Дело № 2- 505/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2019 года
Шарьинский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Гуманец О.В.
с участием заместителя Шарьинского межрайонного прокурора Аристовой И.С.
при секретаре Долгодворовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарьинского межрайонного прокурора, обратившегося в интересах Вишнякова А.В. к администрации городского округа город Шарья Костромской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Шарьинский межрайонный прокурор обратился в Шарьинский районный суд Костромской области в интересах Вишнякова А.В. с иском к администрации городского округа город Шарья в котором просит обязать администрацию городского округа город Шарья Костромской области предоставить Вишнякову А.В., "__"____ года рождения, на территории городского округа город Шарья по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учётом установленной нормы предоставления площади жилого помещения, из специализированного жилищного фонда.
В обоснование иска указал, что Вишняков А.В. "__"____ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать В.Т.П. и его отец В.В.М. 25.12.2014 года решением суда были лишены в отношении его родительских прав. В связи с чем, Вишняков А.В. до достижения совершеннолетия находился под опекой В.Р.В.
Разрешение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в соответствии с п.п.14.2 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 №159-ФЗ, имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Согласно положениям абз.2, 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу приведенной нормы Федерального закона основаниями возникновения права на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится достижение 18 летнего возраста.
Вишняков А.В. 20.04.2019 достиг совершеннолетия. В течение достаточно длительного периода времени с 1.09.2018 проживает на территории городского округа город Шарья и планирует и в дальнейшем проживать в указанном муниципальном образовании.
В настоящее время Вишняков А.В. продолжает обучение (с 01.09.2018) в ____ и ввиду отсутствия жилого помещения вынужден проживать у знакомых и у опекуна.
Жилое помещение, в котором зарегистрирован и ранее проживал Вишняков А.В., по адресу: ____, согласно сведениям ЕГРП находится в собственности В.Р.В., являвшейся ранее опекуном Вишнякова А.В., в свою очередь Вишняков прав на данное жилое помещение не имеет и в него не вселялся.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу ч.1 ст.6 Закона Костромской области от 19.12.2005 №348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» данной категории лиц жилые помещения предоставляются по месту их жительства.
Таким образом, единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, федеральным законодательством и законодательством Костромской области названо место жительства этих лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В силу п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В течение достаточно длительного периода времени Вишняков А.В. проживает на территории городского округа город Шарья, планирует и в дальнейшем проживать на территории указанного муниципального образования.
Сведения, представленные регистрирующими органами, свидетельствуют об отсутствии у Вишнякова А.В. и его родителей на праве собственности или ином законном праве жилых помещений, пригодных для проживания.
Администрации городского округа города Шарьи и Зебляковского сельского поселения не предоставляли Вишнякову А.В. и его родителям жилые помещения на основании договора социального или специализированного найма.
Из вышеизложенного следует, что Вишняков А.В. по настоящее время не обеспечен жилым помещением, постоянно обосновался и проживает в г.Шарье, в связи с чем жилое помещение должно быть ему предоставлено на территории городского округа город Шарья.
Согласно информации Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Вишняков А.В. на основании приказа департамента от 11.09.2015 №669 включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В силу ч.1 ст.6 Закона Костромской области от 19.12.2005 №348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 5 октября 2007 года №196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Костромской области от 05.10.2007 №196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области» уполномоченный орган исполнительной власти Костромской области по опеке и попечительству формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи, на основании заявлений и документов, определенных администрацией Костромской области.
В силу положений части 10 статьи 10 Закона Костромской области от 05.10.2007 №196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным статьей 6 Закона Костромской области от 25 декабря 2006 года №98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма».
Согласно ч.2 ст.132 Конституции Российской Федерации и абз.1 ч.2 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003 органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Законом Костромской области от 29.12.2014 №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» установлено, что органы местного самоуправления городских округов наделяются отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. К данным полномочиям относятся формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот, принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров найма жилого помещения на срок пять лет, принятие решений об исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда, а также выявление обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
Указанный Закон вступил в силу с 01.01.2015 года и вводится в действие ежегодно Законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии, если законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусмотрено предоставление субвенций на осуществление органам местного самоуправления переданных настоящим Законом государственных полномочий.
Законом Костромской области от 15 декабря 2017 года № 325-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», вступившим в силу с 01.01.2018 года, в таблице №21 приложения №19, на осуществление органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, предусмотрены соответствующие субвенции, в том числе и для муниципального образования городской округ город Шарья.
На основании изложенного следует, что обязанность осуществления государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа при известных условиях возложена на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Костромской области.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм законодательства Вишняков А.В. имеет право на обеспечение со стороны администрации городского округа город Шарьи жилым помещением из специализированного жилищного фонда на территории городского округа город Шарья по месту фактического проживания - городской округ город Шарья.
Не предоставление Вишнякову А.В. жилого помещения является существенным нарушением его права на получение гарантированного государством для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, вида социальной поддержки, которое требует устранения. Волеизъявление Вишнякова А.В. на предъявление от его имени в суд прокурором иска в защиту жилищных прав подтверждено письменным заявлением.
Не согласившись с исковым требованием, администрация городского округа город Шарья представила возражения, в которых просила в удовлетворении исковых требований Шарьинскому межрайонному прокурору, обратившемуся в интересах Вишнякова А.В. к администрации о предоставлении жилого помещения отказать по следующим основаниям.
В соответствии с подп. 14.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» обеспечение жильём детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с пунктом первым ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно абзацу третьему части 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с частью второй ст. 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Согласно ст.8 Закона Костромской области от 19.12.2005 № 348-ЗКО расходы, предусмотренные данным законом, осуществляются за счет средств областного бюджета. Расходы, указанные в статье 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 года № 348-ЗКО, осуществляются также за счет субсидий, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета. Порядок финансирования расходов, указанных в статье 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 № 348-ЗКО, определяется администрацией области.
Законом Костромской области от 24.12.2018 № 495-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (с изменениями на 01.06.2019) предусмотрены субвенции на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для муниципального образования городской округ город Шарья в размере 12 484,2 тыс. руб. Администрация городского округа город Шарья сможет приобрести жилые помещения в рамках исполнения государственных полномочий только в пределах бюджетных средств, выделенных на такие цели городскому округу город Шарья - в пределах указанных субвенций, то есть в отношении ограниченного числа граждан. Так, согласно расчёту субвенций бюджетам городских округов на осуществление органами местного самоуправления городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, осуществлённому в соответствии с Методикой расчёта, определённой ст. 6 Закона Костромской области от 29.12.2014 года № 620-5-ЗКО, предоставление субвенций городскому округу город Шарья в том объёме, который утверждён Законом Костромской области от 15.12.2017 г. № 325-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2018 год», предполагает приобретение лишь тринадцати квартир лицам указанной категории в рамках исполнения государственных полномочий.
При этом в течение 2015-2018 годов по заявленным исковым требованиям прокурора в интересах детей-сирот Шарьинским районным судом уже был вынесен ряд решений о возложении обязанности на администрацию городского округа город Шарья предоставить жилое помещение лицам указанной категории. Неисполненными остаются вступившие в законную силу решения суда о предоставлении жилых помещений 46 лицам указанной категории.
Таким образом, предусмотренных и выделенных областным бюджетом городскому округу город Шарья на 2019 год денежных средств не хватит даже на исполнение уже вынесенных в 2015-2018 годах решений суда.
Для приобретения 46 квартир согласно вышеуказанной Методике требуется 43 086,3 тыс. рублей, что значительно больше суммы выделенных субвенций. Свободных жилых помещений специализированного жилого фонда для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в оперативном управлении администрации нет.
Администрация считает, что приобретение жилого помещения помимо исполнения уже вступивших в законную силу решений суда потребует привлечения денежных средств, превышающего сумму выделенных субвенций. Поскольку в соответствии со ст. 4 Закона № 620-5-ЗКО дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных образований, является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления, а у администрации отсутствуют собственные финансовые средства для выполнения указанного делегированного полномочия (в бюджете на 2019 год денежных средств на приобретение жилых помещений лицам указанной категории не предусмотрено), оснований для возложения ответственности за выделение денежных средств из бюджета субъекта Российской Федерации на осуществление переданных полномочий на орган местного самоуправления не имеется.
В отзывах на исковое заявление прокурора Департамент финансов Костромской области и департамент по труду и социальной защите населения Костромской области указали, что обеспечение жильем вне зависимости от очередности, ущемляет права и законные интересы иных детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
В судебном заседании заместитель Шарьинского межрайонного прокурора Аристова И.С. заявленное требование поддержала. Просила обязать администрацию городского округа город Шарья предоставить Вишнякову А.В. на территории городского округа город Шарья по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учётом нормы предоставления площади жилого помещения из специализированного жилищного фонда. Исковое требование поддержала по доводам, изложенным в иске.
Дело рассматривалось в отсутствие истца Вишнякова А.В., представителя администрации городского округа город Шарья, просивших о рассмотрении дела без их участия, (л.д.75, 82), а также в отсутствие третьих лиц - Администрации Костромской области, Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, Департамента финансов Костромской области, Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, Департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, извещённых о рассмотрении дела надлежащим образом, просивших о рассмотрении дела без их участия (л.д. 40-43; 47, 51, 55, 64).
В предварительном судебном заседании истец Вишняков А.В. требование прокурора поддержал. Пояснил, что на территории г. Шарья он проживает с 01.09.2018 г. Живет у тёти в п. Ветлужский. Проживание в г. Шарье было связано с его обучением в Шарьинском политехническом техникуме. Он получил профессию сварщика. Со следующего учебного года он намерен продолжить обучение, а в дальнейшем планирует трудоустроиться на территории г. Шарьи.
Представитель ответчика Слепицын И.В. также в предварительном судебном заседании заявил, что администрация городского округа город Шарья не согласна с требованием прокурора, так как Вишняков А.В. зарегистрирован в п. Зебляки. В материалы дела не представлено доказательств, что он проживает на территории г. Шарьи. Полагал, что требования к администрации городского округа город Шарья заявлены необоснованно.
Представил дополнение к возражениям на исковые требования, в которых указал, что по материалам дела А.В.Вишняков зарегистрирован и фактически проживает в ____. Проживание А.В. Вишнякова по указанному адресу подтверждается справкой ОГБПОУ «Шарьинский политехнический техникум».
В материалах дела имеется выписка из ЕГРН, подтверждающая принадлежность жилого дома площадью 67,8 м2 по адресу: ____, кадастровый №__, В.Р.В., "__"____ года рождения. В.Р.В. является бабушкой А.В. Вишнякова, что подтверждается заочным решением Кировского городского суда Ленинградской области от 25 декабря 2014 г. по делу № 2-1128/2014.
Жилой дом по указанному адресу, как следует из письма администрации Зебляковского сельского поселения от 31.05.2019 № 238, непригодным для проживания не признавался, в нём проживают 2 человека: В.Р.В. и А.В. Вишняков. Таким образом, А.В. Вишняков зарегистрирован по месту жительства и проживает в жилом помещении, принадлежащем его близкому родственнику, на территории Шарьинского муниципального района, при этом сведения о том, что он обосновался и проживает на территории городского округа город Шарья, место жительства А.В. Вишнякова находится на территории городского округа город Шарья ничем, кроме заявления А.В. Вишнякова не подтверждаются.
Таким образом, основания для предоставления А.В. Вишнякову жилого помещения на территории городского округа город Шарья отсутствуют.
Выслушав участников, изучив материалы дела, суд считает, что требование прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что действие вышеприведенных положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 1 января 2013 года).
Подобные нормы содержатся в статье 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года № 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 1 января 2013 года), в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05.10.2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области (часть 2).
Как установлено в судебном заседании Вишнякова А.В. "__"____ года рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно информации предоставленной отделом ЗАГС по городскому округу город Шарья и Шарьинскому муниципальному району №519 от 29.05.2019 г. в архиве отдела записи актов гражданского состояния по городскому округу город Шарья и Шарьинскому муниципальному району управления ЗАГС Костромской области имеется запись акта о рождении №__ от "__"____, в соответствии с которой родителями Вишнякова А.В., родившегося "__"____ в ____, являются В.В.М. "__"____ года рождения и В.Т.П. "__"____ года рождения (л.д.14).
Решением Кировского городского суда Ленинградской области от 25.12.2014 года В.Т.П. "__"____ года рождения лишена родительских прав в отношении сына Вишнякова А.В. "__"____ года рождения (л.д.10-11).
Решением Свердловского районного суда г.Костромы от 25.03.2015 года В.В.М. "__"____ года рождения лишен родительских прав в отношении сына Вишнякова А.В. "__"____ года рождения (л.д.9).
Постановлением главы Шарьинского муниципального района Костромской области №555 от 24.10.2006 года опекуном несовершеннолетнего Вишнякова А.В. назначена В.Р.В. (л.д.17).
Приказами МТОСЗН, О и П №6 №145 от 9.06.2011 года и №230 от 9.06.2014 года временная опека В.Р.В. над несовершеннолетним Вишняковым А.В. продлевалась соответственно сначала на три года, а затем до совершеннолетия ребенка (л.д.18, 19).
После лишения родительских прав Вишняковых приказом МТОСЗН, О и П №6 №101-О от 12.05.2015 года над несовершеннолетним Вишняковым А.В. была установлена предварительная опека, а затем приказом №109-О от 1.06.2015 года, постоянная; опекуном была назначена В.Р.В. (л.д.20, 21).
Как установлено в судебном заседании ни Вишняков А.В., ни его родители, не имеют в собственности жилых помещений, а также не являются нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с информацией, представленной управлением по вопросам миграции УМВД России по Костромской области №1572 от 31.05.2019 года: 1) Вишняков А.В. "__"____ года рождения зарегистрирован по месту жительства с 27..07.2011 года по адресу: ____; 2) В.В.М. "__"____ года рождения, уроженец ____, зарегистрирован по месту жительства с "__"____ по адресу: ____; 3) В.Т.П. "__"____ года рождения зарегистрированной по ____ и ____ не значится (л.д.23).
Согласно информации за №238 от 31.05.2019 г., представленной администрацией Зебляковского сельского поселения Вишнякову А.В. - "__"____ г.р., В.В.М. - "__"____ г.р., В.Т.П. - "__"____ г.р. жилые помещения по договорам социального найма или ином законном праве администрацией Зебляковского сельского поселения Шарьинского муниципального района не предоставлялись. Жилой дом, расположенный по адресу: ____ реестре муниципальной собственности Зебляковского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области отсутствует. Данный жилой дом не признан непригодным для проживания. По адресу: ____ на данный момент проживают следующие граждане: Вишняков А.В. - "__"____ г.р.; В.Р.В. - "__"____ г.р. (л.д.22).
В соответствии с информацией за №2291/02-21 от 31.05.2019 года, предоставленной администрацией городского округа город Шарья на основании книги выдачи договоров социального найма следует, что жилое помещение по договору социального найма в период с 2006 года по настоящее время Вишнякову А.В., "__"____ года рождения, В.В.М., "__"____ года рождения, В.Т.П., "__"____ года рождения не предоставлялось.
Жилое помещение по адресу: ____, в реестре муниципального имущества городского округа город Шарья отсутствует.
25.02.2008 года межведомственной комиссией при администрации городского округа город Шарья многоквартирный дом по адресу: ____ признан непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу (л.д.25).
Согласно акту обследования помещения и Заключению межведомственной комиссии №15 от 26.02.2008 года жилой дом по адресу: ____, не пригоден для проживания, аварийный, подлежит сносу (л.д.26, 27).
В соответствии с информацией №93 от 31.05.2019 квартира по адресу: ____, в реестре муниципального имущества городского округа город Шарья Костромской области не числится (л.д.28).
Согласно информации №248 от 04.06.2019 г., представленной администрацией Зебляковского сельского поселения: 1) жилое помещение по адресу: ____ находится в реестре муниципальной собственности Зебляковского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области; 2) жилой дом по адресу ____, на основании акта межведомственной комиссии от 19.02.2016 г. № 1 признан аварийным и подлежащим сносу; 3) по адресу: ____ на данный момент проживают следующие граждане: К.Н.В. -"__"____ г.р.; И.С.А. - "__"____ г.р.; И.В.А. - "__"____ г.р.; И.Р.А.-"__"____ г.р.; И.А.А. - "__"____ г.р. (л.д.31).
Согласно акту обследования помещения и Заключению межведомственной комиссии №1 от 19.02.2016 года жилой дом по адресу: ____ сельского поселения признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.32, 33).
В материалах дела имеется информация от 06.06.2019 года и от 04.06.2019 года, представленная областным государственным бюджетным учреждением «Костромаоблкадастр - областное БТИ» по запросу прокурора, в соответствии с которой по данным учета на 31.12.1998 года: 1) право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ____ ОГБУ «Костромаоблкадастр - Областное БТИ» не обнаружены; 2) сведения о регистрации права собственности на строения, помещения на территории г.Костромы и Костромской области на В.В.М. ("__"____ г.р.) и В.Т.П. ("__"____ г.р.) в ОГБУ «Костромаоблкадастр - областное БТИ» не обнаружены; 3) сведения о регистрации права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ____ ОГБУ «Костромаоблкадастр - областное БТИ» не обнаружены (л.д.66, 67).
В материалы дела представлены уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № КУВИ-001/2019-12513315 от 10.06.2019 года, №КУВИ-001/2019-12970248 от 13.06.2019 года, №КУВИ-001/2019-12970509 от 14.06.2019 года об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений: 1) о правах Вишнякова А.В. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости в Костромской области (л.д.37); 2) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по адресу: ____ (л.д.38); 3) сведений о правах В.Т.П. на имевшиеся (имеющиеся) у неё объекты недвижимости в Костромской области (л.д.39).
В соответствии со справкой-подтверждением №12082 от 28.05.2019 года Вишняков А.В. "__"____ года рождения - действительно обучается в ____ на очной форме обучения по программе профессиональной подготовки по профессии 19906 "Электросварщик ручной сварки" с 01.09.2018 года (приказ о зачислении 53-к от 31.08.2018 года) по настоящее время.
Во время обучения в общежитии не проживает, фактический адрес: ____ (л.д.16).
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 06.06.2019 года жилой дом пор адресу: ____ принадлежит на праве собственности В.Р.В. "__"____ года рождения (л.д.35-36).
В период рассмотрения дела прокурором представлено сообщение ТОНД и ПР Шарьинского и Поназыревского районов № 2-4-12-420 от 25.09.2019 года, о том, что 17.09.2019 года произошел пожар в индивидуальном жилом доме, расположенном по адресу: ____. Сообщение зарегистрировано в Книге регистрации сообщений о преступлении № 45 от 17.09.2019 г. по данному факту проводится проверка. Причины возгорания на данный момент устанавливаются. Расчет процента повреждения объекта не входит в компетенцию ТОНД и ПР Шарьинского и Поназыревского районов. Строение и имущество застраховано собственником жилья в ОАО «Росгосстрах» (л.д.80).
Также представлен фотоматериал с общим видом объекта с места пожара.
Согласно приказу департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области №669 от 11.09.2015 года Вишняков А.В. "__"____ года рождения включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д.13).
То, что Вишняков А.В. проживает на территории городского округа город Шарья также подтверждается свидетельскими показаниями, не доверять которым у суда оснований не имеется.
Так свидетель В.Г.В. показала, что Вишняков А.В. приходится ей родственником, проживает у неё. Как он начал учиться в техникуме, стал проживать у неё, так как из Зебляков ему далеко ездить. Он живёт у неё с сентября 2018 года. И в настоящее время он проживает у свидетеля. Он здесь учится и работает.
Свидетель С.С.А. пояснила, что она знает Вишнякова А.В.. Ей известно, что он учился в Шарье, сейчас он здесь работает. Живёт с сентября 2018 г. Живёт у тёти Гали (была до неё женщина). И сейчас живёт у неё.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что местом проживания Вишнякова А.В. является городской округ город Шарья.
То, что Вишняков А.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в предоставлении жилого помещения, ответчиком не оспаривалось.
В силу пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Законом Костромской области от 29 декабря 2014 года № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (часть 1 статьи 3 Закона).
В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Закона Костромской области государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя: формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет; принятие решений об исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений по окончании пятилетнего срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; выявление в установленном администрацией Костромской области обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятии решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.
Согласно статье 10 Закона Костромской области от 29 декабря 2014 года № 620-5-ЗКО настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года и вводится в действие ежегодно законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии, если законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусмотрено предоставление субвенций на осуществление органам местного самоуправления переданных настоящим Законом государственных полномочий.
В соответствии с Законом Костромской области № 620-5-ЗКО от 29 декабря 2014 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (в редакции Закона Костромской области от 15.12.2017 N 329-6-ЗКО), обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области.
Таким образом, реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) в Костромской области возложена на органы местного самоуправления по месту жительства указанных лиц и, следовательно, именно на администрации городского округа город Шарья лежит обязанность предоставить Вишнякову А.В. жилое помещение, отвечающее всем установленным требованиям.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления и не являются предметом рассмотрения по настоящему делу.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Учитывая, что ни положения данного Федерального закона, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности, жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Шарьинского межрайонного прокурора, обратившегося в интересах Вишнякова А.В., удовлетворить.
Обязать муниципальное образование - городской округ город Шарья в лице администрации городского округа город Шарья Костромской области предоставить Вишнякову А.В., "__"____ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учётом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа город Шарья Костромской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Гуманец
Решение вступило в законную силу __________.