Производство № 2-293/2024.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.Город Вичуга, Ивановской области. 02.07.2024 год.
Вичугский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Беззубова В.Н. с участием:
представителя истца – заместителя Вичугского межрайонного прокурора Шевелева К.Н.,
представителей ответчиков: администрации городского округа Вичуга Ивановской области Виноградовой И.А., Белянкиной Л.В., Домостроевой Е.В., МБОУ СОШ № 17 городского округа Вичуга Рыжовой Т.Г.,
при секретаре судебного заседания Петуховой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вичугского межрайонного прокурора, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Вичуга Ивановской области, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 17 городского округа Вичуга, об установлении обязанности произвести ремонт здания,
УСТАНОВИЛ:
Вичугский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации городского округа Вичуга Ивановской области (администрация), Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 17 городского округа (МБОУ СОШ № 17, учреждение), об установлении обязанности произвести капитальный ремонт занимаемого учреждением здания по адресу: Ивановская область, г. Вичуга, ул. Ленинградская, д. 48.
Иск мотивирован тем, что Вичугской межрайонной прокуратурой проведена проверка состояния здания МБОУ СОШ № 17, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об образовании и о содержании зданий. Здание школы расположено по адресу: Ивановская обл., г. Вичуга, ул. Ленинградская, д. 48, его собственником является городской округ Вичуга, оно передано на праве оперативного управления МБОУ СОШ № 17. По состоянию на 07.07.2022 года ООО «Верхне-Волжская инвестиционно-строительная компания» подготовлена проектная документация на капитальный ремонт здания школы. Согласно акту осмотра в здании необходимо провести работы по ремонту фасада, крыльца, кровли, системы водоснабжения, водоотведения, отопления, вентиляции, электроснабжения, заменить систему пожаротушения, выполнить другие работы.
Уставом МБОУ СОШ № 17 определено, что учреждение является некоммерческой организацией, учредитель – администрация городского округа Вичуга Ивановской области, финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в виде субсидии на выполнение муниципального задания, субсидий (субвенций) на иные цели из соответствующего бюджета.
В связи с не проведением ремонта здания школы создаётся угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. По причине не выделения достаточных средств на ремонт здания со стороны учредителя – администрации городского округа Вичуга имеет место не выполнение обязанностей, которые предусмотрены законодательством об образовании и органах местного самоуправления.
С учетом изменения исковых требований прокурор просил обязать администрацию городского округа Вичуга, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 городского округа Вичуга, в срок до 01.12.2026 года провести капитальный ремонт здания общеобразовательной школы городского округа Вичуга, расположенного по адресу: Ивановская обл., г. Вичуга, ул. Ленинградская, д. 48, а именно: ремонтфундамента, цоколя и отмостки, ремонт кровли, ремонт потолков и полов, ремонт окон, дверей (входных и внутренних) здания, ремонт входных групп, лестниц и крылец, провести внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы, ремонт фасадов, ремонт системы отопления; ремонт системы вентиляции, ремонт систем горячего и холодного водоснабжения, ремонт системы канализации, провести электромонтажные работы, заменить систему пожаротушения.
Представитель истца – заместитель Вичугского межрайонного прокурора Шевелев К.Н. иск поддержал по изложенным в нем основаниям с учетом его уточнения 02.07.2024 года.
Представитель ответчика – администрации городского округа Вичуга Ивановской области Виноградова И.А. сообщила, что администрация признает необходимость проведения капитального ремонта здания МБОУ СОШ № 17 городского округа Вичуга. В 2022 году в целях проведения такого ремонта была разработана проектно-сметная документация, согласно которой стоимость работ по капитальному ремонту здания составила 75 миллионов рублей. Финансирование мероприятий по ремонту возможно только в случае, если школа будет включена в федеральную программу «Модернизация школьных систем образования». В 2023 году школа в указанную программу не попала, ранее составленная смета расходов на капитальный ремонт утратила актуальность и была откорректирована в сторону увеличения. В настоящее время сметные расходы на капитальный ремонт здания составляют 84 миллиона рублей. Новая смета расходов в настоящее время проходит государственную экспертизу, до 01.06.2024 года планируется подача новой заявки на включение школы в дополнительный отбор в федеральную программу по ремонту здания на 2025 год. Согласно этой федеральной программе для ремонта здания школ выделяется до 125 миллионов рублей. Ремонт здания МБОУ СОШ № 17 укладывается в эту сумму, однако включение школы в эту программу не гарантировано. В случае включения в программу ремонт здания школы будет выполнен в 2025 году. Собственных средств на ремонт школы у администрации городского округа Вичуга недостаточно.
Представитель ответчика – администрации городского округа Вичуга Ивановской области Белянкина Л.В. сообщила, что при удовлетворении иска прокурора и включения МБОУ СОШ № 17 в школы в федеральную программу «Модернизация школьных систем образования», ремонт здания школы может быть выполнен до 01.12.2026 года.
Представитель ответчика - МБОУ СОШ № 17 Рыжова Т.Г. сообщила, что полностью согласна с пояснениями представителя администрации городского округа Вичуга, школа заинтересована в производстве капитального ремонта занимаемого здания по адресу: г. Вичуга, ул. Ленинградская, д. 48.
Представитель третьего лица – Правительства Ивановской области в соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв на иск, в котором сообщил, что как следует из иска, по итогам проверки состояния здания МБОУ СОШ № 17 прокурором выявлены нарушения законодательства об образовании и о содержании зданий, прокурор просил обязать ответчиков провести капитальный ремонт здания с перечислением в иске конкретных действий. Правительство Ивановской области указано в иске в качестве третьего лица, поскольку истец полагает, что на выполнение работ по капитальному ремонту здания средств в муниципальном бюджете будет недостаточно. Однако учредителем МБОУ СОШ № 17 является администрация городского округа Вичуга, эта же администрация является собственником здания школы и главным распорядителем бюджетных средств, которые выделяются на содержание учреждения. Понуждение администрации городского округа Вичуга к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств соответствующего бюджета, предусмотренных на содержание подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений. Представитель третьего лица решение суда оставил на усмотрение суда.
Представители третьих лиц: Департамента образования и науки Ивановской области и Комитета по управлению имуществом городского округа Вичуга при надлежащем извещении в судебное заседание не прибыли, в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. Ответчик – администрация городского округа Вичуга Ивановской области (ОГРН 1023700507896) находится по адресу: Ивановская обл., г. Вичуга, ул. 50 лет Октября, д. 15. Ответчик – МБОУ СОШ № 17 городского округа Вичуга, ОГРН 1023700509018, находится по адресу: Ивановская обл., г. Вичуга, ул. Ленинградская, д. 48 (л.д. 130-131).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, по адресу: Ивановская обл., г. Вичуга, ул. Ленинградская, д. 48, находится нежилое двухэтажное здание школы № 17, кадастровый номер 37:23:050311:33, год постройки 1926, имеющее площадь 2095 кв.м. Нежилое здание находится в собственности городского округа Вичуга. Здание предоставлено в оперативное управление МБОУ СОШ № 17 г. Вичуга, о чем 23.12.2007 года составлена запись о государственной регистрации (л.д. 31-34).
Статьями 210, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
На основании части 1 статьи 296 ГК РФ, учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьей 28 Устава городского округа Вичуга, принятого решением Вичугской городской Думы Ивановской области от 31.03.2006 года № 29 установлено, что администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Ивановской области.
Администрация городского округа Вичуга является органом местного самоуправления в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2002 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Соответственно на данный орган возложена обязанность по исполнению обязательств, предусмотренных п. 13 ч. 1 ст. 16, п. 3 ч. 1 ст. 17 этого Федерального закона, в том числе по финансированию требуемых прокурором мероприятий.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Устав МБОУ СОШ № 17 утвержден постановлением администрации городского округа Вичуга от 19.12.2016 г. № 1391, и содержит в себе следующие положения: учреждение является бюджетным, относится к типу образовательных (п. 1.2.); учредителем учреждения является администрация городского округа Вичуга (п. 1.4.); функции и полномочия собственника имущества учреждения от имени городского округа Вичуга осуществляет комитет по управлению имуществом городского округа Вичуга (п. 1.6.); учреждение являются юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1.8.); учреждение является некоммерческой организацией. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в виде субсидии н выполнение муниципального задания, субсидий (субвенций) на иные цели из соответствующего бюджета (п. 1.11.); основной целью деятельности учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования (л.д. 2.2.); для выполнения уставных целей учреждение имеет право в порядке, установленном законодательством РФ: заключать договоры с юридическими и физическими лицами, не противоречащие законодательству РФ, а также целям и предмету деятельности учреждения (п. 3.1.); учреждение обязано: обеспечить своим работникам безопасные условия труда и нести ответственность в порядке, установленном законодательством РФ, за ущерб, причиненных их здоровью и трудоспособности; создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников учреждения (п. 3.3.); учреждение в отношении имущества, находящегося у него на праве оперативного управления, обеспечивает его бухгалтерский учет, инвентаризацию, сохранность и несет бремя расходов на его содержание (п. 8.7.).
Обязанность образовательной организации обеспечить права обучающихся и своих работников на сохранение их жизни и здоровья, закреплена в Федеральном законе от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а именно: одним из принципов государственной политики в сфере образования является приоритет жизни и здоровья человека (статья 3); образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы (ст. 28); обучающимся предоставляется право на охрану жизни и здоровья, которая включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 41). Названные обязанности также закреплены в других положениях приведенного Федерального закона.
Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Частью 1 статьи 5 этого Федерального закона установлено, что безопасность зданий обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений их параметров и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла.
Статьей 7 названного Федерального закона определено, что строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: - разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; - разрушения всего здания, сооружения или их части; - деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; - повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
В силу части 1 статьи 38 названного Федерального закона, безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Совместным приказом Министерства Просвещения РФ № 15 и Министерства строительства и ЖКХ № 25/пр от 19.01.2022 года утверждена программа «Модернизация систем образования». Целью этой Программы является приведение в нормативное техническое состояние не менее 7300 зданий (обособленных помещений) общеобразовательных организаций, в том числе по годам: в 2022 - 2023 годах - совокупно не менее 3000 зданий; в 2024 году - не менее 1500 зданий; в 2025 году - не менее 1500 зданий; в 2026 году - не менее 1300 зданий. Достижение указанной цели Программы реализуется путем проведения капитального ремонта зданий региональных (муниципальных) общеобразовательных организаций, их оснащения средствами обучения и воспитания, соответствующими современным условиям обучения, а также реализации ряда инфраструктурных и организационных мероприятий. При этом софинансированию из федерального бюджета в рамках Программы подлежат работы, включенные в следующий укрупненный перечень работ:
1. Ремонт фундамента, цоколя и отмостки. 2. Ремонт кровли. 3. Ремонт потолков, междуэтажных перекрытий и полов. 4. Ремонт окон, дверей (входных и внутренних) и ворот учебных зданий. 5. Ремонт входных групп, лестниц и крылец. 6. Внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы. 7. Ремонт фасадов. 8. Ремонт системы отопления. 9. Ремонт системы вентиляции. 10. Ремонт системы горячего и холодного водоснабжения. 11. Ремонт системы канализации. 12. Электромонтажные работы. 13. Ремонт слаботочных сетей. 14. Ремонт систем пожаротушения.
Материалами дела и пояснениями участников судебного разбирательства подтверждается, что нежилому зданию МБОУ СОШ № 17 требуется проведение ремонтных работ, то есть собственником здания и названной образовательной организацией не в полной мере обеспечено надлежащее содержание имущества, а также безопасность обучающихся и работников учреждения.
Так, согласно справке визуального осмотра здания МБОУ СОШ № 17, проведенного инженером по надзору за строительством БГУ «Агентство капитального строительства Ивановской области», ремонт необходим в отношении таких конструктивных элементов здания как кровля, фасад, отмостка, окна и двери, внутренний водопровод, производственная и хозяйственно-бытовая канализация, система отопления, система вентиляции, электропроводка (л.д. 13-14).
По сведениям, представленным ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в г. Вичуге, Вичугском, Родниковском и Лухском районах, 23.03.2024 года проведена совместная выездная проверка с целью осмотра здания МБОУ СОШ № 17. При осмотре установлены нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, что выразилось в наличии на стенах многочисленных разрушений штукатурки и отслоения отделочных материалов, следов протечек, трещин, налетов темного цвета, имеющихся очагов плесени и следов ржавых пятен, других повреждений (л.д. 15).
По информации начальника отдела НД и ПР г.о. Вичуга, Вичугского, Родниковского и Лухского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Ивановской области, 25.03.2024 года проведено обследование здания МБОУ СОШ № 17, установлены нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности, в том числе: система противопожарной защиты не обеспечивает автоматическую разблокировку въездных ворот, не обеспечено проведение ежегодных испытаний средств обеспечения пожарной безопасности, на объекте не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, не соответствуют установленным значениям размеры наружной пожарной лестницы, частично отсутствуют дымовые извещатели автоматической пожарной сигнализации, некоторые помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, а также многочисленные другие нарушения (л.д. 16-19).
Из представленного истцом Акта осмотра, проведенного комиссией с участием заведующей хозяйственным отделом МКУ ФМЦ Новожиловой Т.П., рабочего по обслуживанию и ремонту здания МБОУ СОШ № 17 Чугунова В.А., заместителя директора по УВР Барановой О.В., имеется необходимость ремонта следующих конструктивных элементов здания МБОУ СОШ № 17 городского округа Вичуга: частично фундамента, цоколя и отмостки; кровли, потолков, полов, окон, дверей (входных и внутренних), входных групп, лестниц и крылец, фасадов. Также необходимо провести внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы, выполнить ремонт систем отопления, вентиляции, горячего и холодного водоснабжения, канализации, ремонт слаботочных цепей, системы пожаротушения, выполнить электромонтажные работы (л.д. 181-208).
Сложившейся ситуацией, тем, что не проведен требуемый ремонт здания МБОУ СОШ № 17, нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе лиц, обучающихся в школе и работников учреждения. В соответствии со статьей 12 ГК РФ, защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Доводы представителя Правительства Ивановской области о том, что понуждение администрации городского округа Вичуга к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств соответствующего бюджета, предусмотренных на содержание подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, основанием для отказа в удовлетворении иска не являются. В рассматриваемом случае имеются и подлежат устранению нарушения прав неопределенного круга лиц. Способы устранения таких нарушений, в том числе источники финансирования, ответчики вправе избирать самостоятельно.
В целях защиты прав неопределенного круга лиц, следует обязать ответчиков провести капитальный ремонт здания общеобразовательной школы городского округа Вичуга, расположенного по адресу: Ивановская обл., г. Вичуга, ул. Ленинградская, д. 48, в указанных в иске объёмах.
Согласно статье 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд учитывает правовые позиции сторон, принимает во внимание, что производство ремонта требует соблюдения административных и иных процедур, является длительным по времени. Поэтому ответчикам для исполнения настоящего решения следует предоставить срок до 01.12.2026 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Вичугского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать администрацию городского округа Вичуга и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 городского округа Вичуга, в срок до 01.12.2026 года провести капитальный ремонт здания общеобразовательной школы городского округа Вичуга, расположенного по адресу: Ивановская обл., г. Вичуга, ул. Ленинградская, д. 48, а именно: ремонт фундамента, цоколя и отмостки, ремонт кровли, ремонт потолков и полов, ремонт окон, дверей (входных и внутренних) здания, ремонт входных групп, лестниц и крылец, провести внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы, ремонт фасадов, ремонт системы отопления, ремонт системы вентиляции, ремонт систем горячего и холодного водоснабжения, ремонт системы канализации, провести электромонтажные работы, заменить систему пожаротушения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме (05.07.2024 года).
Судья В.Н. Беззубов.