Дело ***а-154/2020 (***а-980/2019)
22OS0***-73
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе
председательствующего судьи Запаровой Я.Е.
при секретаре Нечай А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Правительству Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГ является собственником земельного участка, кадастровый ***, участок находится <адрес>. Кадастровая стоимость земельного участка на ДД.ММ.ГГ определена в размере <данные изъяты>. на основании постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края".
С ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> является собственником земельного участка, кадастровый ***, местоположение <адрес> Кадастровая стоимость земельного участка на ДД.ММ.ГГ определена в размере <данные изъяты>. на основании постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***.
С ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> является собственником земельного участка, кадастровый ***, участок <адрес> Кадастровая стоимость земельного участка на ДД.ММ.ГГ определена в размере <данные изъяты> на основании постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***.
С ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> является собственником земельного участка, кадастровый ***, участок <адрес>. Кадастровая стоимость земельного участка на ДД.ММ.ГГ определена в размере <данные изъяты>. на основании постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ.
С ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> является собственником земельного участка, кадастровый ***, участок <адрес>. Кадастровая стоимость земельного участка на ДД.ММ.ГГ определена в размере <данные изъяты>. на основании постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ.
С ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> является собственником земельного участка, кадастровый ***, участок <адрес>. Кадастровая стоимость земельного участка на ДД.ММ.ГГ определена в размере <данные изъяты>. на основании постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ.
С ДД.ММ.ГГ <данные изъяты>. является собственником земельного участка, кадастровый ***, участок <адрес> Кадастровая стоимость земельного участка на ДД.ММ.ГГ определена в размере <данные изъяты>. на основании постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ.
С ДД.ММ.ГГ <данные изъяты>. является собственником на праве общей долевой собственности земельного участка, кадастровый ***, местоположение: <адрес>. Кадастровая стоимость земельного участка на ДД.ММ.ГГ определена в размере <данные изъяты>. на основании постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ <данные изъяты>. обратился в суд с административным иском к Правительству Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в равном рыночной стоимости размере на основании отчета об оценке.
В качестве заинтересованных лиц по административному делу привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю (далее по тексту также – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Алтайскому краю Учреждение), администрация <адрес> Алтайского края, администрация Первомайского сельсовета <адрес>, администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес>, администрация <данные изъяты> сельсовета, администрация <данные изъяты> сельсовета <адрес>.
Ходатайство администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> Алтайского края об исключении из числа заинтересованных лиц оставлено без удовлетворения. Действительно, согласно адресам в Едином государственном реестре недвижимости указанные в административном исковом заявлении земельные участки не находятся на территории <данные изъяты> сельсовета, однако согласно представленному административным истцом налоговому уведомлению по объекту недвижимости *** <данные изъяты>, в связи с чем суд не нашел оснований для исключения сельсовета из числа заинтересованных лиц.
В судебное заседание лица, участвующие в административном деле, не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, просили о рассмотрении административного дела в их отсутствие, в связи с чем заседание проведено в отсутствие названных лиц в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
На основании абзаца 1 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Административный истец, являясь плательщиком земельного налога в связи с принадлежностью на праве собственности земельных участков, для расчета налоговой базы по которому применяется кадастровая стоимость земельного участка, вправе оспорить утвержденную кадастровую стоимость объекта недвижимости.
В силу положений пунктов 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из абзаца 11 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости земельных участков административным истцом представлен отчет об оценке оценщика <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ ***.
В связи с возражениями заинтересованных лиц относительно достоверности определенной оценщиком рыночной стоимости земельных участков определением суда от ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> поручено проведение судебной экспертизы, согласно заключению которой на ДД.ММ.ГГ:
-рыночная стоимость земельного участка, кадастровый номер земельного ***, составляет <данные изъяты>
-рыночная стоимость земельного участка, кадастровый ***, составляет <данные изъяты>
-рыночная стоимость земельного участка, кадастровый ***, составляет <данные изъяты>
-рыночная стоимость земельного участка, кадастровый ***, составляет <данные изъяты>
-рыночная стоимость земельного участка, кадастровый ***, составляет <данные изъяты>
-рыночная стоимость земельного участка, кадастровый ***, составляет <данные изъяты>
-рыночная стоимость земельного участка, кадастровый ***, составляет <данные изъяты>.,
-рыночная стоимость земельного участка, кадастровый ***, составляет <данные изъяты>
Экспертиза проведена лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями, заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванных объектов недвижимости.
Из экспертного заключения следует, что эксперт провел анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки. При определении рыночной стоимости земельных участков оценщик использовал сравнительный подход, мотивировав выбор подходя для исследования. При использовании сравнительного метода были применены корректировки к избранным объектам-аналогам по наиболее существенным ценообразующим факторам с приведением соответствующего расчета используемых коэффициентов. При определении рыночной стоимости каждого земельного участка определен вес стоимости каждого из аналогов.
Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить применяемые оценщиком сведения.
Документы, подтверждающие образование эксперта, страхование его ответственности как оценщика и членство в некоммерческой организации оценщиков и экспертов, сдачу квалификационного экзамена по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» приложены к заключению.
Изложенные в экспертном заключении выводы не оспорены лицами, участвующими в административном деле.
На основании приведенных норм и установленных обстоятельств заключение эксперта является допустимым и достоверным доказательством отличия рыночной стоимости объектов недвижимости от его кадастровой стоимости.
Судом также проверен срок обращения административного истца в суд.
В силу части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Пятилетний срок, исчисляемый с даты внесения в ЕГРН сведений об оспариваемой кадастровой стоимости земельных участков, административным истцом пропущен.
Вместе с тем, данные о внесении на дату обращения административного истца в суд в Единый государственный реестр недвижимости сведений о результатах государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных приказом Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, отсутствуют, оспариваемая кадастровая стоимость применяется в 2020 году при начислении налога за 2019 год, в связи с чем суд приходит к выводу о восстановлении срока обращения в суд административному истцу.
С учетом изложенного административные исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Согласно разъяснениям пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» суд указывает в резолютивной части решения дату подачи административным истцом заявления об изменении кадастровой стоимости, которой в данном случае является дата обращения в комиссию, - ДД.ММ.ГГ, а также период действия кадастровой стоимости – до ДД.ММ.ГГ, дата вступления в силу приказа Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***.
Руководствуясь статьями 175 - 180 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административные исковые требования <данные изъяты> удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый ***, местоположение: <адрес> в равном его рыночной стоимости размере по состоянию на ДД.ММ.ГГ <данные изъяты>., период действия кадастровой стоимости – до ДД.ММ.ГГ.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый ***, участок <адрес>, в равном его рыночной стоимости размере по состоянию на ДД.ММ.ГГ <данные изъяты>., период действия кадастровой стоимости – до ДД.ММ.ГГ.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый ***, участок <адрес>, в равном его рыночной стоимости размере по состоянию на ДД.ММ.ГГ <данные изъяты>., период действия кадастровой стоимости – до ДД.ММ.ГГ.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый ***, участок <адрес>, в равном его рыночной стоимости размере по состоянию на ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> период действия кадастровой стоимости – до ДД.ММ.ГГ.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый ***, участок <адрес>, в равном его рыночной стоимости размере по состоянию на ДД.ММ.ГГ <данные изъяты>., период действия кадастровой стоимости – до ДД.ММ.ГГ.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый ***, участок <адрес>, в равном его рыночной стоимости размере по состоянию на ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> период действия кадастровой стоимости – до ДД.ММ.ГГ.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый ***, местоположение <адрес>, в равном его рыночной стоимости размере по состоянию на ДД.ММ.ГГ <данные изъяты>., период действия кадастровой стоимости – до ДД.ММ.ГГ.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый ***, участок <адрес>, в равном его рыночной стоимости размере по состоянию на ДД.ММ.ГГ <данные изъяты>., период действия кадастровой стоимости – до ДД.ММ.ГГ.
Датой обращения <данные изъяты> с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения.
Судья Я.Е. Запарова