Решение по делу № 33-12108/2024 от 20.09.2024

Судья – Чикулаева И.Б.

Дело № 33-12108/2024, 2-720/2024

УИД 59RS0004-01-2023-006574-45

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Владыкиной О.В.,

судей Петуховой Е.В., Заривчацкой Т.А.,

при секретаре Дьяковой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 14.10.2024 гражданское дело по иску Жданова Константина Валерьевича к муниципальному образованию «город Пермь» в лице администрации города Перми о взыскании компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, судебных расходов,

по апелляционной жалобе администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 17.07.2024.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Владыкиной О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Жданов К.В. обратился в суд с уточненным иском (л.д. 35-36 т.2) к муниципальному образованию город Пермь в лице администрации города Перми о взыскании компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: ****, в размере 145 400 рублей, судебных расходов по оплате государственной пошлины – 300 рублей, услуг представителя – 25000 рублей, услуг оценщика – 15000 рублей.

Указал, что в связи с признанием дома № ** по ул. **** аварийным и подлежащим сносу, между М., Тиуновой И.И., Т. (долевыми собственниками квартиры) и ответчиком заключен договор от 28.09.2021 об изъятии долей в праве собственности на аварийную квартиру № ** в названном. В качестве выкупной цены согласована сумма 1624 778 рублей, которая не включала в себя компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт.

Жданов К.В. по договору цессии от 02.11.2023 приобрел у Тиуновой И.И. право требования невыплаченной компенсации за непроизведенный капитальный ремонт пропорционально 1/2 ее доли в праве собственности на квартиру по адресу: ****.

Размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт определен на основании заключения судебной экспертизы.

Ответчик иск не признал.

Судом первой инстанции постановлено об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

С апелляционной жалобой обратился ответчик, указав на незаконность взыскания в пользу истца компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

В судебном заседании стороны участие не принимали. Судебная коллегия в порядке ст. 167, 327 ГПК РФ нашла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Договором от 28.09.2021 между муниципальным образованием город Пермь и М. (1/8 доли в праве), Тиуновой И.И. (1/2 доли в праве), Т. (1/8 доли в праве) у последних изъята аварийная квартира по адресу: ****, с выплатой возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 1624 778 рублей, согласно отчету об оценке ЧПО О. от 19.07.2021 № ** (л.д. 16 т.1).

Согласно договору, выкупная цена 1624 778 рублей включает в себя: 1321 875 рублей - рыночную стоимость изымаемой 5/8 доли на жилое помещение, 49 703 рублей – убытки, 3 200 рублей – стоимость изготовления справки, 250000 рублей стоимость жилого помещения (1/8 доля в праве собственности) на договора –купли продажи (л.д. 16 т.1).

По договору цессии от 02.11.2023 к Жданову К.В. от Тиуновой И.И. перешло право требования компенсации за непроизведенный капитальный ремонт пропорционально 1/2 ее доли в праве собственности на квартиру по адресу: ****, цена уступки права составила 10 000 рублей (л.д. 9 т.1).

К участию в деле привлечены долевые собственники спорной квартиры (л.д. 1 т.1).

Истец оспаривает взыскание в пользу ответчика компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Исходя из Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, статьи 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», части 1 статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что возложение обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на орган местного самоуправления, уполномоченный на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать от имени муниципального образования в качестве собственника жилого муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (то есть на бывшего наймодателя), возможно лишь в том случае, если:

до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но

капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и

при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств местного бюджета.

Таким образом, возложение обязанности по капитальному ремонту многоквартирного дома в полном объеме на бывшего наймодателя, то есть орган местного самоуправления, возможно только в том случае, если к моменту приватизации первой квартиры в многоквартирном доме данный дом уже требовал проведения капитального ремонта, не был проведен, что привело к утрате несущей способности конструкций дома.

Многоквартирный дом 1953 года постройки (л.д. 125 т.1), дата первой приватизации 26.05.2008 (л.д. 141 т. 1).

Названный дом является сборно-щитовым (наружные капитальные стены) на бутовых столбах (фундамент) – л.д. 125-126 т. 1.

Из заключения эксперта в рамках судебной экспертизы следует, что многоквартирный дом по адресу: **** относится к 5 группе зданий долговечностью 30 лет, это означает, что выборочный капитальный ремонт должен производиться 1 раз в 6 лет, комплексный капитальный ремонт не предусмотрен (л.д. 227-228 т.1).

Аналогичные выводы приводит эксперт ЧПО Б. (л.д. 40,41 т. 1).

С учетом отнесения многоквартирного дома к 5 группе зданий по сроку службы 30 лет (здания сборно-щитовые), срок службы дома истек в 1983 году (1953 + 30 лет). Истечение срока службы многоквартирного дома, как и признание его аварийным, не предполагает дальнейшего проведения капитального ремонта, поскольку он подлежит расселению и сносу, что соответствует смыслу части 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, для спорного сборно-щитового дома не предусмотрено проведение комплексного капитального ремонта. 30-летний срок службы дома истек в 1983 году, после чего, по истечении 25 лет к моменту первой приватизации (2008 год), проведение капитального ремонта не требовалось.

Следует отметить, что право собственности истца на спорную квартиру возникло в 2008 году (л.д. 12-13 т.1), намного позже относительно даты 1983 год (истечение срока службы дома). Право собственности иных долевых собственников на спорную квартиру возникло в более поздний период с 2012 по 2018 годы (л.д. 12,13 т. 1).

Судебная коллегия исходит из того, что в целях расселения жителей многоквартирного дома используются бюджетные денежные средства и их целевое расходование должно быть законным и обоснованным. К моменту первой приватизации 30-летний срок службы дома давно истек, капитальный ремонт уже не требовался. В этой связи судебная коллегия находит возможным апелляционную жалобу удовлетворить, признав незаконным требование о взыскании компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт, что соответствует правовой позиции вышестоящей судебной инстанции (определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции № 88-428/2023 от 12.01.2023).

Судебная коллегия принимает во внимание и то обстоятельство, что право на получение суммы за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в размере 145 400 рублей долевой собственник уступила за 10000 рублей (л.д. 9 т. 1).

С учетом изложенного, непредусмотрения проведения комплексного капитального ремонта для сборно-щитового дома со сроком эксплуатации 30 лет, отсутствии оснований для проведения капремонта после 1983 года (истечение срока эксплуатации дома), возникновении у долевого собственника права собственности в 2008 году, по истечение 25 лет после окончания срока эксплуатации дома (1983 год), не подлежали удовлетворению требования истца (по договору цессии) о взыскании с муниципального образования компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в размере 145 400 рублей, судебных расходов по оплате государственной пошлины – 300 рублей, услуг представителя – 25000 рублей, услуг оценщика – 15000 рублей

Руководствуясь ст. 199, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 17.07.2024 отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования Жданова Константина Валерьевича к муниципальному образованию «город Пермь» в лице администрации города Перми о взыскании компенсации за непроизведенный капитальный ремонт оставить без удовлетворения.

(мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.10.2024)

Председательствующий судья: подпись

Судьи: подписи

Судья – Чикулаева И.Б.

Дело № 33-12108/2024, 2-720/2024

УИД 59RS0004-01-2023-006574-45

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Владыкиной О.В.,

судей Петуховой Е.В., Заривчацкой Т.А.,

при секретаре Дьяковой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 14.10.2024 гражданское дело по иску Жданова Константина Валерьевича к муниципальному образованию «город Пермь» в лице администрации города Перми о взыскании компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, судебных расходов,

по апелляционной жалобе администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 17.07.2024.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Владыкиной О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Жданов К.В. обратился в суд с уточненным иском (л.д. 35-36 т.2) к муниципальному образованию город Пермь в лице администрации города Перми о взыскании компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: ****, в размере 145 400 рублей, судебных расходов по оплате государственной пошлины – 300 рублей, услуг представителя – 25000 рублей, услуг оценщика – 15000 рублей.

Указал, что в связи с признанием дома № ** по ул. **** аварийным и подлежащим сносу, между М., Тиуновой И.И., Т. (долевыми собственниками квартиры) и ответчиком заключен договор от 28.09.2021 об изъятии долей в праве собственности на аварийную квартиру № ** в названном. В качестве выкупной цены согласована сумма 1624 778 рублей, которая не включала в себя компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт.

Жданов К.В. по договору цессии от 02.11.2023 приобрел у Тиуновой И.И. право требования невыплаченной компенсации за непроизведенный капитальный ремонт пропорционально 1/2 ее доли в праве собственности на квартиру по адресу: ****.

Размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт определен на основании заключения судебной экспертизы.

Ответчик иск не признал.

Судом первой инстанции постановлено об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

С апелляционной жалобой обратился ответчик, указав на незаконность взыскания в пользу истца компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

В судебном заседании стороны участие не принимали. Судебная коллегия в порядке ст. 167, 327 ГПК РФ нашла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Договором от 28.09.2021 между муниципальным образованием город Пермь и М. (1/8 доли в праве), Тиуновой И.И. (1/2 доли в праве), Т. (1/8 доли в праве) у последних изъята аварийная квартира по адресу: ****, с выплатой возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 1624 778 рублей, согласно отчету об оценке ЧПО О. от 19.07.2021 № ** (л.д. 16 т.1).

Согласно договору, выкупная цена 1624 778 рублей включает в себя: 1321 875 рублей - рыночную стоимость изымаемой 5/8 доли на жилое помещение, 49 703 рублей – убытки, 3 200 рублей – стоимость изготовления справки, 250000 рублей стоимость жилого помещения (1/8 доля в праве собственности) на договора –купли продажи (л.д. 16 т.1).

По договору цессии от 02.11.2023 к Жданову К.В. от Тиуновой И.И. перешло право требования компенсации за непроизведенный капитальный ремонт пропорционально 1/2 ее доли в праве собственности на квартиру по адресу: ****, цена уступки права составила 10 000 рублей (л.д. 9 т.1).

К участию в деле привлечены долевые собственники спорной квартиры (л.д. 1 т.1).

Истец оспаривает взыскание в пользу ответчика компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Исходя из Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, статьи 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», части 1 статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что возложение обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на орган местного самоуправления, уполномоченный на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать от имени муниципального образования в качестве собственника жилого муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (то есть на бывшего наймодателя), возможно лишь в том случае, если:

до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но

капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и

при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств местного бюджета.

Таким образом, возложение обязанности по капитальному ремонту многоквартирного дома в полном объеме на бывшего наймодателя, то есть орган местного самоуправления, возможно только в том случае, если к моменту приватизации первой квартиры в многоквартирном доме данный дом уже требовал проведения капитального ремонта, не был проведен, что привело к утрате несущей способности конструкций дома.

Многоквартирный дом 1953 года постройки (л.д. 125 т.1), дата первой приватизации 26.05.2008 (л.д. 141 т. 1).

Названный дом является сборно-щитовым (наружные капитальные стены) на бутовых столбах (фундамент) – л.д. 125-126 т. 1.

Из заключения эксперта в рамках судебной экспертизы следует, что многоквартирный дом по адресу: **** относится к 5 группе зданий долговечностью 30 лет, это означает, что выборочный капитальный ремонт должен производиться 1 раз в 6 лет, комплексный капитальный ремонт не предусмотрен (л.д. 227-228 т.1).

Аналогичные выводы приводит эксперт ЧПО Б. (л.д. 40,41 т. 1).

С учетом отнесения многоквартирного дома к 5 группе зданий по сроку службы 30 лет (здания сборно-щитовые), срок службы дома истек в 1983 году (1953 + 30 лет). Истечение срока службы многоквартирного дома, как и признание его аварийным, не предполагает дальнейшего проведения капитального ремонта, поскольку он подлежит расселению и сносу, что соответствует смыслу части 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, для спорного сборно-щитового дома не предусмотрено проведение комплексного капитального ремонта. 30-летний срок службы дома истек в 1983 году, после чего, по истечении 25 лет к моменту первой приватизации (2008 год), проведение капитального ремонта не требовалось.

Следует отметить, что право собственности истца на спорную квартиру возникло в 2008 году (л.д. 12-13 т.1), намного позже относительно даты 1983 год (истечение срока службы дома). Право собственности иных долевых собственников на спорную квартиру возникло в более поздний период с 2012 по 2018 годы (л.д. 12,13 т. 1).

Судебная коллегия исходит из того, что в целях расселения жителей многоквартирного дома используются бюджетные денежные средства и их целевое расходование должно быть законным и обоснованным. К моменту первой приватизации 30-летний срок службы дома давно истек, капитальный ремонт уже не требовался. В этой связи судебная коллегия находит возможным апелляционную жалобу удовлетворить, признав незаконным требование о взыскании компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт, что соответствует правовой позиции вышестоящей судебной инстанции (определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции № 88-428/2023 от 12.01.2023).

Судебная коллегия принимает во внимание и то обстоятельство, что право на получение суммы за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в размере 145 400 рублей долевой собственник уступила за 10000 рублей (л.д. 9 т. 1).

С учетом изложенного, непредусмотрения проведения комплексного капитального ремонта для сборно-щитового дома со сроком эксплуатации 30 лет, отсутствии оснований для проведения капремонта после 1983 года (истечение срока эксплуатации дома), возникновении у долевого собственника права собственности в 2008 году, по истечение 25 лет после окончания срока эксплуатации дома (1983 год), не подлежали удовлетворению требования истца (по договору цессии) о взыскании с муниципального образования компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в размере 145 400 рублей, судебных расходов по оплате государственной пошлины – 300 рублей, услуг представителя – 25000 рублей, услуг оценщика – 15000 рублей

Руководствуясь ст. 199, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 17.07.2024 отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования Жданова Константина Валерьевича к муниципальному образованию «город Пермь» в лице администрации города Перми о взыскании компенсации за непроизведенный капитальный ремонт оставить без удовлетворения.

(мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.10.2024)

Председательствующий судья: подпись

Судьи: подписи

33-12108/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Жданов Константин Валерьевич
Ответчики
Администрация города Перми
Другие
Якупов Эдуард Альбертович
Управление жилищных отношений администрации г. Перми
Кордемский Сергей Валерьевич
Мхеян Арпине Мишаевна
Мхеян Овсеп Аветикович
Тиунова Ирина Ибрагимовна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Владыкина Ольга Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
20.09.2024Передача дела судье
14.10.2024Судебное заседание
16.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2024Передано в экспедицию
14.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее