Судья Пекаринина И.А. Дело № 2-2909/2019
(первая инстанция)
№ 33-2067/2020
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Севастополь 10 августа 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего, судьи - Устинова О.И.,
судей - Козуб Е.В., Анашкиной И.А.,
при секретаре - Осколович Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу ответчика Местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 25 декабря 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Прокурора Нахимовского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа, третьи лица Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя о признании права муниципальной собственности, обязании включить в реестр муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Нахимовского района города Севастополя обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику Местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа о признании права муниципальной собственности внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа на объекты, приобретенные на основании муниципальных контрактов, в виде площадок расположенных в районах многоквартирных домов Нахимовского района города Севастополя, а именно - площадку в районе дома № 3 по ул. Рабочая; площадку в районе дома № 52 по ул. Громова; площадку в районе дома № 98а по ул. Горпищенко; площадку в районе домов №№ 3-5 по ул. Курчатова; спортивную площадку в районе перекрестка ул. Генерала Жидилова и ул. Гранатовой; площадку в районе Мекензиевых гор по ул. Энергетиков, 12а; площадку в районе домов №№ 80-100 по ул. Федоровской; площадку в районе домов №№ 1-3 по ул. Курчатова в г. Севастополе, а также возложении на ответчика обязанности по включению в реестр объектов муниципальной собственности вышеназванных площадок, мотивируя исковые требования тем, что в нарушение требований ст. 35 Закона г. Севастополя от 30.12.2014 №102-ЗС, ст. ст. 218, 224, 720, 763 ГК РФ, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3, п. 2 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424, местной администрацией не обеспечено включение в реестр муниципальной собственности спортивных и детских игровых площадок, расположенных по вышеуказанным адресам. В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в процессе эксплуатации сооружений должна обеспечиваться их безопасность посредством технического обслуживания, периодических осмотров и соответствующего ремонта. Бюджетами муниципального образования на 2018-2019 годы не предусмотрены расходы по содержанию и обслуживанию указанных спортивных и детских игровых площадок. Отсутствие данного имущества в реестре муниципальной собственности исключает финансирование за счет средств местного бюджета расходов по их содержанию и обеспечению безопасного технического состояния. Поскольку местной администрацией оспаривается факт возникновения права муниципальной собственности на указанное имущество с целью уклонения от несения расходов по его содержанию, непринятие мер по содержанию спортивных и детских игровых площадок, а также поддержанию их исправного состояния создает опасность жизни и здоровью граждан.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 25 декабря 2019 года вышеуказанные исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Ответчиком Местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа подана апелляционная жалоба, просит решение районного суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает, 25.12.2019 года ответчиком было направлено ходатайство об отложении рассмотрения дела, которое в нарушение ст. 35 ГПК РФ оставлено без удовлетворения, тем самым апеллянт был лишен возможности представить суду свои пояснения. Указывает, что в соответствии с п. 2.1 Постановления Правительства Севастополя от 16.03.2017 N 208-ПП "Об утверждении Порядка предоставления и расходования субвенций из бюджета города Севастополя бюджетам внутригородских муниципальных образований города Севастополя для реализации отдельных государственных полномочий по выполнению мероприятий в сфере благоустройства", главным распорядителем бюджетных средств по средствам субвенции является Департамент городского хозяйства города Севастополя. Следовательно, вышеуказанные объекты подлежат включению в реестр собственности города Севастополя и передаче балансодержателю. Кроме того, отношения, связанные с формированием имущественной казны города Севастополя, распоряжением и содержанием объектов имущественной казны, а также с учетом объектов имущественной казны и контролем за их использованием регулирует Закон города Севастополя от 29.09.2015 № 179-ЗС «Об имущественной казне города Севастополя», согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 которого, создание нового имущества за счет средств бюджета города Севастополя является основанием для включения имущества в состав имущественной казны. Таким образом, принимая во внимание, что детские площадки созданы за счет средств бюджета внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа предоставленных в виде субвенций из бюджета города Севастополя, спорные объекты подлежат включению в состав имущественной казны города Севастополя.
Прокурором Нахимовского района поданы письменные возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которых указывают на законность судебного акта, просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика и представители третьих лиц не явились, о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в соответствии с правилами ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации.
Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Козуб Е.В., выслушав возражения прокурора Берловой Е.В., обсудив доводы апелляционной жалобы и письменные возражения, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения районного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», разъяснено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
В соответствии со ст. 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения внутригородского района относятся, в том числе, мероприятия по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей внутригородского района услугами организаций культуры, обеспечению условий для развития на территории внутригородского района физической культуры, школьного спорта и массового спорта, созданию условий для массового отдыха жителей внутригородского района и организация обустройства мест массового отдыха населения.
В силу ст. 1 Закона г. Севастополя от 29.12.2016 № 314-ЗС, в целях обеспечения жизнедеятельности населения города Севастополя органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в том числе, по реализации мероприятий по обустройству и содержанию спортивных и детских игровых площадок (комплексов).
Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, установленными статьей 1 настоящего Закона, на неограниченный срок (ч. 2 ст. 2 Закона г. Севастополя от 29.12.2016 № 314-ЗС).
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона г. Севастополя от 29.12.2016 № 314-ЗС, финансовое обеспечение исполнения отдельных государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных образований из бюджета города Севастополя субвенций.
При реализации отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления вправе распоряжаться финансовыми средствами и использовать материальные ресурсы, предоставленные для осуществления отдельных государственных полномочий (ч. 1 ст. 3 Закона г. Севастополя от 29.12.2016 № 314-ЗС).
Законом города Севастополя от 26.12.217 № 393-ЗС «О бюджете города Севастополя на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотрено финансирование расходов местных бюджетов муниципальных образований в связи с реализацией в 2018 году органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий г. Севастополя.
Между Департаментом городского хозяйства г. Севастополя и Местной администрацией внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа 29.12.2017 года заключено соглашение № 3 (далее Соглашение) о предоставлении субвенции бюджету внутригородского муниципального образования города Севастополя на реализацию отдельных государственных полномочий города Севастополя в соответствии с Законом г. Севастополя от 29.12.2016 № 314-ЗС, с целью обеспечения организации исполнения отдельных государственных полномочий, переданных органу местного самоуправления.
Предметом указанного соглашения является предоставление Главным распорядителем бюджетных средств из бюджета города Севастополя в 2018 году бюджету внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа субвенции, которая представляет собой целевые денежные средства, направляемые на реализацию отдельных государственных полномочий по выполнению мероприятий, предусмотренных ст. 1 Закона г. Севастополя от 29.12.2016 № 314-ЗС (п.1.2 Соглашения).
Размер предоставляемой субвенции составляет 29 542 900 рублей (п. 1.7 Соглашения).
Согласно п. 1.4 Соглашения, субвенция предоставляется на оплату, в том числе, мероприятий по обустройству и содержанию спортивных и детских игровых площадок (комплексов) на территориях Нахимовского муниципального округа.
Условиями Соглашения и последующих дополнений определен размер финансирования расходов Местной администрации по обустройству и содержанию спортивных и детских игровых площадок в 2018 году.
Согласно ч. 1 ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации являются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
В соответствии со ст. 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 5 ст. 37 Закона г. Севастополя от 30.12.2014 №102-ЗС «О местном самоуправлении в г. Севастополе», межбюджетные трансферты в виде субвенций, направляемые из бюджета г. Севастополя на реализацию отдельных государственных полномочий, отнесены к доходам местного бюджета.
На основании решения сессии Совета внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа от 22.02.2018 года № С21-3/94 средства субвенции и расходы по ее исполнению на реализацию отдельных государственных полномочий включены в перечень расходов бюджета муниципального образования.
С целью реализации предоставленных отдельных полномочий и обеспечения социально-экономического развития Нахимовского муниципального округа Местной администрацией за счет средств субвенции в 2018 году заключены муниципальные контракты по обустройству и содержанию детских игровых и спортивных площадок, расположенных в городе Севастополя: в районе дома № 3 по ул. Рабочая, в районе дома №52 по ул. Громова, в районе дома №98а по ул. Горпищенко, в районе домов №3-5 по ул. Курчатова г Севастополе, в районе перекрестка ул. Генерала Жидилова и ул. Гранатовой в г. Севастополе, в районе Мекензиевых гор, ул. Энергетиков, 12а,14в, в районе домов № 80-100 по ул. Федоровской; в районе перекрестка ул. Генерала Жидилова и ул. Гранатовой в г. Севастополе; в районе домов №1-3 по ул. Курчатова.
По результатам выполнения названных муниципальных контрактов подрядчиками в 2018 году местной администрации переданы 9 спортивных и детских игровых площадок.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Закона г. Севастополя от 30.12.2014 № 102-ЗС «О местном самоуправлении в г. Севастополе», в собственности внутригородских муниципальных образований может находиться движимое и недвижимое имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.
Указанные спортивные и детские игровые площадки, обустроенные в рамках реализации отдельных государственных полномочий с целью удовлетворения социально-бытовых потребностей жителей муниципального округа и создания комфортной инфраструктуры Нахимовского района, в силу ч. 3 ст. 35 Закона г. Севастополя от 30.12.2014 № 102-ЗС «О местном самоуправлении в г. Севастополе» могут находиться в муниципальной собственности.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 1 ст. 223 ГК РФ)
Согласно п. 1 ст. 224 ГК РФ, передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки.
Исходя из условий и содержания договоров, заключенных Местной администрацией с предприятиями - подрядчиками о выполнении работ по устройству спортивных и детских игровых площадок, возникшие правоотношения регулируются положениями Главы 37 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии п. 2 ст. 763 ГК Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
По итогам выполнения работ заказчиком производится осмотр и приемка выполненных работ в порядке, предусмотренном договором (п. 1 ст. 720 ГК РФ).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из того, что вышеуказанные объекты созданы за счет средств бюджета внутригородского муниципального образования (межбюджетных трансфертов, предоставленных местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований), что является основанием возникновения права муниципальной собственности на объекты.
С выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие представителя ответчика при наличии ходатайства об отложении судебного заседания, судебная коллегия отклоняет, поскольку ответчик был извещен районным судом о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно (л.д. 41), в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств невозможности присутствовать в судебном заседании 25 декабря 2019 года районному суду не представил, в связи с чем, районный суд обоснованно рассмотрел дело в соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика Местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа.
Отклоняя довод апелляционной жалобы о том, что создание нового имущества за счет средств бюджета города Севастополя является основанием для включения имущества в состав имущественной казны города Севастополя, судебная коллегия указывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетами субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определено имущество, которое может находиться в собственности муниципальных образований.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно части 5 этой же статьи, органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 августа 2011 года N 424.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка объектом учета в реестре является находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
Пунктом 2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В пункте 5 указанного Постановления установлено, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, а также соглашение № 3 о предоставлении субвенции бюджету внутригородского муниципального образования города Севастополя от 29.12.2017 года, договоры о выполнении работ по обустройству спортивных и детских игровых площадок, заключенные местной администрацией и предприятиями подрядчиками, судебная коллегия, соглашается с выводом районного суда о том, что вышеуказанные объекты подлежат включению в реестр объектов муниципальной собственности.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, оснований изменения или отмены судебного акта, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы, не имеется, поэтому решение районного суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327, ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовского муниципального округа на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 25 декабря 2019 года оставить без удовлетворения.
Решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 25 декабря 2019 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: О.И.Устинов
Судьи: Е.В.Козуб
И.А.Анашкина