Дело № 2а-223/2019
УИД 66RS0032-01-2019-000198-87
Решение изготовлено
в окончательной форме
13 мая 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации08 мая 2019 года г. Кировград
Кировградский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Корюковой Е.С.,
при секретаре Нафиковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хабибрахмановой Ю.В. к Администрации Кировградского городского округа о признании незаконным действий по установлению срока отселения жителей многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу и обязании установить новый срок,
УСТАНОВИЛ:
Хабибрахманова Ю.В. обратилась в Кировградский городской суд Свердловской области с административным исковым заявлением к Администрации Кировградского городского округа о признании незаконным действий административного ответчика по установлению срока отселения жителей многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу и обязать ответчика установить срок по отселению жителей указанного дома до 30 сентября 2019 года. В обоснование административного иска указано следующее: Хабибрахманова Ю.В. является собственником 1/3 доли в общей долевой собственности квартиры, площадью ** кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. ****. Другими собственниками указанной квартиры являются: Абросимова Н.Г. и Хабибрахманов К.А., каждый по 1/3 доли в праве общей долевой собственности. Согласно заключению межведомственной комиссии № ** от 26 декабря 2018 года указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации КГО № ** от 28 декабря 2018 года установлен срок отселения граждан, проживающих в доме № ** по ул. **** г. Кировграда Свердловской области до 31 декабря 2023 года. Поскольку дальнейшая эксплуатация указанного дома не допускается и проживание в нём граждан создает реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, полагает установленный срок для расселения граждан неразумным. Просит признать постановление администрации КГО об установлении срока отселения жителей многоквартирного дома № ** по ул. **** г. **** Свердловской области, признанного аварийным и подлежащим сносу, незаконными; обязать ответчика установить срок по отселению жителей указанного дома до 30 сентября 2019 года.
В судебном заседании истец Хабибрахманова Ю.В. и ее представитель Галкин А.А., действующий на основании доверенности, уточнили заявленные требования, просили признать постановление администрации КГО об установлении срока отселения жителей многоквартирного дома № ** по ул. **** г. **** Свердловской области, признанного аварийным и подлежащим сносу, в части установленного срока для отселения граждан до 31.12.2023 года незаконным. На установлении нового срока не настаивают, поскольку такое право принадлежит администрации Кировградского городского округа. Административный истец дополнительно пояснила, что в ее квартире имеется грибок и плесень, с потолка осыпается штукатурка, балки прогнили и могут упасть на детей, так же в квартире холодно, так как есть щели в стенах и окнах. Проживать в данном доме до срока указанного в постановлении, невозможно.
Представитель административного ответчика Администрации Кировградского городского округа Зайцева К.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения уточненных требований, суду пояснила, что действительно, дом, в котором проживает истец, признан аварийным и подлежащим сносу. Но для сноса дома необходимо выполнить определенные мероприятия и соблюсти процедуру, в связи с чем, для этого требуется достаточное много времени и средств. В указанном доме 8 квартир, из которых 5 квартиры находятся в собственности граждан, 3 квартиры предоставлены по найму. Соответственно требуется расселить жильцов, занимающих квартиры по найму и заключить соглашения о выкупе квартир у собственников. Для выкупа требуется провести оценку, на что требуется денежные средства, которые в бюджете не заложены, а так же отсутствуют денежные средства на выкуп квартир. Так же гражданам должно быть предоставлено время для самостоятельного сноса многоквартирного дома либо его реконструкции, требования гражданам еще не направлены. Кроме того, просила учесть, что постановление принято только в декабре 2018 года. При этом в Кировградском городском округе признаны аварийными 47 домов, многие дома еще в худшем состоянии. В данном доме во всех квартирах проживают граждане, он жилой и имеются все коммуникации. Согласно проведенной экспертизе, большая часть конструкций данного дома признана ограниченно работоспособными, доказательств возможности обрушения крыши, нет. С заявлением о предоставлении истцу и ее семье маневренного жилья, она не обращалась.
Суд заслушав стороны, исследовав материалы дела, проанализировав представленные сторонами доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что административный истец Хабибрахманова Ю.В. является собственником 1/3 доли в праве на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: г. ****, а так же зарегистрирована, и проживает в данном жилом помещении.
Согласно заключению межведомственной комиссии № ** от 26.12.2018 года жилой дом № **** признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Кировградского городского округа № ** от 28 декабря 2018 года установлен срок отселения граждан, проживающих в доме № **** Свердловской области до 31 декабря 2023 года.
Административный истец Хабибрахманова Ю.В. с указанным постановлением в части установленного срока расселения граждан не согласилась и обратилась с настоящим административным иском в суд.
Согласно объяснений представителя ответчика, многоквартирный дом за № ** по ул. ****, запланировано снести в срок до 31 декабря 2023 года. Требование о самостоятельном сносе дома или его реконструкции собственникам до настоящего времени не выданы.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Из уточненных требований и пояснений административного истца следует, что административный истец не согласна с затягиванием процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, полагает неразумным срок отселения, который установлен без учета степени аварийности дома, поскольку существует угроза обрушения дома, а так же степень разрушения некоторых конструкций препятствует нормальному проживанию граждан в таком многоквартирном жилом доме.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", в силу пункта 49 которого на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Суд полагает, что административным ответчиком в данном случае не доказана разумность установленного постановлением №1466 от 28.12.2018 года срока отселения и сноса жилого дома, при этом суд учитывает правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в ответе на вопрос N 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, согласно которой определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако, само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Согласно заключения по результатам обследования технического состояния строительных конструкций здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Свердловская область, г. ****, что деревянное здание 1933 года постройки, общее техническое состояние здания принято как аварийное. Фундаменты и несущие стены здания находятся в аварийном состоянии, исчерпали несущую способность и опасны обрушением, физический износ 70%. Пребывание людей внутри здания и в непосредственной близости от него представляется опасным для их жизни и здоровья, необходимо принять меры для расселения жильцов. Учитывая значительный моральный и физический износ здания, низкую энергоэффективность, угрозу внезапного разрушения конструкций здания следует признать его аварийным и подлежащим сносу. Из заключения следует, что установлено выпучивание стен и прогибы, продуваемость и промерзание стен, трещины в венцах и поражение гнилью, перекос дверных и оконных проемов, выпучивание перегородок, трещины в местах сопряжения с другими конструкциями.
Из объяснений административного истца так же следует, что стены промерзают и при ветре, тепло выветривается, с потолка осыпается штукатурка, балки сгнили и провисли, могут обрушиться, на стенах грибок, плесень. Из объяснений представителя административного ответчика следует, что каких-либо мероприятий по поддержанию жилого дома для проживания в нем граждан до момента расселения не запланировано, управляющие компании отказываются брать такой дом на обслуживание.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что помещение, в котором проживает административный истец, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния.
Отсутствие денежных средств на проведение мероприятий по оценке жилых помещений и на выкуп жилья у собственников не являются основанием для установления такого длительного срока для расселения граждан.
Таким образом, суд считает, что административным ответчиком в нарушение части 11, пунктов 3 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказана законность постановления № **** в части установленного срока сноса и отселения граждан из жилого дома № ** по ул. ****, право административного истца на восстановление ее жилищных прав в разумный срок нарушено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Хабибрахмановой Ю.В. к Администрации Кировградского городского округа, удовлетворить.
Признать незаконным Постановление Администрации Кировградского городского округа № ** от 28.12.2018 года о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу в части установления срока сноса дома за № ****Свердловской области и отселения граждан в срок до 31.12.2023 года.
Возложить на административного ответчика Администрацию Кировградского городского округа обязанность устранить нарушение прав административного истца Хабибрахмановой Ю.В., об исполнении данного решения суда сообщить в суд, административному истцу в течение месяца со дня принятия данного решения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд через Кировградский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Е.С. Корюкова