Судья 1-й инстанции: Федоренко Э.Р. Дело № 33а-1731/2022
(№ 2а-2823/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 15 февраля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г.,
судей Кагитиной И.В. и Мостовенко Н.Р.,
при секретаре Козлове В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тореханова Сергея Сергеевича к Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» об оспаривании решения, заинтересованное лицо: администрация г. Симферополя, Муниципальное унитарное предприятие «Железнодорожный Жилсервис», по апелляционной жалобе директора Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» Дерябина И.В. на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 ноября 2021 года, которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г., пояснения представителя Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» Голопапа Е.Ю. поддержавшего доводы жалобы, пояснения Тореханова С.С. просившего отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Тореханов С.С. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным отказ Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» в приобретении стандартного жилья от 18 июня 2021 года и возложить обязанность на административного ответчика устранить допущенные нарушения, путём предоставления права на приобретение стандартного жилья. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что им был предоставлен полный пакет документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 ноября 2021 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным оспариваемое решение и на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Тореханова С.С. о приобретении стандартного жилья.
Директор Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» Дерябин И.В., не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 ноября 2021 года и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что в обязанность Фонда, как лица осуществляющего реализацию стандартного жилья, входит выполнение требования Порядка по заключению договора купли-продажи стандартного жилья с гражданами которые имеют право на его приобретение. Указывает на то, что Фонд не заменяет органы местного самоуправления и не осуществляет проверку, предусмотренную п. 3.8 Порядка, а лишь устанавливает соответствие граждан категории граждан и требованиям Порядка, по которым они были включены в список граждан, на основании предоставленным ими документов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Постановлением администрации г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № Тореханов С.С. признан гражданином, имеющим право на приобретение стандартного жилья, строящегося (построенного) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в безвозмездное пользование Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан и включен в список граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья.
Основание для включения Тореханова С.С. в указанный список послужило: гражданин, имеющий одного ренка и более, при этом возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает тридцати пяти лет.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 34.1 Закона Республики Крым от 06 июля 2015 года N 130-ЗРК/2015 «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым» право на приобретение стандартного жилья, строящегося (построенного) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в безвозмездное пользование Некоммерческой организации «Крымский республиканский Фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, имеют граждане, постоянно проживающие на территории Республики Крым имеющие одного ребенка и более, при этом возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает тридцати пяти лет.
18 июня 2021 года Тореханов С.С. подал на имя директора Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» заявление о приобретении стандартного жилья.
Директором Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» 11 августа 2021 года направлен письмо, в котором указано, что Тореханову С.С. отказано в приобретении стандартного жилья, в связи с тем, что представленные документы не содержат сведения о площади занимаемой Торехановым С.С. квартиры, в связи с чем не представляется возможность проверки его требованиям п.п. 1 п. 2.1 Порядка № 27.
Административным истцом оспаривается законность отказа Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» в приобретении стандартного жилья.
Согласно части 3 статьи 34.1 Закона Республики Крым от 06 июля 2015 года N 130-ЗРК/2015 «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым» порядок и условия приобретения гражданами стандартного жилья, строящегося (построенного) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в безвозмездное пользование Некоммерческой организации «Крымский республиканский Фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определяются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Во исполнение указанной нормы, постановлением Совета министров Республики Крым от 15 февраля 2017 года N 75 «Об утверждении Порядка и условий приобретения гражданами стандартного жилья, строящегося (построенного) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в безвозмездное пользование Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан».
Указанный Порядок устанавливает порядок проверки органами местного самоуправления соответствия граждан-заявителей установленным Законом Республики Крым от 06 июля 2015 года N 130-ЗРК/2015 категориям граждан, формирования органами местного самоуправления списков граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, ведения уполномоченным органом Реестра граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, включенных в такие списки, условий приобретения стандартного жилья.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.1 Порядка, право на приобретение стандартного жилья на территории Республики Крым имеют категории граждан, установленные статьей 34.1 Закона Республики Крым от 06 июля 2015 года N 130-ЗРК/2015, постоянно проживающие и зарегистрированные на территории Республики Крым, если они, применительно к данным обстоятельствам, имеют обеспеченность общей площадью жилых помещений не более 18 кв. м в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи (не более 32 квадратных метров на одиноко проживающего гражданина).
В целях реализации права граждан на приобретение стандартного жилья на территории Республики Крым органы местного самоуправления городских округов, городских поселений, сельских поселений на территории Республики Крым (далее - органы местного самоуправления) проводят проверку соответствия граждан-заявителей и членов их семей установленным категориям граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, и формируют списки граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья (далее - список граждан) (пункт 3.1 Порядка).
Для включения в список граждан граждане подают в орган местного самоуправления по месту постоянной регистрации следующие документы: 1) заявление по форме, приведенной в приложении 1 к настоящему Порядку; 2) документы по перечню, приведенному в приложении 2 к настоящему Порядку (пункт 3.5 Порядка).
Орган местного самоуправления рассматривает заявление, проводит проверку достоверности указанных в заявлении и прилагаемых документах сведений в отношении заявителя, его супруга (супруги), в том числе в случае регистрации по разным адресам, их детей и их родителей, а также проверку граждан-заявителей на соответствие установленным в разделе 2 настоящего Порядка категориям граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, при этом в список граждан включаются заявитель и проживающие совместно с ним супруг (супруга), их дети и родители гражданина-заявителя (пункт 3.8 Порядка).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган местного самоуправления в течение десяти рабочих дней с даты регистрации заявления принимает решение о соответствии или несоответствии гражданина-заявителя категориям граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья (пункт 3.9 Порядка).
В случае соответствия гражданина-заявителя категориям граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, орган местного самоуправления принимает решение о включении такого гражданина и членов его семьи в список граждан (пункт 3.10 Порядка).
Орган местного самоуправления формирует список граждан в порядке очередности, исходя из времени подачи заявлений и требуемых документов, а также с учетом установленного пунктом 2.2 настоящего Порядка преимущественного права граждан на приобретение стандартного жилья (пункт 3.16 Порядка).
В случае если после включения гражданина в список граждан изменились основания, по которым он был включен в данный список, если произошедшие изменения приводят к изменению категории граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, возникновению или утрате преимущественного права на приобретение такого жилья, изменению состава семьи гражданина (за исключением случаев развода супругов или гибели членов семьи), уровня обеспеченности общей площадью жилых помещений гражданина и членов его семьи, влекущему к утрате права на приобретение стандартного жилья, он до реализации своего права на приобретение стандартного жилья информирует об этом орган местного самоуправления и представляет документы, подтверждающие произошедшие изменения (пункт 3.18-1 Порядка).
Исключение гражданина из списка граждан производится на основании решения органа местного самоуправления (пункт 3.19 Порядка).
Из указанных ном следует, что решение о включении гражданина в список или решение об исключении гражданина из списка может принять только орган местного самоуправления, в то время как у Некоммерческой организации «Крымский республиканский Фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» такие полномочия отсутствуют.
При этом, согласно пункту 4.2 Порядка, при обновлении Сводного реестра граждан Фонд проверяет полученные от органов местного самоуправления сведения, в том числе отсутствие гражданина-заявителя и членов его семьи в ранее сформированном Сводном реестре граждан, отсутствие гражданина-заявителя и членов его семьи в числе граждан, реализовавших право на приобретение стандартного жилья, отсутствие гражданина-заявителя и членов его семьи в числе граждан - участников программы «Жилье для российской семьи».
В случае выявления вышеуказанных фактов, Фонд в течение трех рабочих дней с момента выявления таковых направляет в адрес соответствующего органа местного самоуправления информацию о них с целью исключения таких граждан из списков граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья.
Таким образом, в случае выявления несоответствия гражданина требованиям статьи 34.1 Закона Республики Крым от 06 июля 2015 года N 130-ЗРК/2015 «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым» и пункта 2.1 Порядка административный ответчик должен обратиться в орган местного самоуправления с целью исключения таких граждан из списков граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, при этом Фонд не наделён правом принимать решение об отказе в приобретении стандартного жилья.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на положениях норм материального и процессуального права и установленных фактических обстоятельствах дела.
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Респ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 309, 311 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░,
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 17 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>