Дело об административном правонарушении № 12-153/2021
УИД 48MS0042-01-2021-001600-78
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
25 ноября 2021 года город Липецк
Судья Левобережного районного суда города Липецка Саввина Е.А., рассмотрев жалобу ООО «Агроторг» на постановление мирового судьи судебного участка № 24 Левобережного судебного района города Липецка Потаповой Ю.С. от 08.09.2021 года по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ ООО «Агроторг», адрес: <адрес>, <адрес>, <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 24 Левобережного судебного района города Липецка Потаповой Ю.С. от 25.11.2021 года ООО «Агроторг» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за осуществление розничной продажи алкогольной продукции на территории, прилегающей к зданию № 2 МБОУ СШ № 54 города Липецка, где запрещена продажа алкогольной продукции.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Агроторг» подало на него жалобу, в которой просило его отменить, указывая, что постановление является незаконным и необоснованным, ссылаясь на то, что при его вынесении суд руководствовался Правилами определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 года N 1425, однако данное Постановление утратило силу с 01.01.2021 года, при этом выводы суда, сделанные на основании нормативного правового акта, утратившего силу на момент вынесения решения (привлечения к ответственности), не могут быть верными и законными. Кроме того, указало, что вход в магазин «18620 Пятерочка» находится за пределами 50-метрового радиуса от входа на обособленную территорию учебного заведения, определенного на схеме границ прилегающих территорий к зданию N 2 МБОУ средняя школа N 54 города Липецка, утвержденной приложением № к постановлению администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ N 339, вывод суда о том, что измерения необходимо производить от проема в ограждении, которым обнесена территория школы, как от входа на обособленную территорию образовательного учреждения, а не от калитки в ограждении, является ошибочным. Также ссылалось на то, что на момент получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции никаких обстоятельств, препятствующих обществу осуществлять розничную торговлю алкогольной продукцией в магазине «18620 Пятёрочка», установлено не было, каких-либо изменений границ обособленной территории учебного заведения или правил расчета расстояния до входа на обособленную территорию учебного заведения в постановление администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ № до проверки прокуратуры не вносилось, однако администрация школы самовольно перенесла входную группу на обособленную территорию школы, хотя правом на изменение границ обособленной территории обладают только органы местного самоуправления, что и повлияло на фактическое изменение расстояния от входа на обособленную территорию образовательного учреждения до входа для посетителей в стационарный торговый объект. В тоже время, п. 11 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» предусмотрено, что если место нахождения стационарного торгового объекта организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, в период действия лицензии перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции, такие организации вправе продолжать осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в данных стационарном торговом объекте и возникшие ограничения к ним не применяются, в связи с чем ООО Агроторг» вправе продолжать осуществлять в магазине «18620 Пятёрочка» розничную продажу алкогольной продукции.
В судебном заседании защитник ООО «Агроторг» по доверенности Алехина М.Е. жалобу поддержала, ссылаясь на изложенные в ней доводы, и просила постановление мирового судьи отменить.
Представитель прокуратуры Левобережного района города Липецка Иванова Т.В. в судебном заседании указала, что постановление мирового судьи является законным и отмене не подлежит.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление является законным, обоснованным, не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях, в частности, являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей единолично. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ст. 30.6 КоАП РФ).
Согласно ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 14.17.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 данного Закона.
На основании п. 1 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина, произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями), осуществляются организациями. Розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями.
В силу пп. 10 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции, за исключением случаев, указанных в п.п. 3 и 6 данной статьи, не допускаются на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования).
Границы прилегающих территорий, указанных в пп. 10 п. 2, абз. 1 п. 4.1 данной статьи, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации (п. 8 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ).
Так, Постановлением Правительства РФ от 23.12.2020 года № 2220 утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В силу п. 1 Правил от 23.12.2020 года № 2220 данные Правила устанавливают порядок определения органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (далее - органы местного самоуправления) границ прилегающих территорий, указанных в подп. 10 п. 2 и абз. 1 п. 4.1 ст. 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (границы прилегающих территорий).
На основании п. 2 Правил от 23.12.2020 года № границы прилегающих территорий устанавливаются муниципальным правовым актом с учетом требований настоящих Правил и результатов общественного обсуждения.
Постановлением администрации города Липецка от 21.02.2014 года № «Об утверждении схемы границ, прилегающих к организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в городе Липецке», с изменениями, в том числе, от 07.02.2020 года № и от 29.10.2020 года №, определены границы прилегающих к организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в городе Липецке - согласно пп. 119 п. VI приложения № к постановлению: в размере 50 метров по радиусу окружности с центром входа для посетителей на обособленную территорию здания № МБОУ средней школы № до входа для посетителей в стационарный торговый объект или организацию по оказанию услуг общественного питании; а также утверждена схема границ прилегающих территорий к зданию № МБОУ средней школы №, <адрес> (приложение №).
В ходе рассмотрения дела мировым судьей было правильно установлено, что одним из видов деятельности ООО «Агроторг» согласно выписки из ЕГРЮЛ от 26.08.2021 года является розничная продажа алкоголя. Данный вид деятельности общество осуществляет в магазине «18620 Пятерочка», расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды от 29.11.2019 года и дополнительным соглашением к нему от 17.12.2019 года, сообщением Управления потребительского рынка и ценовой политики <адрес> от 02.04.2021 года, выданной Управлением лицензией от 16.02.2021 года, журналом объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции ООО «Агроторг» по адресу: <адрес>, за период с 01.03.2021 года по 09.03.2021 года, товарно-транспортными накладными.
Из материалов дела также следует, что по адресу: <адрес>, располагается здание № МБОУ СШ №, которое в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относится к образовательной организации, что подтверждается уставом школы, лицензией от 01.03.2016 года №, свидетельством о государственной аккредитации.
Согласно информации, поступившей из УМВД России по городу Липецку, в соответствии с решением прокурора <адрес> от 23.03.2021 года № в отношении ООО «Агроторг» универсам «18620 Пятерочка» 26.03.2021 года была проведена проверка соблюдения данным обществом требований законодательства в сфере оборота алкоголя, в ходе которой установлено, что расстояние радиуса окружности от центрального входа на обособленную территорию школы № до входа посетителей в стационарный торговый объект - магазин «18620 Пятерочка» составляет менее 50 м., установленных постановлением администрации <адрес> от 21.02.2014 №.
Проверка проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 года №-I «О прокуратуре Российской Федерации», с привлечением специалиста - геодезиста МКУ «Управление строительства <адрес>», с использованием геодезической спутниковой аппаратуры, в отношении которой представлено свидетельство о поверке, действительное до 10.02.2022 года, с составлением схемы исполнительной съемки. Каких-либо нарушений закона при проведении проверки не допущено.
Из имеющихся в деле фотографий вышеуказанных магазина, школы, а также схемы границ прилегающих территорий к зданию № МБОУ СШ № на <адрес> (приложение № к постановлению администрации <адрес> от 21.02.2014 №) усматривается, что по адресу: <адрес>, вход в здание, в котором располагается торговый объект «18620 Пятерочка», находится в радиусе окружности (50 м.), отмеченного от центрального входа на обособленную территорию школы №.
Произведенной в ходе проверки геодезической исполнительной съемкой более точно установлено расстояние от центра окружности (вход на обособленную территорию школы) до входа в здание, в котором расположен магазин «18620 Пятерочка», а именно: 45,01 м. от металлического столба, отделяющего проем в ограждении, которым обнесена обособленная территория школы, до центра раздвижных дверей здания, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно этой же исполнительной съемке расстояние от центра раздвижных дверей здания, расположенного по адресу: <адрес>, до металлического столба калитки, расположенной внутри обособленной территории школы, также составляет менее 50 м., а именно, 48,23 м.
В судебном заседании в мировом суде был допрошен в качестве специалиста начальник инженерно - геодезического отдела МКУ «Управление строительства <адрес>» ФИО5, проводивший замеры и составлявший исполнительную съемку, который пояснил, что вышеуказанное расстояние - соответственно 45,01 м. и 48,23 м., отраженное им в исполнительной съемке, является кратчайшим расстоянием между точками, выставленными им на месте с использованием спутникового GPS-оборудования.
Произведенные замеры соответствует установленному постановлением администрации <адрес> от 21.02.2014 года № порядку определения границ прилегающих к организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в городе Липецке (по радиусу окружности).
С учетом изложенного, мировой судья пришел к верному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Доводы жалобы, указанные выше, о том, что вход в магазин «18620 Пятерочка» находится за пределами 50-метрового радиуса от входа на обособленную территорию учебного заведения, определенного на схеме границ прилегающих территорий к зданию N 2 МБОУ средняя школа N 54 <адрес>, утвержденной приложением № к постановлению администрации <адрес> от 21.02.2014 года N 339, измерения необходимо производить не от проема в ограждении, которым обнесена территория школы, как от входа на обособленную территорию образовательного учреждения, а от калитки в ограждении, а также о том, что на момент получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции никаких обстоятельств, препятствующих обществу осуществлять розничную торговлю алкогольной продукцией в магазине «18620 Пятёрочка», установлено не было, каких-либо изменений границ обособленной территории учебного заведения или правил расчета расстояния до входа на обособленную территорию учебного заведения в постановление администрации <адрес> от 21.02.2014 года № до проверки прокуратуры не вносилось, однако администрация школы самовольно перенесла входную группу на обособленную территорию школы, хотя правом на изменение границ обособленной территории обладают только органы местного самоуправления, что и повлияло на фактическое изменение расстояния от входа на обособленную территорию образовательного учреждения до входа для посетителей в стационарный торговый объект, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции с указанием соответствующих мотивов их отклонения, с которыми суд второй инстанции соглашается.
В целом доводы жалобы правовых оснований к отмене обжалуемого постановления не содержат и сводятся к переоценке обстоятельств, установленных мировым судьей и являвшихся предметом исследования, а также к выражению несогласия с произведенной мировым судом оценкой представленных по делу доказательств, основаны на неправильном толковании норм права.
Довод жалобы о том, что при вынесении постановления суд руководствовался Правилами определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 года N 1425, однако данное Постановление утратило силу с 01.01.2021 года, при этом выводы суда, сделанные на основании нормативного правового акта, утратившего силу на момент вынесения решения (привлечения к ответственности), не могут быть верными и законными, подлежит отклонению, поскольку, хотя Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 года N 1425 и действительно утратило силу с 01.01.2021 года, вместе с тем, при установленных мировым судом обстоятельствах и исследованных доказательствах, изложенных в постановлении о привлечении общества к административной ответственности, сама по себе ссылка суда на недействующее Постановление основанием для освобождения общества от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, не является.
С учетом изложенного, мировым судьей при вынесении обжалуемого постановления были в полном объеме исследованы доказательства по делу и дана им оценка, верно применены нормы права, правильно установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела и подлежащие доказыванию, а именно: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, и, в свою очередь, не установлены обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, изложенным в постановлении о привлечении лица к административной ответственности, в связи с чем довод жалобы о том, что обжалуемое постановление является незаконным и необоснованным, подлежит отклонению.
Порядок и давность привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Наказание назначено в пределах санкции соответствующей статьи.
С учетом вышеизложенного, оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения жалобы у суда не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 24 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 08.09.2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 3 ░░. 14.16 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░
░░░░░░░░░░░ 29.11.2021 ░░░░ ░
░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 1 ░░. 29.11 ░░░░ ░░