ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-21450/2024
№ дела суда 1-й инстанции 2-1401/2023
УИД 23RS0034-01-2023-001901-85
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 9 июля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лозовой Н.В.,
судей Ивановой О.Н., Капитанюк О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казначеева Степана Сергеевича к администрации муниципального образования Новокубанский район, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании права на обеспечение жилым помещением, по кассационной жалобе Казначеева Степана Сергеевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 апреля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Лозовой Н.В., выслушав пояснения Казначеева С.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Администрации муниципального образования Новокубанский район ФИО6, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Казначеев С.С. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Новокубанский район, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании права на обеспечение жилым помещением, в котором просил признать за ним право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лица, относившегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Новокубанского районного суда Краснодарского края от 22 ноября 2023 года исковые требования Казначеева С.С. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 апреля 2024 года решение суда первой инстанции отменено.
По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Казначеева С.С. отказано.
В поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Казначеевым С.С. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 апреля 2024 года, как незаконного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование своих доводов заявитель жалобы ссылается на обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суд; на несогласие с оценкой представленных им доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных им исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного акта.
Из материалов гражданского дела следует, что Казначеев С.С. родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являлись ФИО7 и ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ отец истца - ФИО7 умер.
Вступившим в законную силу решением Новокубанского районного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ мать истца ФИО8 была лишена родительских прав в отношении истца. Дети ФИО8, в том числе и истец Казначеев С.С. были переданы органу пеки и попечительства для определения в детское учреждение.
Истцу в настоящее время более 23 лет он не является ни ребенком, оставшимся без попечения родителей, ни лицом из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но был таковым с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено соответствующей справкой о статусе Казначеева С. С., выданной начальником управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Новокубанский район.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном Федеральном округе и обращение было направлено в министерство труда и социального развития Краснодарского края. В ответ на его обращение заместитель министра разъяснил Казначееву С.С., что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он не состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявление о включении истца в данный список в министерство не поступало, разъяснен порядок подачи заявления и перечисляет истцу, ссылаясь на нормы Закона №1748-КЗ, перечень документов, которые истец должен приложить к данному заявлению. При этом, в письме указывается, что так как истец достиг возраста 23 лет, то он должен приложить вступившее в законную силу решение суда о признании за ним права на обеспечение жилым помещением.
Из материалов дела следует, что истец в суде первой инстанции не оспаривал того факта, что с заявлением о включении его в список до достижения возраста 23 лет не обращался.
Согласно представленному в материалы дела истцом постановлению главы администрации муниципального образования Новокубанский район от ДД.ММ.ГГГГ Казначеев С.С. в возрасте 13 лет был определен в детское государственное учреждение. С ДД.ММ.ГГГГ он являлся воспитанником Анапской спецшколы-интерната № для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находился на полном государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования в профессиональном училище №46 в ст. Староминской, Краснодарского края. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональном училище №65 в п. Веселовка, Темрюкского района, Краснодарского края. Весь этот период времени он находился на полном государственном обеспечении.
Совершеннолетнего возраста Казначеев С.С. достиг ДД.ММ.ГГГГ, после окончания профессионального училища зарегистрировался по месту жительства в <адрес>, которая принадлежит его бабушке, но фактически в ней не проживал.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пункта 1 Постановления Правительства РФ от 4 апреля 2019 года № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства", установив, что Казначеев С.С. достиг 23 лет, но до настоящего времени не был включен в список и не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилыми помещениями, срок на обращение с заявлением о включении в список пропустил по уважительным причинам, так как до 18-летнего возраста находился на полном государственном обеспечении, имеет проблемы со здоровьем, о чем сообщил суду, что подтверждается фактом обучения в коррекционной школе-интернате, находился в трудной жизненной ситуации после окончания профучилища, так как ему фактически негде было жить, нужно было трудоустраиваться, чтобы снимать жилье, так как он фактически проживает в г. Армавире, участником приватизации не являлся, что подтверждено справкой БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом исковых требований и об их удовлетворении.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, так как согласно положениям статьи 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу положений пункта 1 статьи 8 данного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
По смыслу указанных положений закона для постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений лицам указанной категории предусмотрен заявительный характер. В целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением из специализированного жилого фонда дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, должны до достижения возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
В силу положений статьи 1, пункта 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ, Закона № 1748-КЗ, предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Также суд апелляционной инстанции указал, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:
ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
При разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заявление Казначеева С.С. о включении его в список с необходимыми документами в Министерство труда и социального развития Краснодарского края не поступали, в администрацию муниципального образования Новокубанский район до настоящего времени с заявлением о постановке его на соответствующий учет истец не обращался.
На момент подачи настоящего искового заявления в суд (25.08.2023), возраст Казначеева С.С. составлял 31 год. В связи с тем, что допустимых доказательств, свидетельствующих о бездействии органов опеки и попечительства в части постановки истца на учет нуждающимся в жилом помещении, истцом не представлено, как и не представлено доказательств того, что истец до достижения возраста 23 лет предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не был поставлен на учет из-за отсутствия всех необходимых документов, а также сведений о состоянии здоровья истца, которое объективно не позволяло ему встать на учет нуждающегося в жилом помещении, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, в связи с чем решение суда первой инстанции было отменено, постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Казначеева С.С. отказано.
Судебная коллегия с выводами суда апелляционной инстанции согласиться не может, считает их необоснованными и преждевременными.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что Казначеев С.С. относился к категории лиц, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом первой инстанции при рассмотрении данного иска установлено, что с соответствующим заявлением о включении в список до достижения возраста 23 лет не обращался, ранее о праве на обеспечение жилым помещением не знал, об указанном узнал только в 2023 году, в связи с чем обратился с вышеуказанным заявлением в аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в ЮФО.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции в своем определении указал, что юридически значимым обстоятельством по делу является наличие уважительных причин, препятствовавших обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения возраста 23 лет, также установил, что Казначеев С.С. ни в Министерство труда и социального развития Краснодарского края, ни в администрацию муниципального образования Новокубанский район до настоящего момента с соответствующим заявлением не обращался, на момент предъявления настоящего искового заявления возраст истца составил 31 год.
При этом, судом апелляционной инстанции указано, что истцом в условиях состязательности и равноправия судебного заседания не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о бездействии органов опеки и попечительства в части постановки его на учет, как и не представлено доказательств того, что истец до достижения возраста 23 лет предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не был поставлен из-за отсутствия необходимых документов, а также сведений о состоянии здоровья истца, которое объективно не позволяло ему встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
С данными выводами суда апелляционной инстанции согласится нельзя, так как согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
При этом, согласно пунктам 4, 5 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лег, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2019 года № 397, заявление о включении в список по месту жительства лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил, подают: законные представители детей-сирот, достигших возраста 14 лег, в течение 3 месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В случае неподачи законными представителями заявления о включении в список детей-сирот в порядке и срок, которые предусмотрены подпунктом "а" пункта 4 настоящих Правил, заявление о включении в список детей-сирот подают органы опеки и попечительства, исполняющие в отношении этих детей свои полномочия, не позднее 30 рабочих дней со дня истечения срока, установленного абзацем третьим пункта 3 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Как верно установил суд первой инстанции, с 9 июня 2005 истец являлся воспитанником Анапской специальной школы-интерната № для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в государственном образовательном учреждении начального профессионального училища № 46 Краснодарского края в cт. Староминской, Краснодарского края, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональном училище № 65 в п. Веселовка, Темрюкского района, Краснодарского края. Весь указанный период истец находился на полном государственном обеспечении.
Однако, ни одно из вышеуказанных учреждений не обеспечило подачу соответствующего заявления о включении истца в список, при этом, органы опеки и попечительства также не осуществили защиту его жилищных прав, соответствующий контроль за исполнением указанными учреждениями данной обязанности, что свидетельствует о том, что мер но соблюдению моих жилищных прав как лица, оставшегося без попечения родителей уполномоченными органами не принималось.
Истец не оспаривает того, что до 2023 года он с соответствующим заявлением в уполномоченные органы не обращался, при этом указал, что до этого не знал о своем праве на получение жилого помещения, указанное ему ни одно из учреждений, в которых он пребывал в несовершеннолетнем возрасте, не разъяснялось, после достижения совершеннолетия и окончания образовательной организации находился в трудной жизненной ситуации, так как негде было жить и необходимо было заниматься указанным вопросов.
В опровержение данные обстоятельств ответчиком доказательств не представлено.
Судом первой инстанции установлено, что до настоящего момента истец не реализовал свое право на получение жилого помещения и пропустил соответствующий срок на подачу заявления по уважительным причинам, так как до 18-летнего возраста находился на полном государственной обеспечении и уполномоченными органами свою обязанность по подаче данного заявления о включении его в соответствующий список не исполнили, а также было принято во внимание, что у истца имеются проблемы со здоровьем (об указанном свидетельствует тот факт, что он пребывал в коррекционной школе).
Кроме того, суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, согласно п. 3 Правил включения в список, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2019 года № 397. включаются, в том числе, лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством РФ имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию па ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Заявление о включении в список, согласно подп, «г» п. 4 Правил включения в список, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2019 года № 397, подают лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Учитывая изложенное, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 апреля 2024 года судебная коллегия не может признать законными и обоснованными, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, что согласно части 3, 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для его отмены и направления материалов гражданского дела на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, определить обстоятельства, имеющие значение для дела, дать оценку представленным доказательствам и доводам сторон, в том числе изложенным в кассационной жалобе, и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 апреля 2024 года отменить.
Материалы гражданского дела направить на новое апелляционное рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
Председательствующий
Судьи