Решение по делу № 8Г-11050/2024 [88-13294/2024] от 27.04.2024

УИД 56RS0008-01-2023-000024-61

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                  Дело № 88-13294/2024

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

30 мая 2024 года                                                                     г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Юровой О.В.,

судей Кириченко А.Д., Калиновского А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Павловой Е.В. на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 4 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 11 января 2024 года по гражданскому делу № 2-585/2023 по иску Павловой Е.В. к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения Пенсионного Фонда РФ, включении периодов работы в льготный стаж, назначении досрочной пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Юровой О.В., объяснения участвующих в судебном заседании посредством видеоконференц-связи Павловой Е.В. и ее представителя Хохловой Т.В., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Павлова Е.В. обратилась с иском к ОСФР по Оренбургской области о признании незаконным и отмене решения Пенсионного Фонда Российской Федерации, включении периодов работы в льготный стаж, назначении досрочной пенсии по старости, в обоснование заявленных требований, указав, что 24 января 2022 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях», приложив к указанному заявлению все необходимые документы.

Однако, 15 марта 2022 года решением заместителя начальника ГУ-ОПФР по Оренбургской области в удовлетворении указанного заявления ей было отказано. При этом одним из оснований отказа послужило то, что в стаж ее педагогической деятельности полностью не был засчитан период работы в должности преподавателя по классу фортепиано детской музыкальной школы с. Новоалександровка на основании того, что из наименования данного учреждения не следует его соответствия Списку от 29 октября 2002 года № 781, которым «предусмотрен тип - учреждение дополнительного образования детей». Также индивидуальные сведения за период работы с 01 января 2003 года по 31 октября 2005 года представлены без кода льготы.

Считает отказ в данной части незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Детская музыкальная школа с. Новоалександровка, преподавателем по классу фортепиано которой она работала, много раз переименовывалась, и период с 27 ноября 2002 года по 14 июня 2007 года (на основании приказа отдела культуры администрации Бузулукского района от 27 ноября 2002 года) именовалось Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа (искусств) Бузулукского района». Под данным наименованием она была зарегистрирована в Межрайонной ИФИС № 10 по Оренбургской области, дата внесения записи 18 декабря 2002 года. Тем самым полное соответствие Списку от 29 октября 2002 года № 781, которым «предусмотрен тип - учреждение дополнительного образования детей», не может быть поставлено под сомнение.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (с изменениями и дополнениями), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Ответчик признает факт уплаты таких взносов в период с 01 января 2003 года по 31 октября 2005 года. В направленных работодателем в декабре 2022 года утонениях также чётко указан льготный характер работы.

Таким образом, период ее работы преподавателя по классу фортепиано детской музыкальной школы с. Новоалександровка в период наименования последней Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа (искусств) Бузулукского района», с 01 января 2003 года по 31 октября 2005 года выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, полностью соответствует всем требованиям, необходимым для его включения в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи, с чем отказ ответчика во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода с 01 января 2003 года по 31 октября 2005 года (всего 2 года 10 месяцев) нельзя признать законным и обоснованным.

Просит признать незаконным и обязать ответчика отменить решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии от 15 марта 2022 года. Обязать ответчика включить в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период ее работы в должности преподавателя по классу фортепиано детской музыкальной школы Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа (искусств) Бузулукского района» с 01 января 2003 года по 31 октября 2005 года (02 года 10 месяцев). Назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения, то есть с 24 января 2022 года.

Уточнив исковые требования, просит признать незаконным и обязать ответчика отменить решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии от 15 марта 2022 года. Обязать ответчика включить в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период ее работы в должности преподавателя по классу фортепиано детской музыкальной школы Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа (искусств) Бузулукского района» с 01 ноября 1999 года по 01 июля 2000 года, с 03 июня 2000 года по 31 декабря 2000 года, с 01 января 2003 года по 31 октября 2005 года. Назначить досрочную пенсию по старости со дня обращения с 24 января 2022 года.

Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 4 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 11 января 2024 года, исковые требования Павловой Е.В. удовлетворены частично. Суд постановил: «Признать незаконным решение начальника ГУ-ОПФР по Оренбургской области от 15 марта 2022 года в части отказа включить Павловой Е.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 31 декабря 1999 года по 01 июня 2000 года и с 03 июня 2000 года по 01 сентября 2000 года. Обязать ОСФР по Оренбургской области включить Павловой Е.В. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы в качестве преподавателя по классу фортепиано Детской музыкальной школы, с 31 декабря 1999 года по 01 июня 2000 года и с 03 июня 2000 года по 01 сентября 2000 года. В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения».

В кассационной жалобе Павлова Е.В. просит отменить судебные акты в части отказа ей в удовлетворении исковых требований, принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме, ссылается на неправильное применение норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.

Выслушав объяснения Павловой Е.В. и ее представителя Хохловой Т.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 указанного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 данного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 8 статьи 13 данного Федерального закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ. засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 императивно установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в том числе Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно,

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.

В абзаце 7 пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года на основании ранее действовавших Постановлений Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и от 01 февраля 2001 года № 79 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067» включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 01 января 2001 года засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в вышеприведенном пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

В силу приведенного пункта 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, за периоды, начиная с 01 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Таким образом, с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2001 года № 79 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067» работа в должности педагога дополнительного образования детей в периоды с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 01 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с трудовой книжкой Павлова Е.В. 01 августа 1995 года принята на должность преподавателя по классу фортепиано Детской музыкальной школы в с. Новоалександровка Бузулукского района.

Павлова Е.В. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 15 июня 1999 года.

24 января 2022 года истец Павлова Е.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью.

Решением от 15 марта 2022 года ГУ - ОПФР по Оренбургской области отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 25 лет. Учтенный ответчиком специальный педагогический стаж Павловой Е.В. составил 23 года 4 месяца 9 дней.

Отказывая во включении спорного периода в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, пенсионный орган указал, что в периоды работы с 01 ноября 1999 года по 31 октября 2005 года тип учреждения не соответствует Списку от 2 октября 2002 года № 781. Списком предусмотрено учреждение дополнительного образования детей.

Разрешая требования Павловой Е.В. в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 01 января 2003 года по 31 октября 2005 года - преподавателем по классу фортепиано детской музыкальной школы с. Новоалександровка, на основании оценки представленных доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении данных требований, поскольку отсутствуют необходимые условия для включения спорного периода в специальный стаж, предусмотренные пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, в виде наличия по состоянию на 01 января 2001 года стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.

Указал, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Списки должностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Такие правила исчисления стажа работы (деятельности), имевшей место, начиная с 01 января 2001 года, содержатся в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781.

Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.

Поскольку у Павловой Е.В. на 01 января 2001 года отсутствует стаж работы в должностях в учреждениях, названных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, и факт работы (независимо от ее продолжительности) в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года, выводы судов об отказе в удовлетворении требований истца для включения в ее специальный стаж спорного периода работы с 01 января 2003 года по 31 октября 2005 года, являются обоснованными.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в судебных актах, с которой суд кассационной инстанции соглашается.

С доводами кассатора о неверном применении судами норм материального права судебная коллегия согласиться не может.

Вопреки доводам жалобы нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доказательствам дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Оснований для отмены состоявшегося по делу решения и апелляционного определения по доводам жалобы не усматривается.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 4 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 11 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Павловой Е.В. – без удовлетворения.

Председательствующий                    О.В.Юрова

Судьи                                А.Д.Кириченко

А.А.Калиновский

8Г-11050/2024 [88-13294/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Павлова Екатерина Владимировна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Оренбургской области
Другие
МБУ ДО Детская школа искусств Бузулукского района
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
30.05.2024Судебное заседание
30.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее