2022 года
Судья Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области Южикова И.В., рассмотрев жалобу руководителя органа ЗАГС г.Анжеро-Судженска Кузбасса Соколовой Е.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора Анжеро-Судженского городского округа, Яйского и Ижморского муниципальных округов по пожарному надзору Вдовушкиной Я.В. от 27.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении руководителя органа ЗАГС г.Анжеро-Судженска Кузбасса Соколовой Е.А.,
установил:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Анжеро-Судженского городского округа, Яйского и Ижморского муниципальных округов по пожарному надзору Вдовушкиной Я.В. №9 от 27.01.2022 руководитель органа ЗАГС г.Анжеро-Судженска Кузбасса Соколова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере <...>.
Руководитель органа ЗАГС г.Анжеро-Судженска Кузбасса Соколова Е.А. обратилась в Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области с жалобой на указанное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указывает, при вынесении постановления не учтено, что руководитель органа ЗАГС не является субъектом правонарушения, поскольку исполнение требований законодательства о пожарной безопасности, с учетом ранее вынесенного предписания в адрес Управления ЗАГС Кузбасса, являющегося собственником помещения, не относится к её компетенции. Она не является должностным лицом Управления ЗАГС Кузбасса. Кроме того, согласно государственному контракту от <дата>, заключенному между Управлением ЗАГС Кузбасса и администрацией Анжеро-Судженского городского округа, обязанность по установке автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре лежит на администрации Анжеро-Судженского городского округа.
Одновременно было заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления должностного лица от <дата>.
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как следует из материалов дела, копия постановления получена Соколовой Е.А. <дата>, срок обжалования истекал <дата>. Однако в период с <дата> до <дата> Соколова Е.А. являлась нетрудоспособной (л.д.62).
С жалобой на постановление суда Соколова Е.А. обратилась <дата> (л.д.59).
Учитывая данные обстоятельства, в соответствии со ст.30.3 КоАП РФ ходатайство подлежит удовлетворению, поскольку срок принесения жалобы на постановление пропущен по уважительной причине.
В судебном заседании руководитель органа ЗАГС г.Анжеро-Судженска Кузбасса Соколова Е.А. доводы жалобы поддержала, настаивала на её удовлетворении. Также пояснила, что финансирование на осуществление мероприятий, направленных на осуществление мероприятий, связанных с пожарной безопасностью, производится из бюджета. На неоднократные обращения дан ответ о невозможности выполнения работ в связи с отсутствием финансирования, установление пожарной сигнализации и оповещения людей запланировано на 2023 год.
Заместитель главного государственного инспектора Анжеро-Судженского городского округа, Яйского и Ижморского муниципальных округов по пожарному надзору Вдовушкина Я.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия. Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие заместителя главного государственного инспектора Анжеро-Судженского городского округа, Яйского и Ижморского муниципальных округов по пожарному надзору Вдовушкиной Я.В..
Изучив доводы жалобы, выслушав Соколову Е.А. исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч.2.1. ст.20.4 КоАП РФ, административным правонарушением признается повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.
Бланкетный характер диспозиции ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ обязывает должностное лицо административного органа указывать конкретные нормы права, устанавливающие требования, которые нарушены, а также раскрывать их содержание применительно к противоправным действиям или бездействию виновного лица при описании события правонарушения.
В мотивированной части постановления заместителя главного государственного инспектора г.Анжеро-Судженска, Яйского и Ижморского районов по пожарному надзору Вдовушкиной Я.В. № от <дата> указано, что руководителем органа ЗАГС г.Анжеро-Судженска Кузбасса Соколова Е.А. в помещениях по адресу: г.Анжеро-Судженск, ул. Ленина,6 нарушены требования, а именно: не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре помещения Управления ЗАГС Кузбасса, что является нарушением приложение А п.А.4 таблица А.1 п.9 СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»; глава 7, таблица 2 п.16 СП 3.13130.2009 «Системы пожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», ст.83,84,91 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.48 таблицы 1 СП 486.1311500.2020.
В соответствии со ст.ст. 83, 84, 91 Федерального закона от <дата> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в зданиях и сооружениях в соответствии с уровнем их пожарной должны монтироваться автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации, отвечающие установленным требованиям. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Так п.1 таблицы А.1 СП 485.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», действующий вместо утратившего силу с <дата> СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», п.16 таблицы 2 СП 3.13130.2009 «Системы пожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», п.48 таблицы 3 СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности» предусмотрено оснащение автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации помещений зданий учреждений органов управления, иного административного, административно-бытового и общественного назначения.
Из свидетельства о государственной регистрации права от <дата> следует, что нежилое помещение, общей площадью 133,5 кв.м, находящееся по адресу: Кемеровская область, г.Анжеро-Судженск, ул. Ленина, 6, находится в государственной собственности, передано на праве оперативного управления на основании решения КУГИ Кемеровской области от <дата> Управлению ЗАГС Кемеровской области (л.д.24).
В названном помещении расположен орган ЗАГС г.Анжеро-Судженска Кузбасса. При этом указанное нежилое помещение находится в здании администрации Анжеро-Судженского городского округа.
Между Управлением ЗАГС Кузбасса и администрацией Анжеро-Судженского городского округа <дата> заключен государственный контракт, по условиям которого администрация предоставляет услуги по содержанию данного помещения, ремонту строения, а Управление ЗАГС Кузбасса возмещает затраты на эти услуги.
На основании постановления № от <дата> к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ привлечена руководитель органа ЗАГС г.Анжеро-Судженска Кузбасса Соколова Е.А. за нарушение требований в помещениях по адресу: Кемеровская область, г.Анжеро-Судженск, ул. Ленина, 6, а именно: не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре помещения Управления ЗАГС Кузбасса, что является нарушением приложение А п.А.4 таблица А.1 п.9 СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»; глава 7, таблица 2 п.16 СП 3.13130.2009 «Системы пожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», ст.83,84,91 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.48 таблицы 1 СП 486.1311500.2020 (л.д.15-16).
На основании распоряжения Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Анжеро-Судженска, Яйского и Ижморского районов от <дата> назначено проведение внеплановой выездной проверки нежилого помещения по адресу: Кемеровская область, г.Анжеро-Судженск, ул. Ленина, 6 на основании п.5 ч.1 ст.57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
По результатам данной выездной проверки, проведенной <дата> с 15-00 часов до 17-00 часов, составлен акт проверки № от <дата>, в котором отражены выявленные нарушения: не исполнено предписание № от <дата>, а именно: не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре помещения Управления ЗАГС Кузбасса, что является нарушением приложение А п.А.4 таблица А.1 п.9 СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»; глава 7, таблица 2 п.16 СП 3.13130.2009 «Системы пожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», ст.83,84,91 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.48 таблицы 1 СП 486.1311500.2020.
<дата> заместителем главного государственного инспектора Анжеро-Судженского городского округа, Яйского и Ижморского муниципальных округов по пожарному надзору составлен протокол № об административном правонарушении в отношении руководителя органа ЗАГС г.Анжеро-Судженска Кузбасса Соколовой Е.А. по ч.2.1 ст. 20.4 КоАП РФ за повторное нарушение вышеназванных требований <дата> в 16-00 часов в помещении по адресу: Кемеровская область, г.Анжеро-Судженск, ул. Ленина, 6.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Анжеро-Судженского городского округа, Яйского и Ижморского муниципальных округов по пожарному надзору № от <дата> руководитель органа ЗАГС г.Анжеро-Судженска Кузбасса Соколова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения в области пожарной безопасности, ответственность за которое предусмотрена ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде штрафа <...>
Основанием для вынесения в отношении руководителя органа ЗАГС г.Анжеро-Судженска Кузбасса Соколовой Е.А. постановления о назначении административного наказания послужил вывод должностного лица административного органа о неисполнении ею обязанностей ответственного лица за устранение нарушений, установленных ст.ст. 37, 38 Федерального закона от <дата> №-Федерального закона «О пожарной безопасности».
Согласно положениям ст. 37 Федерального закона от <дата> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, а также выполнению предписания, постановления и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны лежит на руководителях организации. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В статье 39 данного закона также установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
- собственники имущества;
- руководители федеральных органов исполнительной власти;
- руководители органов местного самоуправления;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
- должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с п.4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> №, руководитель организации вправе назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.
Приказом начальника Управления ЗАГС Кузбасса №а от <дата> ответственным лицом за оборудование автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в органе ЗАГС г.Анжеро-Судженска Кузбасса назначена Соколова Е.А.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
При этом установление виновности предполагает доказывание вины лица, то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, в чем именно выразилась вина лица, связанная с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из материалов дела усматривается, что ранее Управлению ЗАГС Кузбасса заместителем главного государственного инспектора Анжеро-Судженского городского округа, Яйского и Ижморского муниципальных округов по пожарному надзору выдано предписание № от <дата>, в связи с выявленными нарушениями: не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре помещения Управления ЗАГС Кузбасса по адресу: Кемеровская область, г.Анжеро-Судженск, ул. Ленина, 6 (л.д.14).
Помещение органа ЗАГС г.Анжеро-Судженска Кузбасса не является самостоятельным изолированным помещением, с отдельным входом, а является частью здания, в котором также размещена администрация Анжеро-Судженского городского округа.
Более того, данное здание отнесено к объекту культурного наследия регионального значения, что подтверждается письмом Комитета по охране объектов культурного наследия Кузбасса от 09.02.2022.
При названных обстоятельствах выполнение требований пожарной безопасности должно производиться с учетом как требований содержания и использования всего объекта – здания, так и исходя из значения данного объекта, как предмета охраны объекта культурного наследия, что согласуется с п.5.2 Приказа МЧС России от <дата> № «Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Комитет по охране культурного наследия Кузбасса в своем ответе от 09.02.2022 также указывает на то необходимость установки системы пожарной сигнализации и автоматизации систем противопожарной защиты на всё здание.
Из представленной переписки, которая велась на протяжении 2021-2022 годов усматривается, что в орган местного самоуправления поступали неоднократные обращения органа ЗАГС по поводу оборудования помещения по ул.Ленина, 6 системой автоматизированной пожарной сигнализацией и оповещения людей при пожаре (л.д.30-40). Из ответов администрации Анжеро-Судженского городского округа от <дата>, <дата> следует, что проводится работа по заключению договора на выполнение проектно-сметной документации в здании администрации Анжеро-Судженского городского округа. Установка системы автоматической пожарной сигнализации была запланирована при наличии финансирования на 2022 год, срок перенесен на 2023 год.
Суд считает, что отсутствуют доказательства вины руководителя органа ЗАГС г.Анжеро-Судженска Кузбасса Соколовой Е.А. в совершении правонарушения, поскольку были приняты все зависящие меры по соблюдению требований пожарной безопасности. У Соколовой Е.А. отсутствовала возможность для выполнения требований пожарной безопасности, несмотря на принятие всех мер по их выполнению - информирование лиц о необходимости выполнения данных требований, о необходимости выделения денежных средств для выполнения указанных требований.
При привлечении Соколова Е.А. к ответственности не в полной мере был исследован вопрос о вине заявителя, вина заявителя надлежащим образом не установлена, поскольку в постановлении не указано, в чем именно выразилась ее вина, связанная с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих обязанностей.
Установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины Соколовой Е.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ, в силу ст.2.1 КоАП РФ, следовательно, в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
С учетом изложенного, постановление заместителя главного государственного инспектора Анжеро-Судженского городского округа, Яйского и Ижморского муниципальных округов по пожарному надзору № от <дата> подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Соколовой Е.А. подлежит прекращению на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, п.1 ч.1 ст.30.7, 30.8 КоАП РФ, суд
решил:
жалобу руководителя органа ЗАГС г.Анжеро-Судженска Кузбасса Соколовой Е.А. – удовлетворить.
Постановление заместителя главного государственного инспектора Анжеро-Судженского городского округа, Яйского и Ижморского муниципальных округов по пожарному надзору Вдовушкиной Я.В. от 27.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении руководителя органа ЗАГС г.Анжеро-Судженска Кузбасса Соколова Е.А. - отменить.
Производство по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении руководителя органа ЗАГС г.Анжеро-Судженска Кузбасса Соколовой Е.А. прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения (п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Настоящее решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд непосредственно или через Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: И.В. Южикова