УИД 56RS0008-01-2023-000024-61
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-13294/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
30 мая 2024 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Кириченко А.Д., Калиновского А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Павловой Е.В. на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 4 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 11 января 2024 года по гражданскому делу № 2-585/2023 по иску Павловой Е.В. к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения Пенсионного Фонда РФ, включении периодов работы в льготный стаж, назначении досрочной пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В., объяснения участвующих в судебном заседании посредством видеоконференц-связи Павловой Е.В. и ее представителя Хохловой Т.В., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Павлова Е.В. обратилась с иском к ОСФР по Оренбургской области о признании незаконным и отмене решения Пенсионного Фонда Российской Федерации, включении периодов работы в льготный стаж, назначении досрочной пенсии по старости, в обоснование заявленных требований, указав, что 24 января 2022 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях», приложив к указанному заявлению все необходимые документы.
Однако, 15 марта 2022 года решением заместителя начальника ГУ-ОПФР по Оренбургской области в удовлетворении указанного заявления ей было отказано. При этом одним из оснований отказа послужило то, что в стаж ее педагогической деятельности полностью не был засчитан период работы в должности преподавателя по классу фортепиано детской музыкальной школы с. Новоалександровка на основании того, что из наименования данного учреждения не следует его соответствия Списку от 29 октября 2002 года № 781, которым «предусмотрен тип - учреждение дополнительного образования детей». Также индивидуальные сведения за период работы с 01 января 2003 года по 31 октября 2005 года представлены без кода льготы.
Считает отказ в данной части незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Детская музыкальная школа с. Новоалександровка, преподавателем по классу фортепиано которой она работала, много раз переименовывалась, и период с 27 ноября 2002 года по 14 июня 2007 года (на основании приказа № отдела культуры администрации Бузулукского района от 27 ноября 2002 года) именовалось Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа (искусств) Бузулукского района». Под данным наименованием она была зарегистрирована в Межрайонной ИФИС № 10 по Оренбургской области, дата внесения записи 18 декабря 2002 года. Тем самым полное соответствие Списку от 29 октября 2002 года № 781, которым «предусмотрен тип - учреждение дополнительного образования детей», не может быть поставлено под сомнение.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (с изменениями и дополнениями), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Ответчик признает факт уплаты таких взносов в период с 01 января 2003 года по 31 октября 2005 года. В направленных работодателем в декабре 2022 года утонениях также чётко указан льготный характер работы.
Таким образом, период ее работы преподавателя по классу фортепиано детской музыкальной школы с. Новоалександровка в период наименования последней Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа (искусств) Бузулукского района», с 01 января 2003 года по 31 октября 2005 года выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, полностью соответствует всем требованиям, необходимым для его включения в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи, с чем отказ ответчика во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода с 01 января 2003 года по 31 октября 2005 года (всего 2 года 10 месяцев) нельзя признать законным и обоснованным.
Просит признать незаконным и обязать ответчика отменить решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии от 15 марта 2022 года. Обязать ответчика включить в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период ее работы в должности преподавателя по классу фортепиано детской музыкальной школы Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа (искусств) Бузулукского района» с 01 января 2003 года по 31 октября 2005 года (02 года 10 месяцев). Назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения, то есть с 24 января 2022 года.
Уточнив исковые требования, просит признать незаконным и обязать ответчика отменить решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии от 15 марта 2022 года. Обязать ответчика включить в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период ее работы в должности преподавателя по классу фортепиано детской музыкальной школы Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа (искусств) Бузулукского района» с 01 ноября 1999 года по 01 июля 2000 года, с 03 июня 2000 года по 31 декабря 2000 года, с 01 января 2003 года по 31 октября 2005 года. Назначить досрочную пенсию по старости со дня обращения с 24 января 2022 года.
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 4 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 11 января 2024 года, исковые требования Павловой Е.В. удовлетворены частично. Суд постановил: «Признать незаконным решение начальника ГУ-ОПФР по Оренбургской области от 15 марта 2022 года в части отказа включить Павловой Е.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 31 декабря 1999 года по 01 июня 2000 года и с 03 июня 2000 года по 01 сентября 2000 года. Обязать ОСФР по Оренбургской области включить Павловой Е.В. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы в качестве преподавателя по классу фортепиано Детской музыкальной школы, с 31 декабря 1999 года по 01 июня 2000 года и с 03 июня 2000 года по 01 сентября 2000 года. В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения».
В кассационной жалобе Павлова Е.В. просит отменить судебные акты в части отказа ей в удовлетворении исковых требований, принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме, ссылается на неправильное применение норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
Выслушав объяснения Павловой Е.В. и ее представителя Хохловой Т.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 данного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 8 статьи 13 данного Федерального закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ. засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 императивно установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в том числе Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно,
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
В абзаце 7 пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года на основании ранее действовавших Постановлений Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и от 01 февраля 2001 года № 79 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067» включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 01 января 2001 года засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в вышеприведенном пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
В силу приведенного пункта 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, за периоды, начиная с 01 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.
Таким образом, с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2001 года № 79 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067» работа в должности педагога дополнительного образования детей в периоды с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 01 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с трудовой книжкой Павлова Е.В. 01 августа 1995 года принята на должность преподавателя по классу фортепиано Детской музыкальной школы в с. Новоалександровка Бузулукского района.
Павлова Е.В. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 15 июня 1999 года.
24 января 2022 года истец Павлова Е.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью.
Решением от 15 марта 2022 года ГУ - ОПФР по Оренбургской области отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 25 лет. Учтенный ответчиком специальный педагогический стаж Павловой Е.В. составил 23 года 4 месяца 9 дней.
Отказывая во включении спорного периода в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, пенсионный орган указал, что в периоды работы с 01 ноября 1999 года по 31 октября 2005 года тип учреждения не соответствует Списку от 2 октября 2002 года № 781. Списком предусмотрено учреждение дополнительного образования детей.
Разрешая требования Павловой Е.В. в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 01 января 2003 года по 31 октября 2005 года - преподавателем по классу фортепиано детской музыкальной школы с. Новоалександровка, на основании оценки представленных доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении данных требований, поскольку отсутствуют необходимые условия для включения спорного периода в специальный стаж, предусмотренные пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, в виде наличия по состоянию на 01 января 2001 года стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
Указал, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Списки должностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Такие правила исчисления стажа работы (деятельности), имевшей место, начиная с 01 января 2001 года, содержатся в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Поскольку у Павловой Е.В. на 01 января 2001 года отсутствует стаж работы в должностях в учреждениях, названных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, и факт работы (независимо от ее продолжительности) в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года, выводы судов об отказе в удовлетворении требований истца для включения в ее специальный стаж спорного периода работы с 01 января 2003 года по 31 октября 2005 года, являются обоснованными.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в судебных актах, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
С доводами кассатора о неверном применении судами норм материального права судебная коллегия согласиться не может.
Вопреки доводам жалобы нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доказательствам дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены состоявшегося по делу решения и апелляционного определения по доводам жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 4 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 11 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Павловой Е.В. – без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи А.Д.Кириченко
А.А.Калиновский