Дело № 2а-4364/2019
УИД 39RS0001-01-2019-005280-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2019 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе
председательствующего судьи Пичуриной О.С.
при секретаре Ружниковой Н.В.
с участием представителей административного истца Ремесло Ж.Ф., Пащенко А.В., представителя административного ответчика Коноваловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Нотариальной палаты Калининградской области к административному ответчику Управлению Министерства Юстиции РФ по Калининградской области об оспаривании предупреждения,
УСТАНОВИЛ:
Нотариальная палата Калининградской области обратилась в суд с данным административным иском, указав, что 1 августа 2019 года Нотариальной палатой Калининградской области (далее Палата) получено предупреждение от 1 августа 2019 года Управления Министерства юстиции по Калининградской области (далее Управление) № 39/04-2925 о нарушении Палатой подпункта 3 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", выразившемся в том, что Палата не допустила представителей Управления для участия в проводимом заседании Общего (внеочередного) собрания членов Палаты, которое состоялось 1 августа 2019 года в 10:00 в гостинице "Турист" по адресу: г. Калининград, ул. А. Невского, д. 53, по вопросу рассмотрения заявления Ивановой А.А. о выдаче ей рекомендации для наделения ее полномочиями нотариуса в Гурьевском нотариальном округе Калининградской области. Также в предупреждении Управления установлено требование представить документы, подтверждающие устранение и недопущение впредь выявленных нарушений, в течение месяца с момента получения предупреждения, в случае неисполнения законного предписания Управление оставляет за собой право привлечь Палату и должностное лицо к административной ответственности. Считает вынесенное предупреждение Управления незаконным, вынесенным с превышением полномочий, неисполнимым по тем основаниям, что 1 августа 2019 года состоялось заседание высшего органа управления Палаты - общее (внеочередное) собрание членов Палаты с повесткой дня - рассмотрение заявлений членов Палаты Галкиной П.Д., Рудобелец B.C., Фоминой О.С., Ивановой А.А., на которое представители Управления Палатой не приглашались и которые о своем намерении участвовать в работе собрания Палату не уведомляли. Управление неверно трактует норму подпункта 3 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О коммерческих организациях", полагая, что заседание высшего органа управления некоммерческой организации является мероприятием, проводимым организацией, для участия в котором Управление имеет право направлять представителей в рамках осуществления контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и законодательству Российской Федерации. Полагает, что заседание собрания как органа управления Палаты не является мероприятием, проводимым некоммерческой организацией, для участия в котором Управление имеет право направлять представителей в рамках осуществления контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и законодательству Российской Федерации. Собранием является совместное присутствие членов коллектива для обсуждения, решения каких-либо вопросов. Совместное обсуждение/решение членами Палаты вопросов на Собрании не тождественно осуществлению Палатой как юридическим лицом - некоммерческой организацией деятельности, контроль за соответствием которой уставным целям и законодательству Российской Федерации вправе осуществлять Управление в пределах предоставленных законом полномочий. Заседание высшего органа управления Палаты (равно как и заседания иных органов Палаты) не является мероприятием, для участия в котором Управление имеет право направлять представителей в рамках осуществления контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и законодательству Российской Федерации; участие в иных мероприятиях Палаты представители Управления могут принимать по приглашению некоммерческой организации либо с информированием ее об этом; федеральным законодательством не установлена обязанность Палаты приглашать представителей Управления на заседания органов управления организации; федеральным законодательством не установлена обязанность Палаты допускать на заседания органов управления организации представителей Управления, не приглашенных некоммерческой организацией. Предупреждение содержит указание Палате в течение месяца представить в Управление документы, подтверждающие устранение и недопущение впредь выявленных нарушений, а также предупреждение о том, что в случае неисполнения предписания Управление оставляет за собой право привлечь организацию (юридическое лицо и должностное лицо) к ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ. Вместе с тем, Палатой не допущено нарушений; допустить представителей Управления для участия в состоявшемся 1 августа 2019 года заседании Общего (внеочередного) собрания членов Палаты невозможно. Каких-либо иных предписаний предупреждение не содержит. Просит признать предупреждение Управления от 01.08.2019 № 39/04-2925, вынесенное в отношении Нотариальной палаты Калининградской области незаконным, возложить на Управление судебные расходы за предъявление настоящего административного искового заявления.
В судебном заседании представитель административного истца президент Палаты Ремесло Ж.Ф. требования поддержала, пояснила, что основанием для участия в мероприятии некоммерческой организации является получение территориальным органом сообщения о проведении мероприятия от некоммерческих организаций, органов государственной власти или средств массовой информации. Иных оснований для начала процедуры по направлению на мероприятие некоммерческих организаций не имеется, так же ни в одном законодательном акте не указано на то, что у Управления Министерства юстиции по Калининградской области есть полномочие проверять законность проведения собраний некоммерческой организации. Просила требования удовлетворить.
Представитель административного истца по доверенности Пащенко А.В. в судебном заседании требования поддержал, пояснил, что сотрудники Управления Министерства Юстиции РФ по Калининградской области могли присутствовать на заседании собрания Палаты только по приглашению Нотариальной палаты. Считает, что административным ответчиком был нарушен административный регламент, на основании которого у Управления отсутствовали мотивы для участия в мероприятии. Само предупреждение является не выполнимым, вынесено не правомерно. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика по доверенности Коновалова Е.А. в судебном заседании с требованиями не согласилась, пояснила, что Управление Министерства Юстиции РФ по Калининградской области не нарушило права Нотариальной палаты, действовало в рамках регламента, в котором не установлен перечень вопросов, когда именно Управление имеет право присутствовать. Неприсутствие на данном собрании нарушает проведение контрольных мероприятий. На мероприятие Управление пригласила Иванова, член Нотариальной палаты. В письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что Управлением 31.07.2019 в 17:15 получено заявление от члена Палаты Ивановой А.А. по вопросу предстоящего Общего собрания Палаты 1.08.2019, в повестку которого включен вопрос о выдаче рекомендации для наделения полномочиями нотариуса, в котором предлагалось рассмотреть возможность присутствия на указанном мероприятии представителя Управления. Специалистом одела по делам некоммерческих организаций Коноваловой Е.А. подготовлена служебная записка с указанием наименования некоммерческой организации, цели, даты и места проведения мероприятия, которая согласована с начальником Управления, после чего по телефонной связи предпринимались попытки информирования Палаты. Передать сообщение не удалось, в связи с чем Управлением принято решение вручить уведомление непосредственно перед заседанием собрания. 1.08.2019 сотрудники Управления Коновалова Е.А. и Тутаев А.А. в 9:45 совершили попытку войти в зал заседаний с целью вручения уведомления, однако сотрудник Палаты Пащенко А.В. препятствовал этому. Сотрудники Управления были вынуждены уехать, о чем составлена служебная записка. Указанные действия Палаты послужили основанием для вынесения оспариваемого предупреждения. При этом заседание Общего собрания происходило в общедоступном месте и не носило закрытого характера. Полагают доводы истца противоречащими требованиям российского законодательства, предъявляемым к порядку деятельности некоммерческих организаций, а также противоречат основополагающим принципам осуществления контроля за их деятельностью органом, уполномоченным на осуществление данной государственной функции. Необходимость посещения вышеуказанного мероприятия обусловлена тем обстоятельством, что Палатой нарушались требования российского законодательства по порядку выдачи рекомендаций лицам, желающим принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса, на основании чего Управлением вынесено предупреждение 17.10.2018 №39/04-4115. Имеющееся в данном предупреждении указание касательно подтверждения устранения нарушения и его недопущения предполагало получение от Палаты письменного сообщения об устранении допущенного нарушения (рассмотрения вопроса о выдаче Ивановой А.А. рекомендации) и о соблюдении впредь норм российского законодательства. В установленный в предупреждении срок Палатой не было представлено подтверждение устранения указанных в нем нарушений и недопущения их впредь и с учетом поступившего от Ивановой А.А. обращения, Управлению следовало присутствовать на данном мероприятии. Правомерность и обоснованность присутствия сотрудников Управления на данном мероприятии подтверждается тем фактом, что Иванова А.А. решением конкурсной комиссии от 20.06.2019 признана победителем в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса в Гурьевском нотариальном округе Калининградской области. Для наделения Ивановой А.А. полномочиями нотариуса требуется рекомендация Палаты. До настоящего времени официальной позиции Палаты о выдаче Ивановой А.А. рекомендации либо об отказе в выдаче рекомендации в Управление не поступало. Противоправное уклонение Палаты от выполнения требований федерального законодательства существенным образом препятствует реализации Управлением государственных функций как в сфере контроля за деятельностью некоммерческих организаций, так в сфере наделения на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени РФ. В дополнениях к возражениям указали, что спорная ситуация стала следствием противоправной деятельности Палаты, выразившейся в рассмотрении вопроса о выдаче рекомендаций для принятия участия в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса после истечения срока, необходимого для представления рекомендаций в конкурсную комиссию, передаче Правлением Палаты на заседании от 11.07.2019 своих полномочий по выдаче рекомендаций лицам, желающим принять участие в конкурсе Общему собранию Палаты и рассмотрении Общим собранием Палаты 1.08.2019 вопроса об отказе в выдаче Ивановой А.А. рекомендации для наделения ее полномочиями нотариуса. Просит в иске отказать.
Выслушав участников процесса, обозрев материалы данного административного дела, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями обязанность доказывания нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, соблюдены ли сроки обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом из материалов административного дела установлено, что 31.07.2019 в 17:15 в адрес начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области от Ивановой А.А. поступило заявление (вх. № 5031) об информировании о том, что 1.08.2019 в 10:00 по адресу: г. Калининград, ул. А. Невского, д. 53, в конференц-зале гостиницы «Турист» состоится заседание Общего собрания Нотариальной палаты Калининградской области, в повестку которого включен вопрос о рассмотрении заявления о выдаче рекомендации о наделении ее полномочиями нотариуса как победителя соответствующего конкурса. Учитывая, что данная рекомендация является одним из оснований для издания Управлением приказа о наделении ее полномочиями нотариуса, предлагалось рассмотреть вопрос о возможности присутствия на указанном мероприятии представителя Управления. В этот же день заместителем начальника отдела по делам некоммерческих организаций Е.А. Коноваловой на имя начальника Управления подана служебная записка о получении 31.07.2019 в 17:15 за входящим номером 5031 заявления Ивановой А.А. На служебной записке имеется резолюция об участии Тутаев А. и Коноваловой Е.
31.07.2019 в 17:30 заместителем начальника отдела по делам некоммерческих организаций Управления Коноваловой Е.А. на номера телефонов президента Нотариальной палаты Калининградской области Ремесло Ж.Ф. осуществлялись звонки с цель уведомления о посещении Общего собрания Нотариальной палаты Калининградской области 1.08.2019 в 10:00 сотрудниками Управления - начальником отела по делам некоммерческих организаций Тутаевым А.А. и его заместителем Коноваловой Е.А. Результат, указанный в телефонограмме, - сообщение передать не удалось по причине того, что вызываемый абонент не отвечает по номерам телефонов (67 32 81, 67 33 59, 33 90 27). За исходящим номером 39/04-2872 от 31.07.2019 президенту Нотариальной палаты Калининградской области Ремесло Ж.Ф. подготовлено письменное уведомление о посещении мероприятия. Прибыв на общее собрание Нотариальной палаты Калининградской области 1.08.2019 в 9:45 сотрудники Управления не были допущены на собрание.
1.08.2019 Президенту Нотариальной Палаты Калининградской области Ж.Ф. Ремесло Управлением Министерства юстиции РФ по Калининградской области вынесено предупреждение № 39/04-2925 за нарушение подпункта 3 пункта 5 статьи 32 Закона № 7-ФЗ, выразившееся в том, что Нотариальная палата не допустила представителей Управления для участия в проводимом заседании Общего собрания Нотариальной палаты, которое состоялось 01.08.2019 в 10:00 в гостинице «Турист» по адресу: г. Калининград, ул. А. Невского, д. 53 по вопросу рассмотрения заявления Ивановой А.А. о выдаче ей рекомендации для наделения ее полномочиями нотариуса в Гурьевском нотариальном округе Калининградской области. С целью устранения нарушений федерального законодательства Палате необходимо представить в Управление документы, подтверждающие устранение и недопущение впредь выявленных нарушений, в течение месяца с момента получения данного предупреждения. В случае неисполнения законного предписания Управление оставляет за собой право привлечь Палату (юридическое и должностное лицо) к ответственности в соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. п. 3 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях.
В соответствии с п. п. 5 п. 5 ст. 32 указанного закона, в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
Порядок осуществления центральным аппаратом и территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации (далее - центральный аппарат, территориальные органы) контроля за деятельностью некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций установлен административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 N 456.
В силу п. 3 указанного административного регламента предметом контроля за деятельностью некоммерческих организаций осуществляемого центральным аппаратом (территориальными органами), является соответствие деятельности некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.
В отношении некоммерческой организации центральный аппарат (территориальный орган) вправе направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях (п. 6).
Исполнение государственной функции включает в себя различные административные процедуры, в том числе участие в мероприятиях некоммерческих организаций (п. 26).
Последовательность административных действий при участии должностных лиц центрального аппарата (территориальных органов) в мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями (далее - мероприятие), включает в себя: получение информации о проведении мероприятия и принятие решения об участии в нем; посещение мероприятия; оформление итогов посещения мероприятия; принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер при выявлении нарушений в деятельности некоммерческой организации.
Основанием (критерием) для начала исполнения административной процедуры по участию в мероприятиях некоммерческих организаций является получение центральным аппаратом (территориальным органом) сообщения (информации) о проведении мероприятия от некоммерческих организаций, органов государственной власти или из средств массовой информации.
Сообщение, поступившее в центральный аппарат (территориальный орган), регистрируется и передается специалисту, направляемому для участия в мероприятии.
Специалист готовит служебную записку с указанием наименования некоммерческой организации, а также цели, даты и места проведения мероприятия и направляет ее директору Департамента по делам некоммерческих организаций (начальнику (заместителю начальника) территориального органа). В случае согласия директора Департамента по делам некоммерческих организаций (начальника (заместителя начальника) территориального органа) со служебной запиской специалист информирует некоммерческую организацию о своем участии посредством телефонной или факсимильной связи, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или по электронной почте. Действие совершается в день согласования служебной записки (п. 70-73).
Так, в п. 71 Административного регламента перечислены основания для начала исполнения административной процедуры по участию в мероприятиях некоммерческих организаций - получение центральным аппаратом (территориальным органом) сообщения (информации) о проведении мероприятия от некоммерческих организаций, органов государственной власти или из средств массовой информации.
В данном случае информация о собрании поступила от члена Палаты Ивановой А.А. в заявлении от 31.07.2019. Управлением было принято решение о необходимости участия его сотрудников в Общем собрании Палаты.
Согласно п. 2 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 N 705, задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Административным регламентом предусмотрено информирование некоммерческой организации о своем участии посредством телефонной или факсимильной связи, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или по электронной почте в день согласования служебной записки. В данном случае информирование как таковое произведено не было в день согласования служебной записки. В адрес Нотариальной палаты совершались телефонные звонки за пределами ее рабочего времени, однако информация до Нотариальной палаты соответствующим образом доведена не была. При том, что административным регламентом предусмотрено несколько способов информирования некоммерческой организации об участии в мероприятии, в том числе по электронной почте, по факсу. Из чего следует, что информирование должно осуществляться любым из перечисленных способов. Положений об обязательном участии представителей территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации при проведении общих собраний некоммерческих организаций Административный регламент не содержит.
Непосредственное взаимодействие территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации с некоммерческими организациями рекомендуется осуществлять в формах участия в мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями по их приглашению согласно п.п. «в» п. 7 Методических рекомендаций по вопросам взаимодействия территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации с некоммерческими организациями, утвержденных Приказом Минюста РФ от 06.09.2011 N 309.
Ранее в адрес Президента Нотариальной палаты Калининградской области Ремесло Ж.Ф. Управлением выносилось предупреждение 17.10.2018 № 39/04-4115 за нарушение п. 2 ст. 14 закона 7-ФЗ, положений ст. 30 и 31 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1, а также требований п. 1.2 и 4.3.14 Устава Нотариальной палаты, выразившиеся в том, что Нотариальной палатой не соблюдаются правовые нормы пункта 3.1 Положения о порядке выдачи нотариальными палатами субъектов РФ рекомендаций лицам, желающим принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденного решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 18-19 августа 2011 г. В части сроков, обеспечивающих представление рекомендаций в конкурсную комиссию, а именно в том, что решение о выдаче рекомендаций лицам, желающим принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса Гурьевского нотариального округа Калининградской области принято Правлением Нотариальной палаты 11.10.2018, после окончания приема Управлением заявлений указанных лиц.
15.11.2018 Нотариальной Палатой Калининградской области начальнику Управления направлено письмо на вышеуказанное предупреждение.
Учитывая, что предметом контроля за деятельностью некоммерческих организаций территориальными органами является соответствие деятельности некоммерческих организаций законодательству Российской Федерации, при этом ранее в адрес Нотариальной палаты выносилось предупреждение в связи с несоблюдением порядка выдачи рекомендации, сотрудники Управления вправе были присутствовать на общем собрании с соблюдением процедуры, определенной Административным регламентом.
Таким образом, учитывая, что некоммерческая организация не была проинформирована об участии представителей территориального органа Министерства юстиции в общем собрании, при этом приглашения об участии в общем собрании от самой некоммерческой организации не поступало, в связи с чем оснований для вынесения предупреждения не имелось и вынесенное предупреждение нельзя признать законным.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В этой связи, с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Нотариальной палаты Калининградской области удовлетворить.
Признать незаконным предупреждение Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Калининградской области № 39/04-2925 от 1.08.2019, вынесенное в отношении Нотариальной палаты Калининградской области.
Взыскать с Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Калининградской области в пользу Нотариальной палаты Калининградской области судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Окончательное решение изготовлено 30 декабря 2019 г.
Судья Пичурина О.С.