Дело № 2-1167/2023 Председательствующий Белхароев Т.А.
Апелляционное определение № 33-1273/2023
10 октября 2023 г. г. Магас
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Кориговой М.А.,
судей Горокаевой Х.А. и Плиевой И.М.,
при секретаре судебного заседания Дзаитове Н.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гамурзиева Хусена Султановича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о возложении обязанности поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом даты подачи заявления и взыскании расходов на оплату услуг представителя по апелляционной жалобе ответчика на решение Магасского районного суда от 5 апреля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Плиевой И.М., судебная коллегия
установила:
Гамурзиев Х.С. обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в период с августа 1995 года по декабрь 2017 года он проходил службу в органах внутренних дел. 11 февраля 2013 г., имея стаж службы 26 лет 10 месяцев 4 дня, обратился в МВД по Республике Ингушетия с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В январе 2023 г. он обратился в МВД по Республике Ингушетия с заявлением с просьбой сообщить о результатах рассмотрения его заявления, по результатам рассмотрения которого ему выдана выписка из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии № 47, согласно которой он принят на учет 11 июня 2014 г. Ссылаясь на нарушение срока рассмотрения его рапорта и ненаправление ему в установленный срок решения жилищно-бытовой комиссии, просит обязать МВД по Республике Ингушетия поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом подачи заявления, но не позднее 11 апреля 2013 г. и взыскать с МВД по Республике Ингушетия в его пользу расходы на оплату услуг представителя в размере 30000 руб.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель ответчика, считая требования истца необоснованными, просил применить последствия пропуска срока исковой давности и отказать в удовлетворении иска.
Решением Магасского районного суда от 5 апреля 2023 г. исковое заявление удовлетворено частично.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ставит вопрос об отмене указанного решения, ссылаясь на пропуск истцом срока исковой давности и неисследование судом фактических обстоятельств, связанных с уведомлением истца о принятом жилищно-бытовой комиссией решении. Кроме того, представитель ответчика ссылается на то, что нарушение срока рассмотрения заявления истца о принятии на учет не влечет нарушение его прав, поскольку единая очередь лиц принятых на учет сформирована по дате подачи заявления и дате утверждения решения комиссии для чего законом срок не установлен.
Истец Гамурзиев Х.С. представитель МВД по Республике Ингушетия, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя истца Гетагазовой Ф.М., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела не допущено нарушений такого характера.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учёт в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Частью 4 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Судом первой инстанции установлено, что истец Гамурзиев Х.С., имея стаж службы в органах внутренних дел более 10 лет, 11 февраля 2013 г. обратился в МВД по Республике Ингушетия с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам МВД по Республике Ингушетия, оформленным протоколом № 47, истец принят на учет 11 июня 2014 г.
Разрешая спор, руководствуясь положениями ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, оценив представленные сторонами письменные доказательства, установив, что заявление истца о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, поданное на имя министра внутренних дел Республики Ингушетия 11 февраля 2013 г. с приложением документов, предусмотренных п. 5 Правил, рассмотрено с нарушением срока, предусмотренного п. 15 Правил, и истец принят на учет с даты принятия жилищно-бытовой комиссией решения от 11 июня 2014 г., суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований, т.к. решение по заявлению истца о принятии на учет принято по истечении значительного срока и в адрес истца в соответствии с п. 18 Правил не направлено.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда правомерным, поскольку он основан на правильном применении норм материального права и согласуется с установленными судом фактическими обстоятельствами дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее – Правила).
Согласно п. 5 Правил (действовавших в период подачи истцом рапорта) принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные социальные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи, копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении; копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы; копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации).
В соответствии с п. 10 Правил для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам.
В силу п. 15 и п. 17 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии сотрудников на учет для получения единовременной выплаты оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа. Заверенная в установленном порядке копия правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется в уполномоченное подразделение в недельный срок с даты принятия соответствующего решения.
Как усматривается из материалов дела, заявление истца о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты подано в МВД по Республике Ингушетия 11 февраля 2013 г. с приложением документов, предусмотренных п. 5 Правил и рассмотрено жилищно-бытовой комиссией 11 июня 2014 г. с нарушением срока, предусмотренного п. 15 Правил.
Факт подачи 11 февраля 2013 г. Гамурзиевым Х.С. в МВД по Республике Ингушетия рапорта с приложением документов, предусмотренных п. 5 Правил, ответчиком не оспаривается.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец принят на учет спустя 1 год и 4 месяца со дня подачи заявления, судебная коллегия находит обоснованными доводы истца о нарушении его прав и интересов.
Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности обоснованно признаны судом несостоятельными, поскольку материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о направлении в адрес истца в недельный срок, предусмотренный п. 18 Правил, заверенной в установленном порядке копии выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с чем он не мог знать о нарушенном праве.
В соответствии с п. 4 Правил единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
В силу подп. «в» п. 14 Правил одной из функций комиссии является принятие решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета.
Сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления (п. 20 Правил).
Согласно п. 25 Правил уполномоченное подразделение формирует и ведет базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной выплаты, а также снятых с такого учета, на основании информации, представляемой органами вместе с копиями правовых актов, указанных в п. 17 настоящих Правил. Информация, содержащаяся в базе данных, представляется ежегодно в Министерство финансов Российской Федерации.
Для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Из содержания приведенных норм права с учетом положений п. 10 Правил следует, что одной из функций жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия является принятие сотрудников на учет для получения единовременной выплаты. Дата принятия на учет является одним из оснований для формирования единой очереди лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты.
Таким образом, доводы представителя МВД по Республике Ингушетия о том, что нарушение срока, предусмотренного п. 15 Правил, не влечет нарушение прав истца на своевременное получение социальной выплаты, а изменение даты принятия на учет повлечет нарушение прав других сотрудников, также несостоятельны.
Исходя из изложенного доводы жалобы о незаконности судебного решения ввиду неисследованности фактических обстоятельств, связанных с уведомлением истца о принятом жилищно-бытовой комиссией решении, отмену решения не влекут.
Кроме того, принимая решение в части взыскания с ответчика в пользу истца расходов на оплату услуг представителя, суд первой инстанции, исходя из положений ст.ст. 98, 100 ГПК РФ, с учетом заявленных требований, сложности дела, объема оказанных представителем услуг снизил подлежащую к взысканию сумму расходов до 15000 руб., в связи с чем судебная коллегия считает данную сумму отвечающей принципу разумности, оснований для ее снижения не имеется, доказательств чрезмерности взыскиваемых расходов ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что жилищно-бытовой комиссией МВД по Республике Ингушетия по предоставлению сотрудникам единовременной выплаты заявление истца рассмотрено с нарушением срока, предусмотренного п. 15 Правил, и истец принят на учет спустя 1 год и 4 месяца после подачи заявления, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судебное решение, которым на МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты не позднее 11 апреля 2013 г., является законным и обоснованным, оснований, влекущих его отмену по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Магасского районного суда от 5 апреля 2023 г. по гражданскому делу по иску Гамурзиева Хусена Султановича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о возложении обязанности поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом даты подачи заявления и взыскании расходов на оплату услуг представителя оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2023 г.
Председательствующий
Судьи
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>