ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
91RS0012-01-2020-005694-55 |
№2-2350/2020 |
г. Симферополь |
Судья: Захарова Е.П. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 марта 2021 года №33-2943/2021
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Курской А.Г.
судей Беляевской О.Я., Романовой Л.В.
при секретаре Мазуровой К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Керчи в интересах Фуковой Анны Владимировны к администрации города Керчи Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение,
по апелляционной жалобе администрации города Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 14 декабря 2020 года,
Заслушав доклад судьи Курской А.Г., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
у с т а н о в и л а:
24 ноября 2020 года заместитель прокурора г. Керчи обратился в Керченский городской суд Республики Крым в интересах Фуковой А.В. с исковым заявлением о возложении на администрацию г. Керчи Республики Крым обязанности предоставить жилое помещение.
Исковые требования мотивированы тем, что истец Фукова А.В. является лицом из числа детей, лишённых родительского попечения, постановлением администрации города Керчи от 09.03.2017 г. № включена в список на обеспечение жилым помещением, однако, обязательства по обеспечению истца жильём ответчиком не исполнены.
Согласно информации администрации города Керчи Республики Крым жильё Фуковой А.В. будет предоставлено в порядке очерёдности.
У Фуковой А.В. по состоянию на 16.11.2020 г. номер очереди по списку среди детей-сирот - 72.
Однако заместитель прокурора указывал, что требования законодательства не ставят на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников.
В законодательстве отсутствуют указания на предоставление жилья в порядке очерёдности лиц равной категории.
На основании изложенного, прокурор просил обязать администрацию города Керчи Республики Крым предоставить Фуковой Анне Владимировне благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв.м., общей площади жилого помещения.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 14 декабря 2020 года исковые требования заместителя прокурора города Керчи в интересах Фуковой Анны Владимировны удовлетворены.
Суд обязал администрацию города Керчи Республики Крым предоставить Фуковой Анне Владимировне, 21 декабря 2001 года рождения, благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв.м., общей площади жилого помещения.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, представитель администрацию города Керчи Республики Крым – Волкова Е.В., 21 января 2021 года подала апелляционную жалобу, в которой просила оспариваемый судебный акт отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В доводах апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения не применил нормы, подлежащие применению, судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для данного дела, кроме того, судом неверно истолкованы нормы материального права, что привело к принятию противоречивого решения.
Кроме того, заявитель указывает, что как выделенных денежных средств, так и предусмотренных денежных средств администрацией города Керчи Республики Крым, крайне недостаточно для незамедлительного обеспечения жилыми помещениями граждан данной категории.
Вместе с тем, заявитель обращает внимание суда на то, что согласно законодательства Российской федерации на администрацию города Керчи Республики Крым возлагается обязанность по предоставлению благоустроенного жилья только за счёт средств, предоставляемых местным бюджетом субвенций из соответствующих бюджетов на выполнение делегированных полномочий.
Согласно пп. "в" п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" на официальных сайтах судов в сети Интернет размещены актуальные сведения о делах, находящихся на рассмотрении в соответствующих судах, о движении дел, о судебных заседаниях, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 указанного федерального закона, в целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), могут создаваться пункты подключения к сети "Интернет".
Учитывая, что движение данного дела отражалось на сайте Верховного Суда Республики Крым в установленном законом порядке, лица участвующие в деле не были лишены возможности отслеживать движение дела либо посредством собственных телекоммуникационных устройств с подключением к сети "Интернет" (персональный компьютер, мобильный телефон с выходом в "Интернет"), либо в местах доступных для пользователей информацией.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился прокурор Ислямова М.В., в интересах Фуковой А.В., которая полагала, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и просила апелляционную жалобу отклонить.
Иные участники по делу в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены, заявлений об отложении дела в суд не направляли, о причинах неявки своих представителей не сообщили.
Администрация г. Керчи Республики Крым получила судебное уведомление о месте и времени судебного заседания 15.03.2021 г. на 24.03.2021 г.
Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Республики Крым почтовую корреспонденцию получило 10.03.2021 г. о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции 24.03.2021 г.
На основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
В соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы.
Согласно п. 2 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, проверив в соответствии со ст.ст. 327, 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы представителя администрации города Керчи Республики Крым – Волковой Е.В., возражения на апелляционную жалобу, заслушав пояснения прокурора, в интересах истца Фуковой А.В., исследовав имеющиеся в деле доказательства, считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, по таким основаниям.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, соответствует изложенным требованиям.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела допущено не было.
В силу статьи 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, а материалами дела подтверждено, что решением исполнительного комитета Керченского городского совета от 27.01.2012 г. №, несовершеннолетней Фуковой Анне Владимировне, 21 декабря 2001 года рождения, присвоен статус «ребенок, лишенный родительского попечения» (л.д. 8)
Постановлением администрации города Керчи от 09.03.2017 г. №-п Фукова А.В. включена составом семьи 1 человек в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями (л.д. 7).
Из сообщения администрации г. Керчи Республики Крым от 11.11.2020 г. следует, что на указанную дату Фуковой А.В. благоустроенное жилое помещение не предоставлено, у Фуковой А.В. номер очереди по списку среди детей-сирот - 72 (л.д. 18).
В собственности недвижимого имущества у Фуковой А.В. не имеется, также отсутствует имущество по договору социального найма, что материалами дела не опровергается.
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком документе они ни были закреплены - в конституции, отраслевых законах, в других нормативных или локальных правовых актах.
Как следует из смысла ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК Российской Федерации - жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Поскольку Фукова А.В. является ребенком, лишенным родительского попечения, на неё распространяется действие Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».Согласно ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» разрешение вопросов местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», п. 6 ч. 1 ст. 8, п. 12 ч. 1 ст. 10, п. 6 ч. 1 ст. 48 Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, утвержденного решением 4 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 05.11.2014 №, обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях граждан жилыми помещениями, предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования отнесено к вопросам местного значения и является полномочием Администрации города Керчи Республики Крым.
Согласно п. 1 и п.9 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, до достижения ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниями и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняются за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Сведений о выделении, закреплении, передачи в собственность жилых помещений Фуковой А.В., суду первой инстанции не представлено и такие доказательства не содержатся в материалах дела.
Также отсутствуют сведения о получения истцом какого-либо жилого помещения в порядке наследства, дарения.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к выводу, что Фукова А.В. имеет законное право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Республики Крым №-ЗРК/2014 «Об обеспечении помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и их числа в Республике Крым», в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Республики Крым «Об обеспечении помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и их числа в Республике Крым», список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства, на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
В соответствии со ст. 9 Закона Республики Крым «Об обеспечении помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и их числа в Республике Крым», наделены органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Разделом третьим Жилищного Кодекса РФ урегулирован вопрос предоставления жилых помещений по договорам социального найма, разделом четвертым вопросы, связанные с предоставлением жилья специализированного жилищного фонда.
Согласно п. п. 8 ч.1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениями специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В пунктах 1-2 ст. 109.1 ЖК РФ установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.6 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п.1 настоящей статьи составляет пять лет.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым «Об обеспечении помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и их числа в Республике Крым», жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиях соответствующего населенного пункта, по норме предоставления 33 кв.м., общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проанализировав вышеуказанные нормы закона, исследовав материалы дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что доводы администрации гор. Керчи Республики Крым, изложенные в возражениях на исковое заявление, не имеют правового значения для правильного разрешения спора, так как именно администрация города Керчи Республики Крым, в рамках предоставленных ей полномочий, обязана предоставить истцу, имеющему статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилое помещение для проживания, при этом законодатель не ставит реализацию указанного права в зависимость от очередности лица в списке детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении. Поскольку до настоящего времени указанное обязательство ответчиком не выполнено, чем нарушены законные права истца, указанные права подлежат восстановлению в судебном порядке путем удовлетворения рассматриваемых исковых требований.
При этом, суд первой инстанции правильно указал на обязанность администрации г. Керчи Республики Крым предоставить истцу жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв.м., благоустроенное применительно к условия населённого пункта г.Керчи Республики Крым (п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым «Об обеспечении помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и их числа в Республике Крым»).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, проверив правоотношения сторон, доводы апелляционной жалобы, полагает, что суд первой инстанции, проанализировав положения действующих нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения на день рассмотрения дела в суде, постановил законное, обоснованное и справедливое решение по существу спора.
Проверяя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает их необоснованными по таким основаниям.
Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод истца. Право детей-сирот на обеспечение жильем гарантировано законодательством РФ и не должно ставить детей-сирот в положение неопределенности, из-за невыполнения органами местного самоуправления своих должностных и функциональных обязанностей.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 14 декабря 2020 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу администрации города Керчи Республики Крым оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи