Дело № 2а-1578/2019 03 декабря 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Алексеевой Н.В.,
при секретаре Мельницкой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске в помещении Приморского районного суда Архангельской области административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Грицук *** о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Грицук *** о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу. В обоснование заявленных требований указала, что Грицук ***. является собственником недвижимого имущества и транспортных средств. Налоговым органом в адрес ответчика направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога за 2014-2016 год, земельного налога за 2016 год, налога на имущество физических лиц за 2015-2016 год. В установленный срок налогоплательщиком налоговое уведомление не исполнено, налог не уплачен, в связи с чем на сумму недоимки, в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени, выставлены требования № с предложением в добровольном порядке в срок до 05 февраля 2018 года уплатить недоимку по имущественным налогам за 2014-2016 год в размере 25 170 руб., задолженность по пени в сумме 62 руб. 29 коп., № с предложением в добровольном порядке в срок до 18 ноября 2015 года уплатить недоимку по транспортному налогу за 2014 год в размере 8 000 руб. и задолженность по пени в сумме 1 324 руб. 59 коп., № с предложением в добровольном порядке в срок до 28 мая 2015 года уплатить задолженность по пени в сумме 868 руб. 39 коп. Требования налогового органа в добровольном порядке не исполнены, до настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. Инспекция обращается с административным исковым заявлением на основании п. 3 ст. 48 НК РФ в связи с отменой судебного приказа № 2а-1746/2018 о взыскании данной недоимки определением исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Приморского судебного района Архангельской области от 09 августа 2018 года. Просит суд взыскать с ответчика недоимку по транспортному налогу за 2015-2016 год в размере 16 000 руб., пени в размере 1 028 руб. 69 коп. за период с 20 ноября 2014 года по 14 октября 2015 года, с 02 декабря 2017 года по 10 декабря 2017 года, недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов, за 2015-2016 год в размере 1 170 руб., пени в размере 02 руб. 89 коп. за период с 02 декабря 2017 года по 10 декабря 2017 года, восстановить срок для обращения в суд.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, в исковом заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
На основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, обозрев материалы административного дела № 2а-1746/2018, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги.
Согласно статье 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Пунктом 1 ст. 45 НК РФ закреплено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.
Принудительный порядок взыскания недоимки по налогу с физических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
В соответствии с приведенной нормой закона в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных указанной статьей.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункты 2, 4 ст. 52 НК РФ).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ, в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
На основании ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего КодексаОбъектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение, указанное в подпункте 1-6 пункта 1 статьи 401 НК РФ.
На основании п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до ДД.ММ.ГГГГ единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Статьей 1 Закона Архангельской области от 24 октября 2014 года № 199-11-ОЗ «О дате начала применения на территории Архангельской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (принят Архангельским областным Собранием депутатов 22 октября 2014 года) установлена дата начала применения на территории Архангельской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
В соответствии с п. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год
Согласно подп. 3 п. 2 ст. 406 НК РФ в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
В соответствии с п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу п. 2 ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В судебном заседании установлено, что административный ответчик Грицук ***. в 2015 году являлся собственником жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, а также собственником здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, за которые Инспекцией исчислен налог.
В соответствии со ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются физические лица, на имя которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные суда транспортные средства (далее в настоящей главе – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Как это предусмотрено статьями 361, 363 НК РФ, конкретные ставки транспортного налога, а также порядок и сроки уплаты налога определяются законами субъектов Российской Федерации.
На территории Архангельской области принят Закон «О транспортном налоге» от 01 октября 2002 года № 112-16-ОЗ (далее – Закон).
Статьей 1 указанного Закона установлены ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на 1 лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, 1 регистровую тонну или единицу транспортного средства.
Так, ставки транспортного налога в 2014 году составляли (ст. 1 Закона) для автомобилей с мощностью – до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно установлены в размере 14,0 руб., для автомобилей с мощностью свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 24,0 руб., для автомобилей с мощностью свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 50,0 руб., для автомобилей с мощностью свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 75,0 руб., для автомобилей с мощностью свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 150,0 руб.; автобусы с мощностью до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно – 37 руб.
Как следует из административного иска, по сведениям налогового органа административный ответчик является собственником транспортного средства Land Rover Freelander 2, государственный регистрационный знак № является плательщиком транспортного налога.
В силу п. 4 ст. 52 НК РФ, налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма по почте.
Согласно пунктам 3, 4 ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляется пеня, начиная со следующего за установленным днем уплаты налога в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ.
В соответствии со статьями 69, 70, 75 НК РФ, Инспекцией начислены ответчику пени и в адрес административного ответчика направлены требования № с предложением в добровольном порядке в срок до 05 февраля 2018 года уплатить недоимку по имущественным налогам за 2014-2016 год в размере 25 170 руб., задолженность по пени в сумме 62 руб. 29 коп., № с предложением в добровольном порядке в срок до 18 ноября 2015 года уплатить недоимку по транспортному налогу за 2014 год в размере 8 000 руб. и задолженность по пени в сумме 1 324 руб. 59 коп., № с предложением в добровольном порядке в срок до 28 мая 2015 года уплатить задолженность по пени в сумме 868 руб. 39 коп.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Приморского судебного района Архангельской области от 09 августа 2018 года судебный приказ № 2а-1746/2018 от 23 июля 2018 года о взыскании с Грицука ***. налогов и пени в общей сумме 18 201 руб. 58 коп. отменен.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет, в том числе, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
Как следует из представленных материалов дела, налоговый орган обратился с иском в суд позднее шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа (06 ноября 2019 года).
Оснований для восстановления срока в силу отсутствия уважительных причин его пропуска суд не находит.
В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При изложенном выше суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском административным истцом срока на обращение в суд с настоящим иском.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд,
решил:
в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Грицук *** о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Алексеева