Дело № 12-20/2020
РЕШЕНИЕ
20 января 2020 года г. Мурманск, пр. Ленина, 54
Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Макарова И.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу Левашова И.В. в лице защитника Кудрявцева А.В. на постановление ПУ ФСБ России по Западному Арктическому району от 12.11.2019 года № 2109/2373-19 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего дознавателя отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ по Западному Арктическому району № 2109/2373-19 от 12.11.2019 года должностное лицо – капитан судна <данные изъяты> Левашов И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30.000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Левашов И.В. в лице защитника Кудрявцева А.В. обратился в суд с жалобой, в обоснование указав, что он не считает себя виновным в нарушении правил пересечения Государственной границы, поскольку перед выходом судна <данные изъяты> из порта Мурманск 04 часа 52 минуты в адрес ПУ ФСБ РФ по ЗАР было направлено электронное письмо, в котором имелось приложение с указанием о намерении неоднократного пересечения Государственной границы РФ без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судна) и иных видов контроля, с судовой ролью, планом перехода и списком пассажиров. Однако при отправлении указанного письма в электронном адресе получателя допущена ошибка, в силу чего оно не дошло до адресата. Факт ошибки был обнаружен в 15 часов 36 минут 26.10.2019, учитывая, что в 08 часов 15 минут 26.10.2019 администрацией порта Мурманск было дано разрешение на отход судна. После обнаружения ошибки письмо было отправлено повторно уже на правильный адрес, кроме того, он связался с ПУ ФСБ РФ по ЗАР и удостоверился, что второе письмо было доставлено. Каких-либо требований о прекращении движения судна в его адрес не поступало. В связи с этим движение было продолжено и судно пересекло Государственную границу РФ на выход из территориального моря России 27.10.2019 в координатах <данные изъяты>. На основании изложенного просит отменить постановление, учитывая, что в действиях нет состава административного правонарушения, в то же время учесть, что каких-либо негативных последствий не наступило, что указывает на малозначительность, а также восстановить срок обжалования, поскольку в силу позднего получения жалобы не мог своевременно обратиться с жалобой на постановление.
Левашов И.В. не явился, извещен надлежащим образом.
Защитник Кудрявцев А.В. поддержал доводы жалобы, полагал, что в данном случае со стороны Левашова И.В. не было намерения нарушать требования Закона «О Государственной границе Российской Федерации», напротив, он предпринял все меры для соблюдения правил прохождения. Просил учесть, что ранее Левашов И.В. не привлекался к административной ответственности, какой-либо вред или ущерб отсутствуют, следовательно, можно применить ст. 2.9 КоАП РФ и прекратить за малозначительностью. На иждивении у Левашова И.В. имеется <данные изъяты>, а с учетом количества составленных протоколов и общей суммы наложенных штрафов получается 240.000 рублей, сумма достаточно существенная для семьи. Поддержал ходатайство о восстановлении срока обжалования, поскольку само постановление получено было Левашовым И.В. с запозданием, соответственно, он не мог своевременно совершить все необходимые действия по оформлению и подаче жалобы.
Административный орган извещен, представителя не направил.
С учетом данных о надлежащем уведомлении лиц, участвующих в деле, мнения защитника, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие Левашова И.В. и представителя административного органа, нахожу возможным рассмотреть дело при настоящей явке.
Выслушав защитника, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.
Исходя из ч. 2 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях полагаю обоснованным восстановить срок обжалования.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона указанного правонарушения характеризуется противоправным деянием (действием), выразившимся в нарушении лицами и (или) транспортными средствами правил пересечения Государственной границы РФ; в нарушении лицами и (или) транспортными средствами порядка следования от Государственной границы РФ до пункта пропуска через Государственную границу РФ и в обратном направлении.
Понятие Государственной границы РФ закреплено в статье 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», а в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» внешняя граница территориального моря является Государственной границей РФ.
Непосредственным объектом состава ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением режима Государственной границы РФ, одной из составляющих которого в силу ст. 7 ФЗ «О Государственной границе РФ» является пересечение Государственной границы РФ лицами и транспортными средствами.
В силу части 4 статьи 9 Закона «О Государственной границе Российской Федерации» (далее – Закон), российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с данным Законом, международными договорами РФ, федеральными законами.
Исходя из ч. 1 ст. 9.1 Закона, в случаях, установленных Правительством РФ, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного ч. 7 ст. 9.1 Закона) и иных видов контроля российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
При этом ч. 2 ст. 9.1 Закона четко указывает условия, при которых допускается вышеописанное неоднократное пересечение Государственной границы РФ судами, одним из которых является уведомление пограничных органов о каждом фактическом пересечении Государственной границы, что также указано и в ч. 4 ст. 9.1 Закона.
В силу ч. 5 ст. 11 Закона пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля, которые в соответствии с договорами Российской Федерации с сопредельными государствами могут осуществляться совместно.
Ч. 5 ст. 9.1 Закона указывает, что Правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения на это устанавливаются правительством РФ. Во исполнение указанной нормы принято Постановление Правительства РФ № 341 от 28.03.2019 «Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами Государственной границы РФ на море» (далее – Постановление № 341).
Исходя из пп. «а» п. 1, неоднократное пересечение Государственной границы РФ на море без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля допускается, в частности, при убытии российских судов из российских портов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, территориальном море, ИЭЗ и (или) на континентальном шельфе РФ с последующим прибытием в российские порты.
П. 3 Постановления Правительства № 341 от 28.03.2019 также утвердил Правила уведомления пограничных органов ФСБ о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы РФ на море российскими судами (далее – Правила). Согласно п. 4 Правил, капитаны судов, упомянутых в п. «а» п. 1 Постановления № 341, или судовладельцы или уполномоченные ими лица (в совокупности – заявители), направляют по форме согласно приложению № 1 в адрес пограничного органа не позднее чем за 4 часа до выхода судна из российского порта, из которого планируется убытие судна с намерением осуществлять неоднократное пересечение государственной границы РФ на море, соответствующее уведомление. Согласно п. 8 Правил, пограничный орган в течение часа после получения уведомления должен подтвердить его получение, если же такое подтверждение не поступило, заявитель в течение одного часа после его направления проверяет по телефонной связи получение пограничным органом направленного уведомления.
Как следует из материалов дела, судно проекта <данные изъяты> строительный номер №, под командованием капитана Левашова И.В., судовладелец Российская Федерация, 26.10.2019 в 08 часов 05 минут мск вышло из порта Мурманск для следования в порт Петропавловск-Камчатский с неоднократным пересечением Государственной границы РФ без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операция, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля.
Исходя из вышеизложенных норм, капитан судна обязан был не позднее чем за 4 часа до отхода судна из порта Мурманск уведомить ПУ ФСБ РФ по ЗАР о намерении осуществить неоднократное пересечение государственной границы РФ на море.
Как усматривается из материалов дела в 08 часов 05 минут судно вышло из порта Мурманск. В то же время из распечатки электронных писем следует, что уведомление направлено в 04 часа 52 минуты, однако с указанием неверного электронного адреса получателя <данные изъяты>, вместо правильного <данные изъяты> старшим помощником капитана ФИО1
Соответственно, рассматривать направление уведомления на неверный адрес как выполнение требований вышеприведенных норм, оснований не имеется, поскольку требование о заблаговременности направления (не позднее чем за 4 часа до отхода из порта) не соблюдено, а п. 2 Правил указывает, что уведомление направляется однократно на весь период осуществления деятельности, указанной в уведомлении, в то время как п. 11 и 13 Правил указывают, что о любых изменениях пограничный орган должен уведомляться незамедлительно.
При этом в 15 часов 37 минут мск 26.10.2019 уведомление о неоднократном пересечении судном государственной границы РФ без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля поступило в адрес ПУ ФСБ РФ по ЗАР от судна <данные изъяты> в момент его нахождения в территориальном море РФ. А в 12.04 часов 27.10.2019 судно <данные изъяты> пересекло государственную границу РФ на выход из территориального моря РФ в координатах <данные изъяты> согласно данным «Комплексной интегрированной информационной системы».
Ссылка Левашова И.В. в объяснениях на ошибочность направления уведомления с указанием электронного адреса <данные изъяты>, вместо правильного <данные изъяты> с дальнейшим исправлением ошибки и направлением уведомления правильно после звонка из ПУ ФСБ РФ по ЗАР отнюдь не указывает на отсутствие в бездействии капитана состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАПРФ. Действительно, утреннюю вахту с 04 часов 00 минут мск до 08 часов 00 минут мск 26.10.2019 нес старший помощник ФИО1 а не Левашов И.В., и именно им внесена запись в судовой журнал о направлении уведомления в ПУ ФСБ РФ по ЗАР, а электронное письмо с приложениями в адрес <данные изъяты> направлено в 04 часа 52 минуты мск 26.10.2019 также им. Однако, в силу Кодекса торгового мореплавания РФ, а также договора подряда № 50 от 15.10.2019 Левашов И.В., как капитан судна, принял на себя обязанность управления судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
Именно капитан несет ответственность за выполнение требований законодательства на борту вверенного ему судна, в том числе, в области соблюдения режима Государственной границы РФ. Отсутствие достаточного контроля со стороны Левашова И.В. и привело к нарушению требований Закона и Правил уведомления пограничных органов, учитывая, что, не смотря на рекомендации ПУ ФСБ РФ по ЗАР, Левашов И.В. не вернулся в порт Мурманск и не зашел в любой другой порт РФ, в частности, Архангельск, для соблюдения требований об уведомлении пограничного органа, а продолжил плавание с неоднократным пересечением государственной границы РФ. Действительно, Правила не содержат в себе указания на обязательность выполнения вышеупомянутой рекомендации, но следует учесть, что Левашов И.В. в объяснениях от 28.10.2019 указал, что он посчитал, что выполнение данной рекомендации повлечет дополнительные расходы для собственника судна ООО «1», значит, возможность выполнения рекомендации пограничного органа имелась.
Довод защиты о том, что сам характер плавания судна (перегон из одного порта в другой посредством Северного морского пути) не позволял уклониться от маршрута, учитывая, что в ходе плавания шли фактически испытания нового спасательного судна с привязкой к ледоколу подтверждается материалами дела в части того, что судно <данные изъяты> действительно проходило ходовые испытания при перегоне в порт Петропавловска-Камчатского из порта Мурманск. Однако доказательств того, что капитан обращался к собственнику судна – ООО «1» - по вопросу о допущенной ошибке в направлении уведомления и необходимости возвращения в порт или заходе в иной порт по пути следования, и в его адрес поступал запрет от собственника, материалы дела не содержат.
Событие административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в частности протоколом об административном правонарушении от 29.10.2019 № 2109/2373-19; повесткой о вызове для вынесения постановления; актом осмотра судна от 28.10.2019; судовой ролью; списком пассажиров; договором подряда № 50 от 15.10.2019; объяснительной от 28.10.2019 Левашова И.В.; дополнительной объяснительной от 29.10.2019 Левашова И.В.; заявлениями Левашова И.В. о рассмотрении дел в его отсутствие и направлении документов по адресу его регистрации в г. Санкт-Петербурге; уведомлением от 25.10.2019 в адрес ПУ ФСБ РФ по ЗАР от ФИО2; копией электронного письма от 26.10.2019 в 04 часа 52 минуты; схемой позиционирования судна; копиями электронных писем; копией судового журнала за 21.10-28.10.2019; свидетельством о праве собственности на судно; разрешением № от 24.10.2019; извещением о выдаче разрешения на выход судна из порта № от 25.10.2019; справкой от 27.10.2019.
Статьей 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Полагаю, что в данном случае факт бездействия капитана Левашова И.В. подпадающего под санкцию ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, нашел свое подтверждение. Дело об административном правонарушении рассмотрено полно и всесторонне при правильном определении юридически значимых обстоятельств дела, и надлежащей оценке представленных доказательств.
Статьей 26.2 КоАП РФ определено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2).
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Из представленных материалов дела следует, что в ходе рассмотрения дела, при правовой оценке всех обстоятельств дела и собранных доказательств, должностным лицом не были нарушены требования статьи 26.11 КоАП РФ. Наличие состава административного правонарушения подтверждается материалами дела. Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не истек.
Административным органом при рассмотрении дела оценен довод о малозначительности совершенного правонарушения и применении ст. 2.9 КоАП РФ, и сделан обоснованный вывод о невозможности признания бездействия должностного лица капитана Левашова И.В. малозначительным и позволяющим освободить его от административной ответственности с объявлением устного замечания в силу того, что соблюдение режима Государственной границы РФ является неотъемлемой частью вопроса национальной безопасности государства.
Административное наказание назначено Левашову И.В. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1, 4.2 КоАП РФ, с учетом общих правил назначения наказания, характера совершенного им административного правонарушения, его материального положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Административный штраф определен по минимальному размеру санкции предусмотренной ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ. Оснований для замены штрафа предупреждением не имеется с учетом того, что Левашов И.В. является сотрудником ФБУ «2», не относящегося к субъектам малого или среднего предпринимательства, следовательно, применение ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ невозможно, не смотря на то, что правонарушение совершено впервые. Также и минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией статьи, составляет менее 50.000 рублей, что исключает применение ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, судом не установлено.
При таких обстоятельствах, постановление является законным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление ПУ ФСБ России по Западному Арктическому району от 12.11.2019 года № 2109/2373-19 о привлечении должностного лица – капитана судна <данные изъяты> Левашова И.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставить без изменения, жалобу Левашова И.В. в лице защитника Кудрявцева А.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии решения.
Судья: И.С. Макарова